Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_slogovoy_strukture_slova.docx | 933.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в коррекционной работе.
Авторские игры по формированию слоговой структуры слова
Подготовила:
учитель-логопед
ДОУ №130 города Липецка
Батанина Анастасия Михайловна
Эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, достигается при широком использовании дидактических игр.
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
При проведении дидактических игр основываемся на общих дидактических принципах.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы, такие как:
1. Принцип динамичности восприятия;
2. Принцип развития высших психических функций;
3. Принцип мотивации;
Игры, используемые в коррекционной работе логопеда, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр при коррекции речи:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по формированию слоговой структуры слова;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.
В этом году моя тема по самообразованию связана с формированием слоговой структурой слова.
У большинства детей с ОНР в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводим работу над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данную работу так же проводим в игровой деятельности, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков, формированию фонематического слуха.
Дидактическая игра
"Художник"
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: детям предлагается помочь художнику выбрать краску. Дети определяют количество слогов в каждом слове-картинке, которые выложены по порядку на доске, и, шагают с краски на краску (цветная клякса) игрушкой – человечком. Спросить ребенка на каком цвете стоит художник (каждому слогу соответствует один цвет).
Так же можно произносить слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-человечка по цветным кляксам.
Дидактическая игра
«Подарки»
Цель: умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: Скоро праздник Новый год. Что мы получаем в этот праздник? Дед Мороз готовит много подарков и сам не справляется. Он очень просил вас помочь ему. Не откажите в помощи? Надо разложить подарки в коробки. Но не просто так. Детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в коробку так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой (с другой стороны количество кружков), которая указана на коробке, четко произнося слово по слогам.
Дидактическая игра
«Магазин»
Цель: закреплять навык деления слов на слоги; развивать слоговую структуру слова; закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой; закреплять словарь по лексическим темам.
Ход игры: Подбираются игрушки, предметы по лексической теме (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и др.). Детям предлагается купить товар. Количество точек на денежной купюре соответствует количеству слогов в названии товара.
Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
Продукты: масло, сыр, помидоры, сок, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, пирамидка, гном, мяч, Буратино…
Дидактическая игра
«Божья коровка»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество точек на изображении божьей коровки (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Дидактическая игра
«Сказочные соседи»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры:
1 вариант:
Подобрать две картинки (соседей), так, чтобы количество слогов в словах соотносилось с той цифрой, которая указана в «зеркале» замка, четко произнося слова по слогам.
2 вариант:
Детям предлагается выбрать героя, определить количество слогов в слове (картинка), вставить картинку с одной стороны замка и подобрать вторую картинку (найти соседа) так, чтобы количество слогов в слове соответствовала количеству слогов первой картинки.
Дидактическая игра
«Жучки и цветки»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры:
Детям предлагается определить количество слогов в слове на цветочке и посадить на него жучка с таким же количеством точек.
Дидактическая игра
«Грузовик»
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Ход игры: грузовик должен доставить груз. Он поедет только тогда, когда все правильно будет уложено в кузове. Расположить картинки в заданной последовательности: внизу слова, которые состоят из трех слогов, в середине – слова, состоящие из двух слогов, и вверху – из одного слога.
Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
- Мне нравится (1)