Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
методическая разработка по развитию речи по теме
Все упражнения представлены по уровням сложности.
Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям
2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам
3. Составление рассказов по прослушанному тексту и картине
4. Составление рассказов по одной сюжетной картине
5. Составление рассказов по памяти
6. Составление рассказов по символам
7. Составление рассказов по схемам
8. Составление рассказов по натуральным предметам
9. Составление рассказов по предметным картинкам
10. Составление рассказов по заданным словам
Описание каждого игрового упражнения: название, содержание, методы и приемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_razvitiyu_syavznoy_rechi.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов
Уровни | Название | Содержание | Методы и приемы |
Первый блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Волшебные фигурки | По заданию взрослого сложить определенную картину из разноцветных геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Затем подробно рассказать, как получилась такая интересная и необычная картина. | Игра-занятие, выполнение действия по замыслу |
2 уровень сложности | Мы - артисты | Понаблюдать за подражательными действиями взрослого. Догадаться и подробно рассказать о загаданных действиях. Затем самостоятельно придумать и с помощью пантомимы показать взрослому действия-загадки. | Пластический этюд, коллективное составление рассказа |
Второй блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Расскажи по порядку | Внимательно рассмотреть все картины к трем разным историям: “Находчивый Цыпленок”, “запоздалая фотография”, “Запасливая белочка”. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так. | Настольно-печатная игра Использование игровой формы оценки |
Найди 10 отличий | Сравнить две картины. Найти на них 10 отличий. Сравнить изображения в определенном порядке: слева направо или сверху вниз. Отыскав все отличия, составить рассказ, подробно объяснить все действия. | Настольно-печатная игра, элементы соревнования | |
2 уровень сложности | Лишняя картина | Внимательно рассмотреть все картинки серии. Определить, какая картина лишняя, мысленно расставить картинки по порядку, подробно, связно, последовательно рассказать о том, что нарисовано. | Настольно-печатная игра, объяснение |
Перепутанные истории | Внимательно рассмотреть все картинки, учитывая, что на них изображены две различные истории. Мысленно расставить по порядку картины для первой, затем для второй истории, подробно, связно, последовательно рассказать сначала первую историю, затем вторую. | Настольно-печатная игра, объяснение | |
3 уровень сложности | Что пропущено? | Внимательно рассмотреть две картины, на которых изображены начало и конец истории. Придумать событие, которое должно быть изображено на второй (пропущенной) картине. Рассказать всю историю целиком. | Игра-занятие, оценка детского высказывания |
Новый герой | Внимательно рассмотреть все картинки. Мысленно добавить еще одного героя истории. Рассказать историю с участием нового героя. | Игра-занятие, оценка детского высказывания | |
Третий блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Полный пересказ | Прослушать текст, глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю. | Дидактическая игра, речевой образец |
Выборочный пересказ | Вспомнить известные сказки. Подробно рассказать только названные эпизоды. Как Маша не давала Медведю заглянуть в короб. Как медведь развалил теремок | Дидактическая игра, речевой образец | |
2 уровень сложности | Истории в рифмовках-перепутанках. | Внимательно прослушать стихи. Назвать все неправильные действия. Дать свой вариант правильного рассказа. | Игра-занятие, использование небылиц, перевертышей |
Все расставим по местам | Послушать перепутанную историю, а затем рассказать ее правильно. | Игра-занятие, использование перевертышей | |
3 уровень сложности | Фразы исправляем, рассказы составляем. | Составить рассказ по отдельным словам, затем объединить их в сказочную историю: - Лиса, найти, кувшин, кусты. - Кувшин, оставаться, сметана. - Лиса, просунуть, голова, узкий, горлышко. | Дидактическое упражнение, работа с деформированным текстом |
Старые сказки с новыми героями | Вспомнить знакомые сказки. Рассказать, как изменится история, если в ней появятся новые герои: - Три ежонка вместо трех поросят - Снежный колобок вместо колобка | Игра-занятие, использование перевертышей | |
Четвертый блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Конец истории | Проанализировать содержание каждой картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связные, подробные, полные рассказы, добавив последующие события. | Дидактическая игра, речевой образец, вопрос |
Радостно или грустно | Подумать, что в лесу может обрадовать, а что огорчить. Подробно рассказать об этом, глядя на картину. Объяснить, что радостно, а что грустно наблюдать человеку, который любит природу. | Пластический этюд, указание, подсказ | |
2 уровень сложности | Найди место | Внимательно посмотреть на кусочки картины, расположенные внизу, и найти каждому из них подходящее место. Затем подробно ответить на вопросы и составить полный, связный рассказ. | Настольно-печатная игра, указание, объяснение |
Спасатель | Вспомнить сказки, подробно рассказать, каким образом можно спасти: Колобка от Лисы, Кукол от Карабаса-Барабаса, Вини-Пуха от пчел. | Игра-занятие, коллективное составление рассказа, внесение игрового персонажа | |
3 уровень сложности | Придумай и расскажи | Придумать, что могли сделать дети, если мама так удивлена, а папа так рассержен. Составить полный, связный рассказ-рассуждение. | Пластический этюд, проблемная ситуация |
Частично закрытая картина | Придумать, кто может находиться на закрытой части картины. Составить рассказ. | Настольно-печатная игра, объяснение, указание | |
Замени время года | Рассмотреть картину. Рассказать, что изменится, если на картине будет изображено другое время года. | Настольно-печатная игра, объяснение, указание | |
Пятый блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Это было в детском саду | Вспомнить игры и занятия в детском саду. Полно, связно, последовательно рассказать. | Словесная игра, вопросы, словесный образец |
Я помню мультфильм | Вспомнить мультфильм. Полно, связно, последовательно рассказать. | Словесная игра, вопросы, словесный образец | |
2 уровень сложности | Дотронусь и расскажу | Завязать глаза. Ощупать один или несколько знакомых предметов. Описать предмет, пользуясь только тем, что “расскажут” пальцы. | Игры с предметами, указание, словесный образец, схема |
Летом и зимой | Вспомнить, представить и рассказать, чем отличается двор зимой и летом. | Словесная игра, вопросы, словесный образец | |
3 уровень сложности | Несколько сказок с одним героем | Вспомнить и рассказать разные сказки, в которых участвует один и тот же герой | Словесная игра, вопросы, словесный образец |
Интересная книга | Сжато рассказать о содержании той книги, которая запомнилась тебе больше других | Словесная игра, вопросы, словесный образец | |
Шестой блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Опорные картинки | Пересказать истории, используя имеющиеся картинки. Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказ. | Дидактическая игра, пиктограммы |
Сказки с пуговицами | Взять самые разные пуговицы. Распределить между ними роли знакомой сказки. Показать и рассказать известную сказку со своими героями | Игры с предметами, указание, объяснение, словесный образец | |
2 уровень сложности | Пантомима | Придумать и показать различные ситуации при помощи выразительных движений. | Инсценировки, пластический этюд, образец |
Волшебная удочка | Сделать необычную удочку, привязав на тонкую палочку нитку с магнитом на конце, закинуть удочку за ширму, где разложены фигурки, согнутые из проволоки. Вытаскивая свой улов, рассказать, что поймано на удочку. | Игры с предметами, указание, объяснение, словесный образец | |
3 уровень сложности | Пиктограммы | Внимательно посмотреть на простые рисунки, которые называются пиктограммами. Составить по ним связный рассказ. | Дидактическая игра, пиктограммы |
Вот так клякса | Посмотреть на кляксы, придумать и подробно рассказать, что за волшебное существо появилось, где оно обитает и т.д. | Дидактичес-я игра, составление твор-ческого рассказа | |
Переменчивое настроение | Внимательно рассмотреть картинки-символы с изображением различных состояний человека. Назвать настроение, придумать историю. | Пластический этюд, пиктограммы | |
Седьмой блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Мои игрушки | Разложить на ковре 8-10 игрушек. Пользуясь схемой описания (цвет, форма, величина, материал, части, действия), составить о каждой игрушке рассказ) | Игры с предметами, указание, объяснение, словесный образец |
Перед обедом | Внимательно рассмотреть 8-10 предметов посуды. Используя схему (цвет, форма, величина, материал части действия), составить загадки-описания нескольких предметов. | Игры с предметами, указание, объяснение, словесный образец | |
2 уровень сложности | Дикий зверь | В зоопарк пробрался Волшебник и сделал так, что звери стали понимать друг друга. Они решили рассказать о себе соседям. Составь рассказ по схеме | Дидактическое упражнение, внесение игрового персонажа, схема |
Известный телеведущий. | Рассказать все о своей будущей профессии известному телеведущему. | Игра-занятие, игровая ситуация-репортаж | |
3 уровень сложности | Свои загадки | Пользуясь схемой, составить свои загадки-описания домашних животных | Дидактическое упражнение, внесение игрового персонажа, схема |
План комнаты | Описать по плану-схеме обстановку комнаты. | Дидактическое упражнение, схема | |
Восьмой блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Тройное сравнение | Найти в окружающей действительности три похожих предмета. Сначала назвать их отличительные, а затем общие признаки. | Игры с предметами, указание, объяснение, словесный образец |
Объявление | Представить, что пропал кто-то из домашних любимцев. Срочно составить объявление с подробным описанием животного. | Объяснение, указание, вопросы, | |
2 уровень сложности | Моя фотография | Взять лист картона, вырезать отверстие, направить его на любую часть комнаты, сфотографировать и рассказать, что изображено на фотографии. | Игра-инсценировка, игровая ситуация |
Волшебный миксер | Рассказать, какой необыкновенный предмет получится, если в волшебном миксере смешать несколько вещей. | Словесная игра, шутливые вопросы, небылицы | |
3 уровень сложности | Ночной разговор | Придумать разговор игрушек ночью | Словесная игра, шутливые вопросы, небылицы |
Что расскажет лимон | Представить, что может рассказать о себе любой из предметов. | Словесная игра, шутливые вопросы, небылицы | |
Девятый блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Движущиеся картинки | Прослушать историю, которую взрослый расскажет, показывая движущиеся картинки. Пересказать прослушанную историю, самостоятельно передвигая картинки. | Игра-драматизация, составление рассказа по образцу |
Различное в похожем | Внимательно рассмотреть пары картинок, рассказать что общего, похожего в предметах и чем они отличаются. | Настольно-печатная игра, указание, объяснение, показ | |
2 уровень сложности | Загадка-описание | Отгадать загадки-описания, показать загадки-отгадки, самостоятельно составить загадки-описания о тех же предметах. | Словесная игра, объяснение, указание, исправление |
Спорт и спортсмены | Рассказать о виде спорта и спортсменах по одному из атрибутов их деятельности. | Словесная игра, указания | |
3 уровень сложности | О чем думает ветер | Придумать и рассказать истории о размышлении ветра, насекомого, змеи, шляпы стула и т.д. | Словесная игра, указания |
Зубастый помидор | Назвать парами животное и предмет. Подобрать по 5-6 признаков для каждого из животных. Затем перенести эти признаки на предмет. | Словесная игра, объяснение, указание, исправление | |
Десятый блок упражнений | |||
1 уровень сложности | Представляй и рассуждай | Подробно ответить на проблемные вопросы. Представить и подробно описать случай, упомянутый в вопросе. Например, может ли трамвай объехать человека, стоящего на рельсах. | Словесная игра, объяснение, указания, вопросы, проблемная ситуация |
Поступок, названный кратко | Подробно рассказать о поступке ребенка, который можно назвать одним словом. | Словесная игра, указания, вопросы. | |
2 уровень сложности | Хорошо или плохо | Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях: Дождь, Мороз, Солнечный удар. | Словесная игра, указания, коллективное составление рассказа, вопросы. |
Главный герой | Придумать и рассказать содержание мультфильмов по названиям их главных героев: Про Гейку-неумейку Про Машу-растеряшу. | Словесная игра, объяснение, указание, исправление, вопросы, проблемная ситуация | |
3 уровень сложности | Зачехленные картины | Представить, что в зале музея несколько картин закрыты чехлами. Рассказать, что может быть изображено на каждой из картин, если видны только их названия. | Словесная игра, объяснение, указание, исправление, вопросы, проблемная ситуация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...
Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"
Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...
Проект «Система работы, направленная на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок»
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.Продолжительность проекта: сентябрь 2018 – март 2020.Участники проекта: воспитатель: Лео...
Сборник игр и игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспита...
Сборник игр и упражнений на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста
В дпнном методическом материале собраны игры и игровые упражнения, которые способствую развитию связной речи у старших дошкольников. Данный материал будетитетесен как педагогам, так и родителям...
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники» (консультация для родителей)
Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях семьи. Метод мнемотехники»Цель: ознакомление родителей с образовательной технологией мнемо...
Комментарии
Спасибо!
Пожалуйста!