Коррекция дыхания у детей с ринолалией
презентация по логопедии

Майнгардт Александра Андреевна

Готовый материал для выступления  для учителя- логопеда. В презентации представлены этапы работы и подборка тренажеров. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Коррекция дыхания при ринолалии»

              Отдельные труды (Г. Гутцман, 1924; З. Г. Нелюбова, 1938; Н. Н. Останин, 1969; И.М. Готь, 1971 ) исследователей  показывают, что при ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверхностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом. Данный тип дыхания создает трудности в речи.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

З) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

Но, зачастую операции выполняют в раннем возрасте и к учителю- логопеду ребенок поступает уже после операции. Поэтому мы разберем особенности логопедической работы по коррекции дыхания после операции.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

  1. Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.
  2. Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха.
  3. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

https://fs.znanio.ru/8c0997/98/35/961d5f101c92eb07598dc6b7fd4c51028a.gif

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например, пример: вдох носом — выдох ртом; вдох — выдох носом; вдох – выдох ртом. При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба. Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы. Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги. Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Дыхательные упражнения нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильной речи. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение — дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5 – 6 мм, в конце 2—3 мм. Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в «мыльные пузыри». Более трудным упражнением является игра на духовых инструментах. Необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Другие дыхательные упражнения представлены легким поплёвыванием  с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей (звук С) на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

Вдох

Выдох

Вдох

Выдох

нос
нос
нос
рот

нос
рот
нос
рот

нос
рот
нос
рот

нос
нос
рот
рот

Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день.

Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС – коррекции.

Формирование диафрагмально-реберного и релаксационного типа дыхания с помощью аппарата биологической обратной связи....

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения у ребенка с ринолалией.

Аннотация к конспекту индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста "Шуба для ёлочки"  Занятие для реб...

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией.

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией....

План по самообразованию Тема: «Коррекция речи у дошкольников при ринолалии различной формы».

Актуальность темы: правильная речь имеет большое значение в современном мире.В 2020-2021 учебном году в группу поступил ребенок с ринолалией, поэтому очень важно изучить наиболее эффективные формы раб...