Конспект логопедического занятия "Составление рассказа по картине "Зимние заботы"
план-конспект занятия по логопедии

Фролова Валентина Андреевна

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается  проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования иллюстративного материала, структуры занятий и приёмов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приёмам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического  занятия

Тема: Составление рассказа по картине «Зимние заботы»

Коррекционно -образовательные цели:

 1.Формирование навыка целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации.

2.Развитие умения составлять короткий рассказ по фрагменту картины, объединять несколько фрагментов в связный рассказ

3.Упражнение в словообразовании и употреблении падежных форм  имен существительных.

4.Активизация и обогащение словарного запаса.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.

2.Развитие речевого слуха.

3.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Воспитание дружеских отношений между детьми.

2.Воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Оборудование: картина « Зимние заботы» из методического пособия Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», мяч, картинки зимующих птиц, медвежьей берлоги, картинки  снежного  иглу, шалаша, пещеры.

                                           Ход занятия

1.Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Белым платьем все покрыла,

В ней и холод, в ней и сила,

То сурова, то прекрасна.

Дома не сиди напрасно

.Снег, веселье, кутерьма-

Вот что дарит нам …(зима)

 -Назовите зимние приметы.

2.Вводная беседа.  

-Кто делал из снега постройки? Какие?

-Из чего ещё можно делать постройки?

 Рассматривание  картинок, на которых изображены постройки изо льда, снега, веток, камней)

-Где теплее: в  домике, сделанном из снега или на открытом  воздухе? Почему?

-От чего защищают снежные стены?

«Доскажите словечко - медведь под вьюжный вой спит в ….снеговой.

-Почему он укладывается  на зиму в берлогу?

-Назовите зимующих птиц.

-Плохо приходится зимой птицам: холодно и голодно. Чем могут помочь  дети птицам?

3. Упражнение для пальцев рук.

Соединяем пальцы рук друг с другом ,называя при этом ласково птиц и корм:

снегирики-ягодки рябины, синички-сальце, воробушки- зернышки, клесты- орешки, голубки- семечки.

4.Рассматривание картины.

Разбор предметного  содержания картины.

-Кого видите на картине?

-Как одеты дети? Почему?

-Что они слепили из снега?

-Какой снег, если он хорошо лепится ?

-Сколько нужно  снежных комков  для снеговика?

-Почему комки разной величины?

-Что за домик видите на картине?

_-Почему он такой  маленький?

-Для кого он предназначен?

-Есть ли у собачки, изображенной на картине, хозяин или она бездомная?

-Почему так думаете?  

-Можно ли бездомных собак брать на руки, гладить? Почему?

-Кого еще видите на картине?

-Что им насыпали дети?

5.Активизация глагольной лексики. Игра с мячом.

Покрыты снегом...

Дети одеты..

Ребята слепили..

Друзья построили..

Снегири клюют…

6.Уточнение значений слов -определений.

У одних детей картинки, спрашивают о них,  передают для ответа другим детям.

Дома какие?( многоэтажные)

Собака какая?(бездомная)

Птицы какие?(зимующие)

Снег какой? (липкий)

7.Физминутка  «Рукавички мы надели».

8. Развитие творческого мышления.

- Кто дети друг другу: родственники или знакомые?

-Кто предложил слепить домик для собаки?

- Как могла собака стать бездомной?

-Где ей приходилось прятаться от мороза?

- Что бы сказала собака детям , если бы могла говорить?

-Представьте, что вы можете понять разговор птиц, о чем они болтают?

-Что  детям больше нравится, лепить снеговика или домик для собаки.

9. Сочиняем в рифму

Мы скатали снежный ком,

Станет ком…( снеговиком).

Вот на ветку сели птицы-

Желтогрудые..(синицы)

На снегу дрожит бедняжка-

Одинокая …(дворняжка).

У собачки мёрзнет грудка-

Будет ей из снега…(будка).

10.Составление небольших рассказов по фрагментам  картины:

а)о снеговике,

б) о детях ( описание внешнего вида),

в) о птицах,

г)о собаке,

в) о снежном домике.

11.Составление рассказа по картине в целом (одним ребёнком)

Начало рассказа ( озвучивает логопед)

Был воскресный зимний день. Трое друзей: Серёжа, Витя и Андрей –вышли во двор на прогулку. Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился. Скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа. Вдруг под деревом…

12. Анализ  рассказа детьми.

13. Итог занятия.

14.Придумывание своих вариантов названий картины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Рассказ-описание о дереве"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: Составление описательного рассказа о дереве...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах на основе алгоритма детской деятельности.

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной описательной речи. В основе данного занятия лежит педпроцесс в варианте коммуникативно-деятельностного и ...