Коррекция дыхания и формирование воздушной струи у детей с ОНР в рамках логоритмического занятия
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Коррекция дыхания и формирование воздушной струи у детей с ОНР
в рамках логоритмического занятия
Проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста в последнее время становится наиболее значимой. С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Необходимо своевременно оказать им помощь, исправить дефекты звукопроизношения. Это одна из важнейших задач дошкольного образования.
Взаимосвязь речи, движения и музыки поможет закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе.
Логоритмика включает в себя следующие задачи: оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные.
К образовательным задачам относятся: знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма, таких как размер, музыкальный метр, темп, регистр.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма музыкальных произведений и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.
Коррекционные задачи заключаются в преодолении основного речевого нарушения; развитии и совершенствовании основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной); развитии голоса, артикуляции и дыхания.
Для развития дыхания используют упражнения, способствующие выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха. Используют упражнения, при которых с особым напряжениям работают дыхательные мышцы, способствующие развитию органов дыхания, а также работе сердечно - сосудистой системы.
Приключения в лесу
(конспект логоритмического занятия)
Задачи:
1. Коррекция просодической стороны речи.
а) развитие чувства темпа,
б) развитие чувства ритма,
в) развитие силы голоса, дикции, выразительности речи.
2. Развитие общей моторики.
а) формирование статической координации,
б) развитие динамической координации,
в) совершенствование двигательной памяти,
г) развитие выразительности движений,
д) формирование умения четкого переключения движений.
3. Развитие дыхания.
а) формирование неречевого дыхания (дифференцированного вдоха-выдоха, развитие диафрагмального дыхания),
б) развитие речевого дыхания.
4. Развитие мимической мускулатуры.
5. Снятие речевого напряжения.
6. Развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Материал к занятию: осенние веточки, стаканчики с водой и «соломинками», шарфики – для лужи, резиновые мячики – «колобки», музыкальные инструменты.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Логопед: В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Звучит марш.
Логопед: Раз, два, три.
Раз, два, три.
По дорожке мы пошли.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом – на пятках.
«Змейка»
Логопед: Петлять тропинка начала,
Среди высоких трав.
По ней шагаем мы легко,
Головушку подняв.
Музыка «лягушек»
Логопед: Мы лягушек увидали,
Вместе с ними прыгать стали:
Раз, два три,
Раз два, три,
Кочка - смотри!
Раз, два три,
Раз два, три,
Кочка - смотри!
Лес осенний увидали.
И к нему мы побежали.
Легкий бег, бег с откидыванием ног назад, бег,
с выбрасывание ног вперед.
Логопед: Руки к солнцу поднимаю:
И вдыхаю, и вдыхаю.
Опускаю руки вниз –
Логопед: Слышен соловьиный свист.
Дети выполняют глубокий вдох и выдох со звуков «С».
Звучит музыка Д Дассена
Логопед: А в лесу том листопад.
Листья по ветру летят.
Дети исполняют танец с осенними веточками.
Логопед: Листочки летали, летали
И в лужу упали.
Упали листочки в лужу
И стали покачиваться на волнах.
Дети ложатся на спину, вокруг лужи.
Логопед: Вдох - выдох
Дети, лежа на спине, положив осенние веточки на живот, выполняют дыхательные упражнения.
... Да такой сильный, что началась буря.
Дети берут стакан с водой и дуют в трубочку.
Логопед: Утихла буря.
Дети ставят стаканчики и встают.
Песня «Дует легкий ветерок»
Муз. рук-ль: Дует легкий ветерок.
Дети: С – С – С
Муз. рук-ль: И качается листок.
Дети: Ш – Ш – Ш
Муз. рук-ль: Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Муз. рук-ль: Детям говорят:
Осиновый:
Дети: «А –А – А» («обезьянка»)
Муз. рук-ль: Рябиновый:
Дети: «И – И – И» (прыжок вверх)
Муз. рук-ль: Березовый:
Дети: «О – О – О» («балерина»)
Муз. рук-ль: Дубовый:
Дети: «У – У – У» (руки вперед – вниз)
Логопед: Висел листочек, радовался яркому солнышку, летнему дождику, теплому ветерку. Каждое утро листочек радостным звонким голосом здоровался с солнышком.
Дети: «Здравствуй, солнышко!»
Логопед: Однажды проснулся листочек и удивился: изменилось все вокруг. Решил он поинтересоваться у своих соседей : «Уже осень»? Наступила ночь. Замерз листочек, побурел, и голос его звучал очень тихо: «Как холодно», - пожаловался листочек чуть слышно. Поиграем голосами листочков в игру «Собери букет»?
Дети: Поиграем.
Логопед показывает детям листочки трех цветов: коричневый, зеленый, красный.
Логопед: Голос этого листочка звучит…(ответ детей).
Логопед: Интонация этого листочка… (ответ детей).
А как говорит этот листочек? (ответ детей).
Игра «Собери букет»
Дети проговаривают слова с разной интонацией.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать:
Листья березы,
Листья рябины,
Дети: Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем.
Дружно игру еще раз заведем.
Логопед: Потемнело все кругом,
Словно скоро грянет гром.
Упражнение «Дождь» (массаж)
Дети: Дождь, дождь надо нам
Расходиться по домам.
Гром, гром как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Град, град, сыплет град,
Все под крышами сидят.
Логопед: Это кто?
Дети: Лисичка, вот она.
Логопед: Рыжая сестричка хороша.
Дети: Лепим, лепим личико,
Раз, два, три,
Что же получается, посмотри?
Логопед: Вот Лисичка злая,
Ой-ей-ей.
Дети: От нее скорее ты беги домой.
Логопед: У Лисички нашей грустный вид.
Дети: Сидит одна Лисичка и грустит.
Логопед: Улыбнись, Лисичка, посмотри на нас.
Дети: Тебя мы не оставим ни на час!
Звучит музыка «лягушек»
Логопед: Вновь бегут лягушки, проворные болтушки.
С каплями играют, песни сочинают.
Логопед: А может быть, и вы хотите с каплями поиграть?
Поиграем? (ответ детей)
Электронная игра «Капли» (для развития чувства ритма)
Логопед: Молодцы, ребята.
Все песенки тетушки Непогодушки отгадали.
А свою игру тетушке Непогодушке покажем?
(ответ детей)
Дети: Капля – раз,
Капля – два.
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять.
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Песня «Тетушка Непогодушка»
Слышится шуршание бумаги.
Логопед: Ребята, вы слышите?
Мне кажется, еще чьи-то ножки листочками шуршат.
Бегут по дорожке.
Дети берут резиновые мячики «колобки».
Логопед: Да это же…
Дети: Колобок.
Логопед: Колобок, Колобок,
Румяный бок,
Катится колобок, катится по дорожке.
Дети: А на встречу ему - Заяц.
Колобок, Колобок,
Я тебя съем.
Логопед: Не ешь меня, я тебе песенку спою.
И запел Колобок свою песенку.
Дети: Я, Колобок, Колобок,
У меня румяный бок.
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.
И от тебя, Заяц, уйду.
Логопед: И покатился Колобок дальше. (встречает Волка и Лису)
Дети кладут «колобки», берут музыкальные инструменты и поют песенку Лисе.
Дети: (по очереди, играя на музыкальных инструментах)
Я, Колобок, Колобок,
У меня румяный бок (металлофоны)
Меня бабушка слепила,
На окошко положила (маракасы).
Дед смотрел, смотрел, смотрел
Дети: И меня чуть-чуть не съел (трещетки).
Здесь остаться не могу,
Лучше в лес я убегу. (металлофоны).
Зайка в лес за мной помчался,
Но, увы, ни с чем остался. (бубны)
Волк рысцою побежал,
Но, конечно, не догнал (плассмасовые коробки с пробками),
А Лисица рот открыла,
Чуть меня не проглотила (колокольчики, треугольник).
Оркестр играет еще раз, без слов.
Дети (поют): Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам – урок!
Дети: Ты Лису не должен слушать,
Она может тебя скушать!
Ребенок (с «колобком» в руке):
Колобка с собой возьмем, и домой скорей пойдем.
До свиданья, лес густой, расстаемся мы с тобой.
Литература
1. Бабушкина Р.Л., Кисляклва О.М., Логопедическая ритмика // Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. / Под. ред. Волковой Г.В. – Спб., 2005.
2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика. – М., 1985.
3. Воронова А. Е., Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности., - Иркутск, 2002.
4. Новиковская О.А., Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – Спб., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи"
Картотека артикуляционных упражнений...
Артикуляционные и дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
В помощь логопедам материал по развитию у детей артикуляционной моторики и дыхания....
Игровые упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.Использование различных игровых упражн...
Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.
Правильное речевое дыхание очень важно для правильного звукопроизношения. В статье представлено описание упражнений для развития физиологического дыхания и формирования правильной воздушной струи. Упр...
Картотека артикуляционных упражнений и игр для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи
Цель создания картотеки: подбор упражнений для формирования у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья....
Консультация для воспитателей "Развитие речевого дыхания и направленной воздушной струи у детей"
Необходимо развивать речевое дыхание детей не только на занятиях с учителем-логопедом, но и во время занятий с воспитателем....
Развитие артикуляционного аппарата, физиологического дыхания и формирование воздушной струи у детей младшего дошкольного возраста
Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. В статье показано с каких упражнений нужно начинать работу по выработке у ребенка правильного физиологического дыхания...