«Система игровых упражнений для активизации звуков у дошкольников»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

«Система игровых упражнений для активизации звуков у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx59.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Система игровых упражнений для активизации звуков у дошкольников»

Пояснительная записка

Актуальность.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из, наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей-дошкольников, организации их жизни и совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт; вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и игровым приёмам. Это обусловлено тем, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольников, игра - активизирует деятельность детей, позволяет организовать работу с детьми, у которых обнаруживаются те или иные негативные черты характера, отрицательные личностные проявления, нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что часто наблюдается у детей с нарушениями речи.

В педагогической и логопедической литературе известны работы, посвященные устранению заикания в игре (Г.А. Волкова, И.Г. Выгодская, ЕЛ. Пеллингер, Л.П.Успенская), применению ряда игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи у детей, посещающих массовые детские сады (М.Г. Генинг, Н.А. Герман). Однако игровые приемы в работе по постановке звуков у детей с нарушениями звукопроизношения описаны недостаточно.

С физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Простые отработанные движения вводятся в комплекс, и таким образом вырабатывается артикуляционный уклад нужного звука. При воспроизведении правильного уклада и подключении выдыхаемой голосом струи, ребёнок произносит нужный звук. Постановка может быть закончена после многократного повторения изолированного звука.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап постановки звука затягивается. Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет ребёнка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Устают все: специалист, ребёнок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по постановке звуков.

Игровые методы, так же как и упражнения должны обязательно включаются в практику работы по вызыванию звуков. Это позволяет решить сразу несколько задач:

 пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

 расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

 повысить познавательную активность и работоспособность детей;

 активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

 превратить процесс обучения и научения в интересную игру.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, широко применяю игровые приёмы и упражнения, стараюсь обыграть каждое упражнение. Приведу некоторые игровые приёмы, которые можно использовать при постановке звуков.

Как отмечалось выше постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовительной артикуляционной гимнастики. Все упражнения артикуляционной гимнастики обыгрываются.

Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску для активизации звуков у дошкольников через систему игровых упражнений.

Перспективное планирование на 2 года:

I этап – подготовительный: сентябрь 2021 года- май 2022 года

  1. Составление поэтапного плана работы, справочной литературы по выбранной тематике.
  2. Планирование деятельности.

II этап – основной: сентябрь 2022 года - апрель 2023 года

Внедрение:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с коллегами.

III этап – итоговый: май 2023 года

#1055;роведение итоговой диагностики.

#1057;бор и обработка результатов, подведение итогов

Разработка рассчитана на 2 года, с дальнейшим продолжением.

Календарное планирование на 2021-2022 гг.

Сентябрь

  • Провести педагогический мониторинг по проблеме.
  • Разработать план на учебный год.

Октябрь

  • Изучить теоретический и научный материал по данной теме.
  • Изучить компетенции родителей по теме.

Ноябрь

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»
  • Изготовление пособий “Игры для развития речи”.

Декабрь

  • Изготовление папки-передвижки “Игры и игрушки для развития речи”.
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями:

«Что за шум?»

Январь

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями:

«Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры»

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Где позвонили?»

Февраль

  • Изготовление папки-передвижки “Речевые игры”
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Поищи!»

Март

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Где колокольчик?»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Недовольный Коля» или «Грустный гномик»

Апрель

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Солнце и дождик»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Ритмическое эхо»

Май

  • Открытое мероприятие “Речевые игры для старших дошкольников”

2022-2023 гг.

Сентябрь

  • Провести педагогический мониторинг по проблеме
  • Разработать план на учебный год.

Октябрь

  • Изучить теоретический и научный материал по данной теме.
  • Изучить компетенции родителей по теме

Ноябрь

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Различаем твердые и мягкие согласные»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Угадай по голосу!»

Декабрь

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Громко-тихо»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Далеко – близко»

Январь

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Угадай, кто кричит»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «К кому пришел?»

Февраль

  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Угадай, как надо делать»
  • Оснащение предметно-развивающей среды игровыми упражнениями: «Кот и мыши»

Март

  • Оснащение ППРС игровыми упражнениями: «Сказочные голоса»
  • Оснащение ППРС игровыми упражнениями: «Скажи, как я»

Апрель

  • Оснащение ППРС игровыми упражнениями: «Лягушки»
  • Оснащение ППРС игровыми упражнениями: «Улиточка»

Май

  • Провести педагогический мониторинг.
  • Отчет о проделанной работе за учебный год обмен опытом с коллегами.

Картотека игровых упражнений для активизации звуков у детей

Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»

Цель: научить узнавать «звуки природы».

Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных).

Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук.

Примечание: Порекомендуйте родителям прослушать с ребенком аудиозаписи природных звуков, пусть они обсудят услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми.

Для воспитателей эти же звуки слушать на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи.

Упражнение «Что за шум?»

Цель: учить узнавать «бытовые шумы».

Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).

Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом - звукоподражанием.

Примечание: Порекомендуйте родителям вместе с ребенком послушать звуки за окном: Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?

Упражнение «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры»

Цель: развитие неречевого звукоразличения.

Оборудование: наполненные горохом, крупой, песком, кнопками, скрепками, пуговицами, мелкими камешками коробочки или киндеры.

Ход: Детям предлагается найти две одинаково звучащие коробочки, наполненные различными материалами. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Где позвонили?»

Цель: определить направления звука.

Оборудование: будильник, колокольчик.

Ход:

Вариант 1: Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет будильник, который громко тикает. Дети возвращаются и ищут его. Если кто-то нашел, то шепчет на ухо ведущему и молча садиться на стульчик. Ребенок, который нашел будильник последним – платит фант.

Вариант 2: Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Поищи!»

Цель: определить по звуку место игрушки.

Оборудование: игрушка, бубен.

Ход: Дети закрывают глаза или поворачиваются спиной. Вы прячете игрушку и предлагается найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (хлопки в ладоши, звон колокольчика): если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка - бубен бьет громко, если удаляется - тихо.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Где колокольчик?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: колокольчик.

Ход: Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка колокольчик.

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Недовольный Коля» или «Грустный гномик»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Детям предлагается прослушать ряд слогов или фразу, если услышат неправильное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

Упражнение «Солнце и дождик»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: бубен.

Ход: Сегодня мы с вами пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!

Примечание: игру может проводить как логопед, так и воспитатель.

Упражнение «Ритмическое эхо»

Цель: развитие чувства ритма.

Оборудование: не требуется.

Ход: Стоя друг против друга, или располагаясь в кругу, предложите детям сыграть в ритмическое эхо. Объясните, что эхо все повторяет. Предложите в точности повторять то, что вы будете прохлопывать, т.е. стать эхом. Начинайте с самых простых ритмических фигур. Если дети легко справляются с заданием, усложните ритм или ускорьте темп. Можно для удобства произносить какие-либо слова по слогам.

Примечание: Порекомендуйте поиграть родителям вместе с ребенком дома.

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь-сь (мягко).

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Упражнение «Угадай по голосу!»

Цель: учить различать голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети встают в круг, держась за руки; водящий - в центре круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, а потом останавливаются. Водящий идет в любом направлении. Пока не натолкнется на одного из детей. Тот должен назвать водящего по имени. Если водящий не угадал, кто говорил с ним, он продолжает угадывать следующего. Тот, чей голос он угадал, становится водящим.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнении «Громко-тихо»

Цель: развитие высоты и тембра голоса.

Оборудование: не требуется.

Ход: Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким.

Вариант: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

Упражнение «Далеко – близко»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: игрушечный котенок.

Ход:

Вариант 1: Взрослый показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит "Мяу", меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Вариант 2: Затем дети мяукают по сигналу взрослого: "близко" - "далеко".

Вариант 3: Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Упражнение «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «К кому пришел?»

Цель: развитие голоса: силы, высоты.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

Вариант 1: Взрослый выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу: «Волк пришел», с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.

Вариант 2: «От кого ушел?» Фраза: «Волк ушел», говорится с радостью, с сожалением, с досадой.

Примечание: Рекомендуется проводить как воспитателям, так и родителям.

Упражнение «Угадай, как надо делать»

Цель: научить ребенка определять на слух темп речи.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва-

Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять-

Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (руки над головой)

Упражнение «Кот и мыши»

Цель: развитие силы голоса, речевого слуха.

Оборудование: произведения устного народного творчества: стишки, потешки, сказки.

Ход: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Упражнение «Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Ведущий следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Упражнение «Лягушки»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Оборудование: не требуется.

Ход: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Примечание: Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

Упражнение «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Оборудование: не требуется.

Ход: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я.

Водящий отгадывает.

Примечание: Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Упражнение «Продолжи стихи»

Цель: подбор слова с опорой на их смысл и звучание.

Оборудование: стихи.

Ход: Ребенку читаются стихи, а он их должен закончить.

Бы-бы-бы, идет дым из … (трубы).

- Где обедал, воробей?

-В зоопарке у … (зверей).

Примеры:

Аист Алику принес апельсин и (абрикос).

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа).

Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку)».

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки)».

Ослик любит очень золотую (осень)».

Упражнение «Подбери похожие слова»

Цель: учить подбирать слова близкие по звучанию.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

Упражнение «Подбери по звучанию»

Цель: развитие навыка подбора слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

Упражнение «Найди себе пару»

Цель: учить находить слова близкие по звучанию.

Оборудование: не требуется.

Ход: Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-нибудь один произносит любое слово, а другой должен отозваться похожим словом. Если скажут шутка, то парой будет тот, кто отзовется словом мишутка или утка. Те дети, кто составил пару, берутся за руки. Упражнение продолжается до тех пор, пока все ребята не подберут себе пару.

Упражнение «Телефон»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Какой отличается?»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Упражнение «Общий звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите детям найти часто повторяющийся звук в стихотворении, предложении или скороговорке: «Маша нашла большую шишку».

Упражнение «Внимательные ушки»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне других звуков, слогов, слов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

а) из ряда звуков: [р], [ш], [к], [м], [р], [ж], [х], [ы], [р] и т.д.;

б) из слогов: со, мо, ар, га, про, дыр, эр, пи, мин, рам и т.д.

в) из слов: рыба, слон, помидор, роза, лампа.

Упражнение «Наоборот»

Цель: развитие умения различать звуки.

Оборудование: не требуется.

Ход: со словами - рифмами (надо заменить один звук на другой): сайка – шайка, шкала – скала, сутки – шутки, палас – палаш.

Упражнение «Глухой – звонкий»

Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.

Оборудование: карточки.

Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.

Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).

Произносится ряд звуков: б б б п п б п б п б б п п п п б п...... - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.

Упражнение «Найди звук»

Цель: учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Оборудование: не требуется.

Ход: Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какие буквы обозначали мягкость согласных.

а) Терка, рев, тетка, телка, семга;

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;

г) мир, тир, тигр, сито, вико, винт, синий.

Примечание: «Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных (я, ё, ю, е, и), спрашивает логопед. Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный дорого ряда.)»

Упражнение «Выделяй»

Цель: учить определять конечный согласный в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается определить конечный согласный вначале на обратных слогах.

Примерные задания:

Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак

а) выделение первого гласного

б) выделение последнего согласного

в) полный анализ слога

Упражнение «Послушай и назови»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове.

Упражнение «Цепочка»

Цель: научить вычленять первый согласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ведущий называет слово (например, лес), а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука и т.д. составляется цепочка слов.

Упражнение «Звуковая линейка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

Мониторинг развития речи в подготовительной группе на 2021 - 2022

год

Эталон развития речи ребенка.

#1059;меет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

2. Умеет сочинять концовки к сказкам.

3. Умеет последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

4. Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

5. Умеет заменять слово другим со сходным значением.

6. Умеет определять место звука в слове.

№п/п

И.Ф.ребенка

Критерии

Итог

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

1

1

1

2

1

2

1

1

4

6

2.

2

2

2

2

2

3

1

2

7

9

3.

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

4.

2

2

1

2

1

2

1

2

5

8

5.

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

6.

2

2

2

2

1

2

1

2

6

8

7.

1

2

2

2

1

2

1

2

5

8

8.

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

9.

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

10.

1

2

1

2

1

2

1

2

4

8

11.

1

2

2

2

1

2

1

2

5

8

12.

2

3

2

3

2

3

1

3

7

12

Высокий уровень – 10 - 12 баллов; Средний уровень – 7 - 9 баллов; Низкий уровень – 4 -6 балла

Мониторинг развития речи в старшей группе на 2022 – 2023 год

Эталон развития речи ребенка.

#1059;частвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении.

2. Доброжелателен с собеседниками, говорит спокойно, не повышая голоса.

3. В общении с взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.

4. Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

5. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определят место звука в слове.

6. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

№п/п

И.Ф.ребенка

Критерии

Итог

Формирование словаря

Связная речь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

1

2

2

2

2

2

1

2

6

8

2.

2

3

2

3

3

3

2

3

9

12

3.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

4.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

5.

3

3

3

3

3

3

3

3

12

12

6.

2

3

2

3

2

3

2

3

8

12

7.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

8.

3

3

3

3

3

3

3

3

12

12

9.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

10.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

11.

2

3

2

2

2

2

2

3

8

10

12.

2

3

2

3

2

3

3

3

10

12

13.

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

14.

3

3

3

3

3

3

3

3

12

12

15.

2

3

2

3

2

3

2

3

8

12

Высокий уровень – 10 - 12 баллов;

Средний уровень – 7 - 9 баллов;

Низкий уровень – 4 -6 балла

Итоги мониторинга:

С сентября 2021 года по май 2023 года проводилась коррекционно-развивающая работа с детьми логопедической группы, в ходе которой были применены изложенные в данной работе методы и приемы на основе современных и инновационных технологий.

Результаты мониторинга по определению уровня и особенностей речевых нарушений показали, что воспитанники группы имеют нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас слов, нарушения при установлении причинно-следственных связей. Им сложно задавать вопросы, выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения. Внимание детей неустойчивое, отмечаются трудности запоминания.

Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы. При решении этих задач я изучила и применила в работе методы и приемы обучения на основе современных и инновационных технологий

После проведенных занятий с использованием игровых методов и приемов на основе современных и инновационных технологий дети группы показали достаточный уровень овладения программным материалом. Однако часть детей все еще испытывала трудности при выполнении заданий, связанных с формированием и развитием связного последовательного высказывания.

При использовании игровых методов и приемов на основе современных и инновационных технологий, обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала.

Проведенные промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого развития показали положительную динамику в коррекции и развитии речи по всем разделам коррекционно-развивающей работы:

- у воспитанников поставлены звуки на уровне предложений;

- дети умеют дифференцировать звуки; при воспроизведении слов допускают ошибки с самостоятельной поправкой;

- сформированы фонематические процессы: последовательно называют звуки в словах, определяют позицию звука в слове: начало, середина слова;

- фразы производятся точно, воспитанники умеют составлять рассказы, устанавливая связность и последовательность высказывания.

- устранены грубые нарушения грамматического строя речи.

Заключение

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по итогам 2х летней работы:

Использование игровых упражнений для вызывания звукову неговорящих детей показали следующие данные:

- дают принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;

- активизируют компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;

- позволяют индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания осуществлять дифференцированный подход;

-повышают интерес к обучению (мотивация) и эффективность коррекции речевых нарушений.

-существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.

Главной особенностью применения это методики является то, что она активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в активную деятельность, дети учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.

Таким образом, применение этой системы в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.

Список использованной литературы:

  1. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М.: АПО, 1996. – 417с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.
  4. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
  5. Матанцева, Т. Н. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Т. Н. Матанцева, К. С. Мокерова, В. А. Василова. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. С. 36
  6. Парамонова, Л. Г. Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи / Л. Г. Парамонова // Дошкольная педагогика. - 2005. - N3. – С. 20-24

Конспект логопедического занятия в подготовительной на тему: «Игровые упражнения для развития речи».

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям.

Задачи:

Коррекционно-образовательные;

- Совершенствовать лексико — грамматический строй речи;

- Развивать глагольный словарь;

- Совершенствовать навыки построения сложного предложения;

- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно-развивающие:

- Развивать высшие психические функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

- Совершенствовать речевое дыхание, мелкую и общую моторику, мышцы артикуляционного аппарата;

- Развивать голос и мимическую мускулатуру;

- Учить координировать речь с движениями;

- Развивать творческие способности детей. группе

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности на занятии.

- Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать друг друга.

Коррекционно-оздоровительные:

- Развивать двигательную активность.

- Способствовать сохранению и укреплению психофизического здоровья детей путём использования динамической паузы.

Оборудование: компьютер, доска (магнитная, интерактивная), фишки.

Используемые технологии:

- игровые;

- ИКТ;

- Здоровьесберегающие.

Предполагаемые коррекционно-развивающие результаты:

- развитие фонематического слуха;

- расширение активного словаря;

- развитие мышления, памяти, внимания;

- развитие учебной мотивации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

#1054;РГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Логопед: — Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня наше занятие мы назвали – «Логопедическая игротека».

В течение всего занятия нас будет сопровождать весёлый, неутомимый, озорной… (появляется слайд с изображением Незнайки, дети называют его) Незнайка.

II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: — Он очень рад нашей встрече! Наш Незнайка, хочет посмотреть с каким настроением вы пришли сюда. Давайте покажем.

Логопед:Упражнение «Мое настроение»:

Мы умеем улыбаться

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Логопед: — Какие вы красивые, когда улыбаетесь! Подарите улыбку друг другу. Молодцы!

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Все мы очень любим играть. Значит, нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя и за правильный ответ вы будите получать фишку с веселым человечком, а в конце занятия мы определим нашего победителя.

РАЗМИНКА

Загадки «Весёлый алфавит».

#1040;йболиту вы сперва,

Рот открыв, поёте…(А)

2. Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву…(О)

#1044;авно известно детям всем:

Корова знает букву…(М)

#1050;аждый барашек скажет тебе:

Очень уж любят они букву…(Б)

#1056;азделять всех он мастак,

Безголосый…(Твёрдый знак)

#1053;а одной стоит ноге,

Любят гуси букву…(Г)

#1062;елый час жужжит уже

На цветочке буква…(Ж)

#1044;ля шипенья хороша

В алфавите буква…(Ш)

9. Узнаешь сразу ты её-

С двумя глазами буква…(Ё)

10. «Горячо как мне в свече!»-

Причитает буква…(Ч)

11. «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!»-

Так хохочет буква…(Х)

#1061;одит с палочкой, увы,

По страницам буква…(Ы)

#1053;е получится борща,

Если нет в нём буквы…(Щ)

#1058;очит коготь на крыльце

Царапучка буква…(Ц)

15. Половинка от жука

Составляет буква…(К)

Игра «Семь ответов на один звук»

Буква «Т» в начале слова.

  1. Один из видов транспорта.
  2. Детёныш коровы.
  3. Имя девочки.
  4. Учебная вещь.
  5. Дерево, с которого летит пух.
  6. Мобильный….. (телефон)
  7. С помощью этого предмета рубят дрова.

Буква «Д» в начале слова.

  1. Кто лечит людей.
  2. Имя мальчика.
  3. Зимний месяц.
  4. Музыкальный инструмент.
  5. На нём сидят и спят.
  6. Что улитка носит на себе?
  7. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.

Логопед: - Разминка закончилась, а у нас веселая, музыкальная физкультминутка.

Логопед: Повторяем движения. (презентация….)

Игра на развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Итак, мы начинаем!

Однажды буквы поиграли,

Не по порядку в слове встали,

Но как им место отыскать?

Слова совсем нельзя понять.

И плачут буквы громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

Логопед: - ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием, и вам нужно переставить буквы так, чтобы получились слова.

(Приложение 1).

СЕНЬО – осень, ЛАШКО – школа, БЯТАРЕ – ребята, ЖБАДРУ – дружба, ДОРАСТЬ – радость.)

Логопед: Видите, ребята, какие замечательные слова у нас появились. Давайте прочтем их. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.

Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: Ребята, нам пришло срочное письмо. Кто же его автор? Мы узнаем это быстро, если отгадаем первые буквы названий картинок, а затем из них составим слово.

(На слайде появляются картинки поочерёдно: Нос, енот, звезда, нота, арбуз, йогурт, конь, аист).

— Я думаю, что вы догадались. Конечно, это…. (Незнайка). Правильно, это наш озорник и выдумщик Незнайка.

- А вспомните ребята, где живет Незнайка? (В Цветочном городе).

Письмо незнайки

Логопед: Незнайка в своем письме, хочет вам рассказать о растениях Цветочного городка. Прочтите его самостоятельно. (Приложение 2)

#1057;воё весеннее расписание есть у чветов и у беревьев.

Своё весеннее расписание есть у цветов и у деревьев.

#1048;ва чветёт в абреле, а ламдыш - в гонце мая!

Ива цветёт в апреле, а ландыш - в конце мая!

#1053;икогда не зачветёт ядлоня раньше церёмухи, а церёмуха раньше дерёзы.

Никогда не зацветёт яблоня раньше черёмухи, а черёмуха раньше берёзы.

Логопед: Что же он пишет? Ничего понять нельзя! Опять всё перепутал Незнайка. Давайте мы с вами восстановим текст на магнитной доске. Вы по очереди будите выходить к доске и исправлять ошибки.

Логопед: Какие вы ошибки обнаружили? /Ответы детей/.

— Кто мне поможет прочитать, что хотел нам написать Незнайка?

— Молодцы! Видите, нужно произносить слова правильно. Сразу всё становится ясно.

Обобщение и закрепление

#1048;гра на внимательность (динамическая пауза)

Логопед: А чтобы вам получить заряд бодрости, мы с Незнайкой приготовили для вас весёлые стихи. Вы должны быть очень внимательными и отвечать «да» или «нет». Когда говорите «да», встаем, а когда «нет», - сидим на месте. Готовы? (Да!)

В рифму дайте мне ответ

Словом, «да» иль словом «нет».

Только вы не торопитесь,

На крючок не попадитесь!

В школе есть урок труда? (Да)

С улыбкой к зубному идём мы в кабинет? (Нет)

Борщ- полезная еда? (Да)

После завтрака обед? (Да)

Есть колёса у ракет? (Нет)

Нужен вечером нам свет? (Да)

Ест бензин велосипед? (Нет)

Вы весёлые всегда? (Да!)

  1. Рефлексия.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами много говорили о школе. Давайте подумаем, о каких важных вещах шёл сегодня разговор?

Выводы:

- Все буквы должны находиться на своих местах в слове, их нельзя путать;

- Нужно употреблять слова в нужном значении, тогда тебя все поймут;

- Необходимо много трудиться, чтобы стать грамотным.

Подведение итогов. Логопед: Кто же стал сегодня победителем нашей логопедической игротеки? (Подсчитываются фишки, и победителю выдаётся приз).

Логопед: Сегодня победителей гораздо больше, это и Незнайка, который захотел учиться в школе, и все ребята, которые принимали активное участие в нашем мероприятии. Молодцы! Спасибо вам!

Приложение 1

СЕНЬО

ЛАШКО

БЯТАРЕ

ЖБАДРУ

ДОРАСТЬ

Приложение 2

#1057;воё весеннее расписание есть у чветов и у беревьев.

2. Ива чветёт в абреле, а ламдыш - в гонце мая!

3. Никогда не зачветёт ядлоня раньше церёмухи, а церёмуха раньше дерёзы.

4. Фесной просто по чветучей фетке узнать, какой месяч в коду.

5. Если чветёт орежник-это абрель.

6. Если на дерёзе серёжка- нацало мая, а чветением сирени сакацивается фесна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Доклад на тему: "Система игровых упражнений для вызывания звуков"

 С физиологической точки зрения постановка звука - это создание нового условного рефлекса. Нужный артикуляционный уклад расчленяется на элементарные движения, которые тренируются с помощью подготовите...

ИГРОВЫЕ ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. .КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Игровые физкультминутки для дошкольников Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры, да и просто просмотр телевизионных программ, муль...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Игровые упражнения по автоматизации звуков для детей с нарушениями звуков

                         Звуки  – основной строительный материал человеческой речи, и только при их  чёткой, точ...

Методическая разработка "Система игровых упражнений для вызывания звуков"

                          Большое значение в работе по формированию правильного звукопроизношения отводится игре и    ...

Консультация "Система игровых упражнений на развитие навыков общения у дошкольников"

Предложенная консультация поможет педагогам спланировать свою работу по формированию речевой компетентности у дошкольника....