Игры для формирования слоговой структуры слова
консультация по логопедии (старшая группа)

Игры для формирования слоговой структуры слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_slogovoy_strukture_slova.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Длинные и короткие слова.

1 вариант. У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски

бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго)

или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно

под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, расческа, ласточка, лак, пирамида, щит, балерина, суп, жук, ракета,

мухомор, шар.

2 вариант. Перед ребенком — набор картинок с односложными и многосложными

словами. Необходимо разделить их на две группы.

3 вариант. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы

с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его,

все дети проверяют.

Эхо.

Дети становятся в круг. Логопед произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок

внятно повторяет его также по слогам. Затем он поворачивается к соседу и называет свое

слово. Игра продолжается по кругу.

Играть можно и вдвоем. Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на

стыке морфем.

Прошагай слово.

Логопед показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное

количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети прошагивают придуманные

ими слова.

Поднимись по лесенке.

Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто подни-

мется выше?» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по

ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются детьми или предлагаются лого-

педом.                                     ,

Посадим деревья.

Дети делятся на три группы. Логопед объясняет, что нужно прослушать названия

деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоми-

нать деревья с односложными названиями, из второй группы — с двусложными, из

третьей группы — с трехсложными.

Задание проверяется совместно.

Слова: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.

Магазин «Овощи-фрукты».

Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными двумя, тремя или че-

тырьмя кружочками. У педагога на столе разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов,

сколько кружков у него на карточке. Необходимо подойти к столу и проговорить выбран-

ное слово по слогам, показав свою фишку. Если играющий не допустил ошибки, у него

берутся «деньги» и выдается «Покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше кар-

тинок.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры,

баклажаны, тыква, укроп, петрушка.

Фрукты: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины,

мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

Зоопарк.

Перед ребенком — стопка картинок с изображениями животных. На столе — четыре

большие карты с нарисованными клетками. Логопед объясняет правила: «В наш зоопарк

привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в

названиях которых один слог, во вторую — с названиями из двух слогов » и т.д.

Животные: лев, еж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф,

верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

Найди себе пару.

Сначала каждый ребенок громко, по слогам называет свое имя. Затем дети расходятся.

По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько

же слогов. Проигрывают дети, допустившие ошибку в делении имени на слоги или в

выборе пары.

Какое слово я задумала?

Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько

фишек, сколько в нем слогов. Затем ребенок называет первый слог: ка. Дети отгадывают

задуманное слово, опираясь на количество фишек: ка-бинет, ка-лина, ка-бина, ка-рета,

ка-юта. Отгадавший становится водящим.

Закончи слово.

Логопед просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами):

мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк,

мо-локо, мо-нета, мо-лодой,

ра-ма, Ра-я, ра-да,

ра-дуга, ра-кета, ра-бота,

де-ло, де-сять, де-ти,

де-вочка, де-ревня, де-душка.

За каждое слово ребенок получает флажок. Выигрывает набравший их наибольшее

количество.

Кто быстрее?

Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто

первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается только

с сидящими детьми.

Слоги: тра-, вед-, сет-, гор-, дос-, бел-, ста-, кар-, кры-, шар-, так-, бан-, зве-, фла-,

гри-, цве-, гру-, кры-.

Придумай начало слова.

Ведущий говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово

целиком.                                     '

Слоги: -рево, -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -мидор, -реза,

-лина, -дочка, -лено, -мыши, -тяга, -лосы, -ляна.

Путаница.

Педагог произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся

слово.

Слоги: ка-мас, та-пас, ты-кус, ва-тык, тя-Ка, ти-ног, ка-сум, ла-мет, па-ли, ги-но,

на-вес, ма-до, на-сос, дух-воз, ба-тру, тик-лас, ши-у, тя-те, ля-Ко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР

Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59P...

Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова

Роль дидактических  игр  в работе  логопеда,  виды игр по  формирлванию  слоговой  структуры  слова для  детей  с речевыми  нарушениями....

Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)

quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений...