Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
консультация на тему
Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59Ps
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_razvitie_slogovoy_struktury_slov.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения.
Но как показывает практика, предложенные системы коррекции таких нарушений не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
материале.
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим более подробно содержание этих этапов работы. Для того, чтобы сэкономить время, я буду просто перечислять основное содержание работы и называть, какие дидактические игры возможно применить. С описанием этих игр я предлагаю ознакомиться самостоятельно на памятках.
Задачи
| Упражнения и дидактические игры | |
I. Подготовительный этап | ||
Работа на невербальном материале | ||
Развитие базовых предпосылок становления слоговой структуры слова: | ||
1.Совершенствование статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий: совершенствовать координацию общих движений; -формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры; - формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях; -развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; -формировать общую координацию движений под ритмическую музыку. | «Повтори за мной» «Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…) «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева» «Стучи – как я считаю» «Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок) «Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов) «Сколько раз ударили в барабан» «Где позвонили» «Узнай музыкальный инструмент по звуку» | |
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук: -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое; -воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук; -развитие реципрокной координации рук; -развитие динамического праксиса рук;
| «Сорока - белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным) Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на пианино» - в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно) Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно «Кулак – ребро» «Кулак – ребро – ладонь» «Кулак левой руки–ребро правой руки» | |
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений: -развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; -совершенствовать плавность и переключаемость движений; -совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. | -губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам -совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук -поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев | |
Работа на вербальном материале | ||
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие
| «Поднимись по лесенке» «Прошагай слово» «Найти длинное слово среди коротких» | |
Различение слогового ряда
| «Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук», козлята - три раза | |
Формирование пространственно-временных представлений
| «Найди начало, середину, конец» «Что стоит перед, за, после?» «Кто первый, послед-ний?» (сказка Репка) | |
II. Основной этап | ||
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
| произнесение слов из двух одинаковых слогов; «Кто как поет?»
| |
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
|
“Лото” “Чудесный мешочек” | |
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
| «Назови картинку»
| |
4. Устранение перестановок слогов
| -придумать слова со слогом (ко, ма...) «Собери слово» - сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности «Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..) |
Далее предлагаю видео, где предложены варианты дидактических игр на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
И в заключении я хочу отметить, что существует огромное множество пособий (это например тетради на печатной основе, методические руководства с перечнем игровых устных упражнений), но всетаки большее внимание необходимо уделять подбору иллюстративного материала, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно - образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова.
Рекомендации для родителей....
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Формирование слоговой структуры слова...
Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями....
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)
quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений...
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР...
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова
laquo;Пасхальные яйца»Цель: формирование слоговой структуры слова 1 и 2 классаЗадачи- развивать чувство ритма- вызывать у детей с ТНР слова 1 и 2 класса ССС- развивать память- развивать ориенти...