Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 40.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слов
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.
Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.
Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Цели:
- Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;
- Угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове;
- Прогнозирование финального и инициального элементов слова с опорой на предметные картинки.
Игры с мячом
«Большой- маленький»
Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.
Дом- домик
Слон- слоник
Стол- столик
Нос- носик
Куст- кустик
Шкаф- шкафчик
«Доскажи слово»
Логопед говорит слово- ребенок называет, заранее оговоренное окончание.
…(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-…
…(ва) : тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…
… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…
… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…
«Чей детеныш?»
Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.
Волчонок- волчица
Зайчонок- зайчиха
Жеребенок- лошадь
Теленок- корова
«Мой веселый, звонкий мяч»
Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:
Мой- веселый- звонкий- мяч-
Ты- куда- пустился- вскачь?
Красный- синий- голубой
Выбирай- себе- любой!
Игры с движением
«Робот»
На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.
Ве-ло-си-пед
Ма-ши-на
Ско-во-род-ка
Ра-бо-та
Ве-ник
Пе-тух
Ча-сы
«Собираемся в детский сад»
В противоположных сторонах кабинета располагаются куклы мальчика и девочки. Ребенку предлагается выбрать из предметных картинок одежду для мальчика и девочки. В движении, проговаривая слова, отнести картинку к нужной кукле.
Да-ши-на шап-ка
Да-ши-на шу-ба
Да-ши-ны сан-да-ли
Ми-ши-на ру-баш-ка
Ми-ши-на курт-ка
Ми-ши-ны са-по-ги
«Нехочуха»
Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.
Даша, прыгай. – не хочу прыгать
Даша, ходи. – не хочу ходить.
Даша, приседай.- не хочу приседать.
Даша, лети. – не хочу летать.
«Путаница»
Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.
Ло-та-па лопата
Мо-то-лок молоток
Жи-лы лыжи
Ла-пи пила
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.
Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.
Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова.
Рекомендации для родителей....
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Формирование слоговой структуры слова...
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59P...
Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями....
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова (1-8 тип)
quot;4 лишний". Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее."Что делали дети?". На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н...
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Дидактические игры на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР...
Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова
laquo;Пасхальные яйца»Цель: формирование слоговой структуры слова 1 и 2 классаЗадачи- развивать чувство ритма- вызывать у детей с ТНР слова 1 и 2 класса ССС- развивать память- развивать ориенти...