Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС – коррекции.
методическая разработка по логопедии по теме
Формирование диафрагмально-реберного и релаксационного типа дыхания с помощью аппарата биологической обратной связи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС – коррекции».
Важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ”.
Действительно, дыхание – основное условие жизни. Этот важнейший для жизни процесс обеспечивается слаженной, гармоничной работой двух систем: респираторной (легкие, бронхи, альвеолы, дыхательные мышцы) и сердечно – сосудистой (сердце, кровеносные сосуды). Их работа всегда непрерывна и взаимосвязана, она гармонична. С дыханием связан целый ряд психофизиологических функций: массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости, тренировки дыхательных мышц, воздействие на периферическую и центральную нервную систему, выделения отработанных газов и токсинов.
Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
- Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Различают 3 главных способа дыхания:
1)верхнее дыхание (ключичное);
2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);
3)нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Цель: формирование правильного диафрагмального и речевого дыхания у детей 5 –7 лет с использованием логотерапевтического комплекса методом БОС-коррекции в процессе логопедических занятий, создание высокой мотивации, способствуя, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.
Задачи:
Увеличить у детей объем легких и обучить их диафрагмально – релаксационному типу дыхания как базы для формирования речевого дыхания.
Развить глубокий вдох, более длительный выдох и выработать умение правильно дышать в процессе речи.
Этапы работы:
I этап – диагностический
Цель этапа: обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта, составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом ДАС – БОС.
II этап – подготовительный
Цель этапа: постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.
Задачи:
1.Выработка навыка самоконтроля за дыхательными движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.
2.Формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
3.Понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального напряжения.
4. Купирование вегетативных дисфункций: общих и логоневротических проявлений.
5. Подготовка ребенка к формированию новых речевых навыков.
6. Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
7.Развитие волевых качеств личности: активности, усидчивости, целеустремленности.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный выдох. Для достижения результатов большая часть занятий проводится в игровой форме. Начинается коррекционная работа без аппарата биологической обратной связи. Такие упражнения, как «Положи игрушку на животик и подними ее», «Мой животик – воздушный шарик» и др., выполняемые в положении лежа, сидя и стоя способствуют формированию диафрагмального типа дыхания. В дальнейшем полученные навыки дыхания закрепляются на компьютере, оснащенном аппаратом БОС.
При выполнении этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались.
Работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха проводятся с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох. При их систематическом повторении ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно её регулировать. Проводимые упражнения «Вдох и выдох через нос», «Вдох через нос, выдох через рот», «Вдох через рот, выдох через нос», «Вдох и выдох через рот» очень сложны для детей, плохо усваиваются ими, но они необходимы, так как способствуют тренировке ритма речевого дыхания.
III этап – работа над основными компонентами речи
Цель этапа: формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения по показателю РСА.
Задачи:
1. Развитие и совершенствование навыка ДРД вне речи и во время речевых нагрузок.
2. Формирование удлиненного плавного выдоха — основы нового навыка речи.
3. Освоение основных правил и навыков использования речевого ДРД по методу БОС с максимальной ДАС:
- вдоха без лишних усилий перед началом фонации или речевого высказывания;
- удлиненного, равномерного, плавного речевого выдоха, рассчитанного на определенную длительность и сложность речевого материала.
4. Нормализация функционирования мышц речедвигательного аппарата:
5.Координация работы речедвигательного анализатора (диафрагмально-релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС).
6. Развитие просодических компонентов речи на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции с применением метода БОС по максимальной ДАС.
7.Развитие фонематического восприятия.
8. Купирование звукофобий, логофобий, речевой неуверенности, речевой тревоги и фиксации на дефекте речи с применением техники ДРД с максимальной ДАС.
9. Обучение ребенка применению вышеперечисленных навыков, не только под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной жизни).
Формирование речевого дыхания проводится вовремя длительного и плавного речевого выдоха при произнесении гласных, согласных звуков, с постепенным усложнением и удлинением при произнесении слогов, слов, предложений и фраз.
Этот этап работы по постановке речевого дыхания проходит более активно со стороны детей, т.к. ими уже освоены навыки диафрагмального дыхания и приемы речевого дыхания. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, для данного типа работы была сделана подборка и систематизация игр и игровых упражнений, способствующих активизации детей на занятиях.
IV Этап – закрепление полученных навыков.
Цель этапа: закрепление полученных речевых навыков и нового речевого стереотипа в реальной жизни, подведение итогов коррекционного курса по методу БОС с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Задачи:
1 Применение ребенком новых стереотипов (дыхательного, речевого и поведенческого) при общении в различных коммуникативных ситуациях.
2. Развитие познавательной способности, активности и самостоятельности ребенка.
3. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
4. Умение использовать сформированные навыки диафрагмального дыхания для устранения психоэмоционального напряжения.
5. Работа над дикцией и техникой речи.
6. Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.
7.Формирование навыка плавной ритмичной, эмоционально окрашенной речи. Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох.
Критерии эффективности функционального состояния ребенка методом БОС:
1 Положительная динамика со стороны функционального состояния ребенка.
2. Умение применять диафрагмально-релаксационный тип дыхания для коррекции и развития речи, поведения и функционального состояния в целом.
3.Умение пользоваться приобретенными в процессе БОС-тренинга навыками в повседневной жизни.
Условные обозначения:
БОС – биологическая обратная связь.
ДРД – диафрагмально-релаксационного тип дыхания.
ДАС – дыхательная аритмия сердца.
Список литературы.
1.Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.. Основы физиологии человека.– М.: Издательство РУДН, 2001.
2.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
3.Белякова Л.И., Дьякова Е.А.. Логопедия. Заикание.-М., 1998.
4.Ивановский Ю.В.. Метод ДАС-БОС – путь к нормализации взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем.– СПб, 2001.
5.Ивановский Ю.В.. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации.– СПб, 2002.
6.Поваляева М.А.. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов– на – Дону.: Феникс, 2002.
7.Селиверстов В.И.. Речевые игры с детьми.– М., 1994.
8.Сметанкин А.А.. Здоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь-СПб, 2001.
9.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1998.
10.Хватцев М.Е.. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб, 1996.
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации [р].
Цель: автоматизация звука [Р], формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Закреплять правильное произношение поставленного звука [Р] в речи.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Формировать и закреплять диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца.
- Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального напряжения.
- Развивать волевые качества личности: активность, усидчивость, целеустремленность.
- Формировать навык составления и распространения предложений по картинкам.
- Закреплять навык подбора прилагательных к существительному.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Здравствуй! Я рада нашей с тобой встрече. Какое у тебя настроение? (Ответ ребенка.)
2. Артикуляционная гимнастика.
Давай мы с тобой побудем немного строителями, и попробуем построить дом по-своему, своими губами, зубами и язычком.
Сначала установим стены дома. (Упражнение «Заборчик»)
В стене сделаем большие, светлые окна. (Упражнение «Окошко»)
На крыше дома выложим вот такую трубу. (Упражнение «Трубочка»)
На окошки повесим занавески. (Упражнение «Парус»)
Вот наш дом и готов.
Теперь покрасим потолок (упражнение «Маляр»: язычком водить по нёбу) и стены (языком водить внутри щёк).
И окошки давайте покрасим. (Упражнение «Вкусное варенье»)
Вымоем пол. (Упражнение «Почистим нижние зубки»)
В доме стало чисто.
Молодец! Вот мы и построили с тобой красивый дом.
3. Автоматизация звука [Р].
- Молодец! Посмотри, какой чудесный домик у нас получился! (Показ домика).
А кто же живет в нашем домике, давай его откроем. (Открывается домик, а там цыпленок).
- Посмотри, на цыпленка. Он какой? (подбор прилагательных к существительному.)
- А какие красивые картинки нам приготовил цыпленок. Давай назовем, что нарисовано на этих картинках и определим, где находится звук [р] в этих словах (Определение позиции звука [р] в слове.)
4. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания. (Работа на аппарате БОС - коррекции).
5. Составление рассказ по серии сюжетных картинок.
- Сегодня на занятии мы узнаем интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Рассмотрев картинки, ты сама расскажешь, что произошло и о ком эта история. (Ребенку предлагаются картинки и дается установка последовательно разложить их. Дается имя девочке Маруся и коту Барсик).
Рассматривание каждой картины серии отдельно и выделяются главные мысли.
- Картина №1: Маруся гостит у бабушки в деревне. Она идет по дороге и зовет Барсика… В траве мелькнул черный хвост.
- Картина №2: Маруся увидела Барсика. В траве видно гнездо. Барсик лапкой выкатил яйцо.
- Картина №3: Цыпленок и девочка. Яйцо треснуло, и из него выглянул цыпленок. Маруся взяла яйцо в руки …..
- Картина №4: Курочка гуляет с цыплятами. Цыплята бегают и пищат. Маруся принесла цыпленка. Цыплята радостно бегут навстречу своему братцу.
- Давай придумаем название нашему рассказу. («День рождения цыпленка»)
6. Итог занятия.
- Цыпленок отправился домой к маме курочке и своим братцам. А я хочу тебе сказать, что мне очень понравилось, как ты занималась сегодня на занятии! Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логотерапевтического комплекса "ДАС-БОС"
Использование логотерапевтического комплекса "ДАС-БОС" в ДОУ "Светлячок" п. Ванино...
«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной технологии»
Консультация для родителей...
Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....
Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией
Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...
Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...
Памятка по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания
Кракая инструкция для детей и родителей по развитию навыка правильного дыхания...
Формирование речевого дыхания дошкольников посредством использования игр-тренажеров
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируются речь и речевое дыхание. Использование игр-тренажеров развивает у детей умение координировать дыхание, речь и движени...