Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых и подгрупповых занятий»
консультация по логопедии

Белова Анна Александровна

В тексте говорится об организации индивидуальной коррекционно-речевой рабы в процессе групповых и подгрупповых занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8»

г.Ярославль

Консультация для педагогов

«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых и подгрупповых занятий»

Подготовила учитель-логопед

Белова Анна Александровна

2022г

«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых и подгрупповых занятий»

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. В нашем детском саду дети с ОВЗ обусловленными ТНР посещают группы комбинированной и оздоровительной направленности. У большинства детей тяжёлые нарушения речи выражаются в общем недоразвитии речи (ОНР), которое проявляется в нарушении всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, словаря, грамматического строя.

Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, памяти, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности. Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.

Фронтальные занятия характеризуются тем, что они проводятся одновременно со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, и зачисленными на логопедические занятия. При этом дети на фронтальных занятиях выполняют задания, одинаковые для всех. Групповые занятия играют ведущую роль в коррекционно-воспитательной и образовательной работе на всех этапах обучения детей. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, проводится систематическая коррекционная работа. На групповые занятия выносится материал, который доступен всем детям, поэтому фронтальные занятия организуются с детьми с приблизительно одинаковым уровнем развития. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых.

Подгрупповые занятия проводятся с небольшой подгруппой детей одного возраста. При этом дети имеют сходные нарушения в речи либо в звукопроизношении. Во время подгрупповых занятий логопед проводит различные игры и упражнения, направленные на постановку отсутствующих звуков. Состав таких групп в течение учебного года может меняться (динамика изменения состава логопедических подгрупп зависит от достижения детьми успешных результатов). Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 2-3 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

Основные требования к групповым и подгрупповым занятиям

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

Логопед чётко:

  • определяет тему и цель занятий;
  • выделяет предметный и глагольный словарь, словарь признаков, необходимый для усвоения в активной речи;
  • отбирает лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);
  • обозначает основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа;
  • обеспечивает постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
  • включаят в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;
  • при отборе программного материала учитывает зону ближайшего развития ребенка, его потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
  • предусматривает приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;
  • включает в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Логопедические групповые занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика их обусловливает:

  • подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками;
  • исключение смешиваемых звуков;
  • упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза;
  • включение заданий по развитию слухоречевой памяти;
  • четкую и краткую инструкцию к каждому этапу занятия;
  • исключение траты времени на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику, так как на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков;
  • постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков
  • отработку имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением их правильного фонетического оформления.

Одним из главных направлений коррекционно-развивающего обучения является – индивидуально-коррекционная работа с детьми, которая составляет существенную часть работы учителя-логопеда и проводится в течение каждого рабочего дня. Требования к организации индивидуальной работы заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в коррекционных программах для детей с нарушениями речи, указывается на необходимость индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.

Основная цель индивидуальных занятий – подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых, групповых занятиях и в свободной деятельности.

Содержание основной части занятия будет определяться индивидуальными особенностями ребёнка, коррекционными задачами каждого этапа обучения и может содержать задания по следующим коррекционно-развивающим направлениям:

  • постановка нарушенного звука и/или группы звуков;
  • атоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
  • расширение и активизация словаря;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;
  • закрепление навыков согласования слов в предложении;
  • развитие зрительного восприятия;
  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов;

Занятия такого типа являются самыми эффективными: они позволяют совершенствовать звукопроизношение, развивать мелкую моторику, обогащают словарный запас.

Частота проведения индивидуальных логопедических занятий зависит от степени тяжести речевого нарушения ребенка. Индивидуальные занятия не являются продолжительными – от 10 до 20 минут, но, несмотря на это, во время их проведения устанавливается тесная связь между логопедом и ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома

Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание  и углубление знаний по речевому развитию детей.Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком...

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....

Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО»

laquo;Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО» Коррекционно-воспитательная работа - это система специальных педагогических мероприятий, направл...