Логопедический конспект на тему: «Пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)» (тувинско-русский билингвизм)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Оюн Шончалай Орлановна
Логопедический конспект на тему: «Пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)» (тувинско-русский билингвизм) Тувинская народная сказка Алдын кушкаш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_skazke_aldyn_kushkash.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №35 города Кызыл Республики Тыва»

Логопедический конспект на тему: «Пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)» (тувинско-русский билингвизм)

Составил: учитель-логопед Оюн Ш.О.

Кызыл-2024г.

Технологическая карта НОД

Тема НОД: «пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка)»

Возраст детей: 6-7 лет

Область: речевое развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Виды детской деятельности: игровая и коммуникативная деятельность

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: групповая форма

Цель: формирование на лексическом материале по сказке «Алдын кушкаш (Золотая птичка)»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить словарный запас слов по теме «пересказ по сказке Алдын кушкаш (Золотая птичка)», уточнять значения слов, развить семантику, совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов (в, на, под, с и т.д.), обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ

Коррекционно-воспитательные: прививать любовь и уважение к тувинским традициям, воспитывать умение слушать до конца заданный вопрос, воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, продолжать формировать функции контроля и самоконтроля, воспитывать чувство красоты

Коррекционно-развивающие: развивать речь, речевое дыхание, мышление, артикуляционную моторику, развивать глазодвигательную моторику, развивать творческие способности, воображение воспитанников, развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог), развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание

Оборудование и материалы: презентация с использованием ноутбука/иллюстративно-сюжетные картинки

Методические приемы: наблюдение, демонстрация, подражательные и конструктивные упражнения, игровые ситуации, беседа, вопросы, ответы, поощрение, рассматривание картинок, инструкция

Словарная работа: юрта, алдын кушкаш (золотая птичка), облюбовал, старик, старуха, натаскай, лентяй, жадный муж, белый скот, хан, ханша, прежняя дырявая черная юрта, дупло, человечьим голосом, заткнул, заговорила, спряталась, стукнул

Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, иллюстраций, подбор дидактических игр

Планируемый результат: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «пересказ по сказке Алдын кушкаш (Золотая птичка)»

Содержание НОД: организационный момент, вводная часть, основная часть, практический опыт, подведение итогов НОД, заключительная часть

Этап занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Время

1

Организационный момент

- Я очень рада встрече с вами ребята. Сегодня мы познакомимся с тувинской народной сказке Алдын кушкаш (Золотая птичка). Кто знает как будет на русском языке Алдын кушкаш?

Это золотая птичка

2

Вводная часть

- Послушайте о тувинской народной сказке Алдын кушкаш (Золотая птичка).

Золотая птичка

Жили-были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка.
— Не руби, старик, моё дерево,— заговорила птичка человечьим голосом. Удивился старик, чуть топор на землю не выронил.
Взмолилась птичка и пообещала выполнить всё, что только он захочет.
Согласился старик и говорит:
— Натаскай к моей юрте дров.
— Ладно, старик, будут тебе дрова. Вернулся старик в свою юрту с пустыми руками.
— Почему вернулся без дров, лентяй? — спросила его старуха.
Рассказал старик про золотую птичку.
На другой день старик со старухой увидели, что вокруг старой юрты навалено много дров. Удивился старик, заткнул топор за пояс и снова отправился в лес. Подошёл он к высокому дереву и ударил топором. Выскочила из дупла золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Поставь мне белую юрту,— сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белая юрта,—ответила птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик домой.
На другой день проснулись старик со старухой в большой белой юрте.
Снова отправился старик в лес. Стукнул он по высокому дереву, выскочила золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Хочу, чтобы у меня белый скот был! — сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белый скот,— ответила золотая птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик в юрту.
На другой день проснулись старик со старухой и увидели вокруг юрты огромное стадо белого скота.
Стали старик со старухой считать. Весь день скот считали, а сосчитать не могли.
Спрашивает старик у старухи:
— Чего бы нам ещё выпросить у золотой птички?
— Не жадничай, старик,— ответила старуха.— Всего у нас вдоволь, хватит на нашу жизнь.
— Эх ты, старая! От счастья своего отказываешься. Хочу быть ханом — слугам приказывать, а ты должна быть ханшей.
— Опомнись, старик, выбрось эти глупости из головы,—говорит ему жена.
Не послушал её старик и поспешил в лес. Стукнул топором по высокому дереву — нет птички. Ударил он посильнее, но и на этот раз не показалась золотая птичка. В третий раз изо всех сил ударил старик по дереву, чуть не срубил его совсем и стал кликать птичку. Но всё было напрасно. Рассердился старик, повалил дерево, обшарил дупло, но птички там не нашёл.
Вернулся старик и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного мужа.
Наступило утро. Проснулись старики, посмотрели — а у них прежняя дырявая чёрная юрта.

Мимическая гимнастика

«Горы». Описание упражнения: поднять брови вверх, удерживать позу под счет до 5, повторить 2-3 раза.

Мы на горку забрались –

Бровки вверх поднялись.

Мы с горки спустились –

Бровки вниз опустились.

«Хмурая тучка»Описание упражнения:

нахмурить брови, удерживать позу на счёт до 5. Повторить 2-3 раза.

Темная тучка по небу бежала,

Как бровки нахмурить, нам показала.

«Толстячок – худышка». Описание движения: надуть щеки, удерживать под счет до 5, втянуть щёки, удерживать на счёт до 5, чередовать движения 2-3 раза

- Поиграем с язычком. Выполняем упражнения «Улыбка», «Чашечка», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Маляр»

Дети выполняют упражнения мимической гимнастики.

3

Основная часть

Дидактическая игра «Что это?»

- Как называется тувинская народная сказка?

- О чем говорилось в сказке?

- Кто главный герой?

- Чему нас учит сказка?

- Какие слова и выражения тебе больше всего понравились в сказке?

- Посмотрите на эти иллюстративные картинки и расскажите из какого это эпизода в сказке. (показываю 3 картинки)

Это сказка Алдын кушкаш/золотая птичка.

В сказке говорилось о старике и золотой птичке.

Главный герой сказки старик.

Сказка нас учит не быть жадным.

Дети отвечают на свое усмотрение. Полные предложения детей на ответы

4

Практический этап

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ

- Давайте я вам расскажу пересказ по сказке Алдын кушкаш (Золотая птичка), а вы послушайте.

Топаем,

Встаем в круг,

Руки поднимаем,

Приседаем,

Повороты вправо и влево,

Качают головами

5

Актуализация уже имеющих знаний, представлений

Пересказ сказки детьми

- Теперь вы расскажите мне свой пересказ сказки Алдын кушкаш (Золотая птичка).

Полные предложения детей на ответы

6

Заключительная часть

- Молодцы, вы хорошо поработали! – Чему нас учит эта сказка? Какими надо быть, чтобы иметь хорошие качества?

Полные предложения детей на ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: пересказ сказки "Три поросенка"

Обучение пересказу сказки с использованием фланеграфа, уточнение и расширения словаря по теме "Дом и его части". Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания, творческого воображени...

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"

Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Логопедический конспект на тему: Юрта-национальное жилище тувинцев (тувинско-русский билингвизм)

Юрта-национальное жилище тувинцев. На пути к родной тувинской культуре. ...