Адаптированная программа по коррекции нарушения речи у детей с ринолалией при МБДОУ общеразвивающего вида
рабочая программа по логопедии на тему
Программно-методическое обеспечение учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_-_rinolaliya.docx | 79.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» пгт. Тымовское
Утверждена
на педагогическом совете
протокол № __ от _____2015 г
Заведующая МБДОУ
«Детский сад №5»
_____________/ Н.В.Батурина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
С РИНОЛАЛИЕЙ
ПРИ МБДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Составитель:
Васильева Светлана Петровна
учитель-логопед 1категории
пгт. Тымовское
Автор – составитель:
учитель – логопед 1 категории С.П. Васильева МБДОУ «Детский сад № 5» пгт.Тымовское
Рецензенты:
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с ринолалией в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………......4
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности……..9
Содержание логопедической работы по преодолению речевых нарушений у ребёнка с открытой ринолалией……………………………………………......10
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению..……. 16
План индивидуальных занятий для детей с ФФНР…………………………...17
Требования к результатам обучения……………………………………..….…20
Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса…..…..21
Список использованной литературы………………………….………………..23
Приложения………………………………………………………………….…...24
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется основная программа дошкольного образования, разработана в соответствие с ФГОС ДО с учётом примерной программы «Детство». Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В учреждении функционирует логопедический пункт, в условиях, которого используются специализированные программы по коррекции речевых нарушений, следующих авторов: Г.В. Чиркиной, Филичевой Т.Б., Смирновой Е.О., Гомзяк О.С. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Для коррекции речи детей имеющих диагноз ринолалия, необходимо данные программы адаптировать. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.
Нормативную основу программы составляют следующие документы.
Документы федерального уровня:
● Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки Россииот23.11.2009г. № 655);
● Закон «Об образовании РФ» (Принят10 июля1992 года № 3266-1 в ред. от 27.12.2009г. № 374-Ф3);
● Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.08.1998г. № 124- Ф3;
● Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
● Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Сан.Пин. 2.4.1.2660-10 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010г. № 91);
● «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666);
● Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;
Необходимым условием реализации программы является методическое обеспечение коррекционно – развивающего процесса.
При реализации программы используются:
* Методические пособия и дидактические материалы: «Говорим правильно» /конспекты фронтальных занятий/ О.С. Гомзяк (2009 год), «Логопедические занятия для детей с ФФНР» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко (2001 год), «Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов», Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина (2009 год); «Логопедические распевки», «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж», «Азбука физкультминуток для дошкольников», В.И. Коваленко, «Развивающие игры с пальчиками» Е.Ф. Черенкова (2009), «Стихи для развития речи» /логоритмика/, О.А. Новикова (2008 год), - «Формирование слоговой структуры слова» /логопедичекие задания/ Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова (2010 год)
* Подборки практической литературы и логопедических тетрадей по коррекции звукопроизношения и устной речи в целом, авторов Л. А. Комаровой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко,Е.Н. Спивак, Н. Сазоновой, Е. Куциной,Е.А. Азовой, О.О. Черновой и т.д.;
* «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
Физкультурно-оздоровительные технологии: «Методика преодоления нарушений речи при открытой ринолалии» Иполитовой А.Г. « Дыхательная гимнастика» - Стрельниковой; «Пальчиковая гимнастика»- О. Крупенчук; «Артикуляционная гимнастика»- Коноваленко и др.
Организационные условия:
* Старший воспитатель: методическое обеспечение, контроль за соблюдением САНПиН, освоение ребенком содержания программы;
* Учитель-логопед: постановка звуков, индивидуальные, подгрупповые занятия по развитию звукопроизношения, голоса, грамматического строя речи, развитию связной речи;
* Воспитатель: руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей, по вопросам воспитания, организует тематические беседы, наблюдения;
* Музыкальный руководитель: выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
* Родители : оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса, выполняют домашние задание логопеда.
Главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития ребёнка с нарушением речи.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.
Образовательная область, реализуемая в программе - коммуникация.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
- Комплексность воздействия на ребенка.
- Воздействие на все стороны речи.
- Опора на сохранные звенья.
- Учет закономерностей онтогенеза.
- Учет ведущей деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Воздействие на микросоциальное окружение.
Данная программа рассчитана на ребёнка перенесшего уранопластику, возможно проходившего дооперационную подготовку, или же не занимавшихся с логопедом до операции. Срок действия программы 3года.
Психолого-педагогическая характеристика детей с открытой ринолалией.
Открытая ринолалия является одним из наиболее сложных речевых дефектов, так как оказывает влияние не только на речевое развитие ребенка, но и на формирование его психики. По состоянию психического развития дети с расщелинами составляют разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием; с ЗПР; с УО (разной степени). Данная программа предназначена для работы с детьми с открытой ринолалией, у которых психическое развитие находится на уровне нормы.
У детей с открытой ринолалией нарушается сам процесс формирования речи. На ранних этапах ее развития выявляются следующие особенности: крик тихий, слабый, немодулированный; своевременно появившиеся гуление и лепет постепенно угасает; развитие речи зависит от социальных условий (отношение родителей к ребенку). В случае социальной депривации замедляется и превращается в задержку. В социально благоприятных условиях речь ребенка развивается, но в искаженной форме: грубо нарушено звукопроизношение и дыхание, большие голосовые недостатки. Общее звучание речи смазано, так как помимо звукопроизношения сильно страдает просодика.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всех сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.
Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к, г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Ринофанически звучат л и р. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.
Дыхание у детей соткрытой ринолалией смешанное (рото-носовое), учащенное. Жизненная емкость легких понижена. Так же нередко отмечается снижение физического слуха, отсюда нарушено формирование фонематического слуха
Цель программы:
Квалифицированная коррекция недостатков в речевом и психическом развитии, а так же дошкольное образование детей для обеспечения готовности к школьному обучению.
Задачи программы:
* Основной задачей логопедической работы при открытой ринолалии как в дооперационном, так и в послеоперационном периоде является формирование нормального звучания речи, т. е. формирование речи без носового оттенка.
* Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей;
* Обеспечение с учетом отклонений в развитии образования по основным направлениям – физическому, познавательно-речевому, коммуникотивно-личностному , художественно-эстетическому;
* Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
* Оказание помощи детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
* Готовность к обучению грамоте, оказание помощи в овладении её элементами;
* Развитие навыков связной речи;
* Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях , оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития;
* Проведение коррекции ( исправление и ослабление) негативных тенденций развития;
* Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности
( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской
* Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития;
* Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям)
Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии
Принципы логопедической работы при открытой ринолалии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.
В основу нашей методики положен принцип использования физиологического дыхания, которое постепенно перевоспитывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.
Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность в формировании дыхания и артикулем позволяет уже на первых занятиях получить правильные звуки речи.
При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо формировать правильное произношение всех звуков речи заново. Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность мышц артикуляционного аппарата и неправильное положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.
Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.
Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков.
Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.
Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.
Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.
Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.
Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случаях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития движения необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Упражнения строго дифференцируются с учетом необходимости и полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны служить формированию определенных артикуляционных укладов речевых звуков. При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.
Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.
На первых 10—15 занятиях контроль над формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.
После того как артикуляции окажутся усвоенными, вводится буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.
После закрепления произношения отдельных звуков проводится их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит под контролем логопеда.
Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.
В соответствии с изложенными принципами нами разработана методика обучения правильной речи больных с ринолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка, значительно облегчает труд логопеда и сокращает сроки логопедических занятий.
В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построения правильных артикулем.
Содержание логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с открытой ринолалией.
Процесс логопедического воздействия по устранению речевых нарушений у ринаолаликов осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях и делится на два периода.
Подготовительный период
Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Период можно условно разделить на два этапа:
1) Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.
2) Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков.
Формирование речевого дыхания. Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.
В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.
Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.
I этап. В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключается на нижнеребернре дыхание.
С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения. Последовательность их выполнения фиксируется рисунками в тетради ребенка.
Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.
Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.
Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта.
Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем случае).
Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.
Развитие орального праксиса. Параллельно с работой па развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков (II этап работы).
Гимнастика начинается с изучения артикуляции гласных звуков. Эти артикуляционные упражнения заносятся в тетрадь.
В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения осуществляются без включения голоса.
В предлагаемой системе логопедической работы используется специфическая гимнастика органов артикуляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается ряд дополнительных упражнений, способствующих развитию артикуляционного праксиса. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.
Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде
Гласные звуки. Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности: а, э, о, ы, у, (отработка данных гласных позволяет перейти к звуку и, а сформированный уклад фонемы и создаёт переход над сочетанием гласных, столь необходимых для постановки йотированных гласных. Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить направление выдоха как в первой, так и во второй части дифтонга.
Согласные звуки. После знакомства с артикулемами гласных звуков начинаются упражнения по развитию ротового выдоха на артикулемах глухих согласных звуков. Работа над артикулемами гласных продолжается при шепотном их произнесении.
Последовательность постановки звуков в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит от степени активизации мягкого нёба. С учетом этого ученые расположили фонемы в следующем порядке: м, н, ф, в, п, б, т, д, с, з, ц, к, г, х, ш, ж, ч, щ, р.
Учитывая степень активизации мягкого неба, в первую очередь ставятся фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности: ф, с, ш, щ, х.
Взрывные звуки наиболее сложны из-за их кратковременности, поэтому постановка проводится позже. Менее разборчивым является звук т, который может быть вызван от п. После автоматизации т, д переходим к постановке к, г, х.
Свистящие с, з, ц, и шипящие ш, ж, ч, щ требуют длительной кропотливой работы, больших энергетических затрат как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых: педагогов и родителей. Трудности коррекции шипящих звуков связаны с их сложным артикуляционным укладом.
Многие ученые считают, что первоначально не целесообразно задерживаться на тщательной отработке вызванных звуков, так как в речевом потоке каждый звук изменяет свою артикуляцию в зависимости от предшествующего и последующего звуков, поэтому отрабатываемые артикулемы приобретут окончательную четкость несколько позже в автоматизированной речи, а затем в спонтанной речи. Поэтому очень важно при ринолалии учитывать ведущий принцип коррекции: ставить и автоматизировать звуки с учетом степени активизации мягкого нёба.
Дозировка материала на логопедических занятиях в подготовительном периоде.
Количество упражнений, предлагаемых ребенку на каждом занятии, может быть различным. Так, на первом занятии можно ограничиться тренировкой ротового выдоха, а возможно перейти и к формированию нескольких артикулем гласных звуков.
Старшим детям можно дать большее количество упражнений, но не следует спешить с выполнением всех типов упражнений на одном занятии. Нужно обязательно соблюдать описанную выше последовательность работы над артикулемами.
Программа подготовительного периода работы обеспечивает ребенку формирование правильного ротового выдоха и усвоение ряда звуков (гласных — в шепотном произнесении и фрикативных глухих согласных звуков).
Результаты работы в этом периоде наглядно фиксируются в таблицах.
Основными особенностями этого периода работы являются:
1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
2) максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков;
3) постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового.
Основной период
1) включение голоса при длительном ротовом выдохе;
2) формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков;
3) дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат;
4) формирование мягких звуков.
Основная цель занятий этого периода та же, что и в первом периоде,
формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем.
1-й этап. Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе.
Цель 1-го этапа работы — научить ребенка включать голос при длительном ротовом выдохе.
2-й этап. На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох.
Необходимо обратить внимание ребенка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи.
Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков п, б, т, д, к, г. Подготовительным упражнением к короткому выдоху служит тренировка выдоха на артикулеме й,
3-й этап работы над согласными звуками — формирование группы сонор — л, р, н, м и аффрикат — ц, ч.
4-й этап — формирование мягких звуков.
Во II периоде проводится активная автоматизация и дифференциация звуков. В процессе обучения правильной речи вводятся элементы обучения грамоте. Особенно важно это при дифференциации звуков и букв, так как это способствует развитию фонематического восприятия и профилактике дисграфий.
Особенности работы в этом периоде заключаются в следующем:
1) параллельность в работе над дыханием и артикуляцией;
2) осознанный слуховой контроль ребенка за своим произношением;
3) введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению грамоте;
4) автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложения, текст);
5) предупреждение дисграфий.
Итак, в логопедической работе с детьми для вызывания звуков можно использовать различные исходные артикуляции. Таким образом, новая артикуляция подготавливается заранее, что позволяет предотвращать трудности в работе.
В предлагаемой нами последовательности формирования звуков нет общепринятого в логопедии последовательного усвоения звуков по группам свистящих, щипящих, соноров и т. п. Последовательность работы над звуками определяется возможностями развития артикуляционного аппарата ребенка-ринолалика и предлагает вначале развитие правильного речевого дыхания.
С начала работы над озвончением активизируется и средний отдел речевого аппарата, который на первых этапах занятий находился в пассивном состоянии.
Так реализуется основная задача логопедической работы при ринолалии — приучить ребенка при произнесении звуков производить ротовой выдох, а не выдыхать носом, что для больного более привычно.
При формировании звуков следует следить за выполнением артикуляционных упражнений без напряжения и без участия в артикуляции лицевых и мимических мышц.
Выполнение основных требований к проведению занятий с детьми и соблюдение последовательности работы по предлагаемой системе обеспечивает высокую эффективность логопедического воздействия. Коррекция развития личности. Речевой дефект при ринолалии накладывает свой отпечаток на структуру личности больного, поэтому на протяжении всех логопедических занятий большое внимание уделяется коррекции ее развития. Логопед должен дать больному возможность поверить в свои силы, в полезность и эффективность проводимой работы.
В процессе занятий необходимо поощрять успехи детей поддерживать их высокий эмоциональный тонус. Логопед должен стать как бы участником внутреннего мира больного и помогать ему в решении определенных жизненных вопросов, в отношениях с коллективом и окружающими. Важна также разъяснительная работа логопеда в тех социальных микрогруппах, где живет и общается больной. Подготовка коллектива к новым отношениям с пациентом — одна из задач логопеда.
Оказываемая им помощь должна быть тактичной, незаметной и вместе с тем значимой.
Организация индивидуальных занятий
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут 2-3 раза в неделю.
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук) штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т. д.
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса, развитие высших психических функций.
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I.Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) поддерживать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков - свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- сонор Л'
- шипящий Ш
- шипящий Ж
- сонор Л
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчёсочка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; «Фокусник»
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).Дифференциация звуков:
С – З, С – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.
V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Лексические и грамматические упражнения. - Нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию.
План индивидуальных занятий для детей с ФФНР
Период | Месяц | Содержание работы |
I | Сентябрь |
|
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
II | Декабрь |
|
Январь |
| |
Февраль |
| |
III | Март |
|
Апрель |
| |
Май |
|
Контрольные параметры:
Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие предмета и практически использует их в речи;
Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;
Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с разными приставками;
Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и словоизменения.
Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)
На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему взаимодействия.
Рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно при необходимости в письменной форме на карточках и в логопедическом дневнике ребёнка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии.
Необходимым условием реализации образовательной программы является наличие основной документации:
- Копии протоколов городской ПМПК, на основании которых дети поступают на логопедический пункт.
- Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного на логопункт.
- Образовательная программа логопедической работы (куда входят годовой, перспективно-календарный и индивидуальный планы).
- Индивидуальная тетрадь ребёнка.
- Отчёт учителя-логопеда.
Требования к результатам обучения
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- родители и педагоги детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса
Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества коррекционно-образовательной деятельности, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг проводится в целях:
* выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ ФГТ дошкольного образования;
* определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
* качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
* развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.
Для осуществления мониторинга работы с детьми используются методические рекомендации О.Б. Иншаковой, Н.М. Трубниковой, Е.А. Стребелевой, Н.В. Серебряковой, З.А. Репиной, Т.В. Верясовой.
Мониторинг качества коррекционно-образовательного процесса включает наблюдение, оценку и прогноз. Условиями, необходимыми для эффективной реализации данного мониторинга, являются:
* унифицированность форм предоставления информации;
* непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора информации;
* оптимальность и надёжность информационных данных.
Параметры:
1. Артикуляционный праксис:
• Объем движений;
• Качество движений;
• Переключаемость.
Инструкцию необходимо давать по слову и по образцу.
2. Звукопроизношение:
• Изолированное произношение:
• Произношение в слоге:
• Произношение в слове, предложении;
• Произношение в связной речи.
3. Фонематический слух:
• Умение слышать и различать изолированные звуки (в ряду полярных звуков, акустически близких звуков, артикуляторно близких звуков);
• Дифференциация слоговых рядов по звонкости - глухости согласных звуков;
• Дифференциация слоговых рядов по твердости - мягкости согласных звуков;
• Воспроизведение слоговых рядов.
4. Фонематическое восприятие:
• Выделение заданного звука в слове;
• Выделение первого гласного звука в слове;
• Выделение последнего согласного звука в слове;
• Определение позиции заданного звука в слове;
• Отобрать картинки на заданный звук;
• Придумать слово на заданный звук.
Критерии:
1 - не эффективен никакой вид помощи, выполнение задания недоступно.
2 - эффективна помощь обучающего характера, характер выполнения имеет условное сходство с образцом.
3 - нуждается в направляющей помощи, ошибки стойкие, носят множественные характер.
4 - эффективна помощь стимулирующего характера, возможны единичные незначительные неточности в выполнении задания.
5 - самостоятелен, в помощи не нуждается, выполняет задание качественно и в полном объеме.
Список использованной литературы
- Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»
«Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей» Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей
В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с ринолалией в групп...
Адаптированная индивидуальная образовательная программа по коррекции нарушений речи у ребёнка с ринолалией
Программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по следующим направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с ребенком-инвалидом...
Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"
Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...
Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)
В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...