Конспект занятия по речевому развитию "Звук Х-Хь. Буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_h_bukva_h.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
в соответствии с ФГОС ДО
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
на тему «Звуки [х] – [х']. Буква "Х".»
(с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)
Автор:
Косаченко Элеонора Константиновна
воспитатель ГБДОУ д/с №73
(высшая квалификационная категория)
Санкт-Петербург
2024
Конспект занятия по речевому развитию
«Звуки [х] – [х']. Буква "Х".»
(с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)
Автор- разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №73 Приморского района Санкт –Петербурга
Возрастная адресованность: обучающиеся подготовительной группы компенсирующей направленности
Длительность мероприятия: 25 минут
Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Педагогический замысел:
- Закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, слогах, фразах;
- обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;
- учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;
- познакомить с буквой «Х», и её написанием;
- формировать умение производить самостоятельно звуко – буквенный анализ слов;
- развивать умение составлять слова из букв;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Материально-техническое обеспечение: Игрушка хомяк, мяч, карточки со слогами, карточки с картинками со звуком [Х и Хь], воздушные шарики с буквами. Цветные карандаши, счетные палочки.
Предварительная работа: Разучивание физминутки « Нес хомяк мешок с горохом». Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
Примерный ход занятия:
- Вводная часть
Организационный момент.
Воспитатель: «Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.»
Коммуникативная игра «Здравствуйте»
«Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)»
Воспитатель: «К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый, хомяк, Хома, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.» (Ответы детей)
- Основная часть
Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.
Характеристика:
Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.
Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.
- Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).» (Ответы детей)
Воспитатель: «Молодца, а теперь поиграем в игру «Ловишка»
Дидактическая игра «Ловишка»
Воспитатель называет детям звуки, слоги и слова, когда они услышат определенный звук, должны хлопнуть в ладоши.
Ловим звук [Х]: П,К. Х. Т. М, Х, О,Х.
Ловим звук [Хь] в слогах: ма, хи, пу, мо, хи, ты, ти, пи, хи.
Ловим звук [Х] в словах: Хлеб, молоко, хобот, слон, муха, хурма, посуда, год, горох.
Словесная игра «Найди лишнее слово».
Воспитатель: « Молодцы ребята, Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4-й лишний. (4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
- Хижина, ходить, тахта, художник;
- Хитрый, хек, хвост, химия;
- Кухня, хлопушка, стихи, холодно.
Воспитатель: «Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!»
Дидактическая игра «Замени первый звук» в слове на звук [Х].»
Игра проводиться с мячом, воспитатель называет слово, бросает ребенку мяч. Ребенок меняет первый звук и бросает мяч обратно.
САЛАТ – ХАЛАТ, ГОЛОД – ХОЛОД, СОР – ХОР, ГОД – ХОД, СВАЛИТЬ – ХВАЛИТЬ, ГУДЕТЬ – ХУДЕТЬ, ГЛЕБ – ХЛЕБ, КЛОП-ХЛОП
Дидактическая игра «Доскажи словечко, в которых потерялся звук Х» (С Мячом)
Воспитатель: «Я буду произносить слово, а вы добавьте звук [Х]
ПЕТУ – Х; ПАСТУ – Х; ОТДЫ – Х; СМЕ – Х; ЛОПУ – Х; МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х; ШОРО – Х.» (Дети добавляют звук «Х» и называют слово полностью.)
Воспитатель: «Молодцы» Ребята, все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков «Х» и «Хь» тоже есть буква - Х. – Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Ребята, послушайте стихотворение про букву Х.
«Буква Х всё ходит, ходит,
Места, что ли, не находит.»
Предлагаю вам выложить букву Х из счетных палочек.» (Дети выполняют задание)
Воспитатель: «Молодцы, а теперь немного отдохнем!»
Физминутка «Нес хомяк мешок с горохом»
«Нес мешок хомяк и охал: (Ходьба с руками за спиной.)
«Ох, ох, ох, ох,
До чего тяжел горох!» (Полуприседания, руки на поясе.)
Отдохнуть хомяк решил –
Со спины мешок свалил, (Наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками.)
Распрямился, потянулся, (Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)
Потянулся, улыбнулся…
Отдохнул он хорошо
И опять вперед пошел. (Ходьба на месте.)»
Воспитатель: «Ребята, хомячок Хома приготовил для вас задание. Перед вами листы с изображением картинок, вам необходимо определить, где в название картинок спрятался звук Х или звук Хь. С помощью карандаша синего или зелёного цвета, обозначать место нахождения звука в рамке.» (Дети самостоятельно выполняют задание)
После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения.
Воспитатель: «Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)
Воспитатель: «Молодцы, отлично справились! Хома, приготовил для вас воздушные шары с буквами, если вы правильно соберете букет из шаров, у вас получиться слово.» (Дети выполняют задание и прочитываю получившиеся слово.)
Воспитатель: «Слова вы собрали и прочитали, а теперь предлагаю вам сделать звуко-буквенный анализ слов и выложить схемы!» (Дети выполняют задание, затем совместно с воспитателем проверяю правильность.)
- Заключительная часть
Воспитатель: «Ребята, какие звуки мы сегодня повторяли?
- Какие это звуки?
- С какой буквой познакомились?
- Вам понравилось сегодняшнее занятие, что было сложным, легким?
Ребята, а что мы произносим когда:
АХ – когда испугаемся;
ОХ – когда тяжело устанем;
УХ – когда делаем что – то с силой;
ХА – ХА – смех, радость.(Сколько звуков, какой первый, какой второй?)» (Ответы детей)
Дети прощаются с хомяком, занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.
Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать...
Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»
Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...
Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе
Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звук З- З”. Буква З»
Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости...
Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»
Цели: Познакомить детей со звукам [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...
Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [К, К’]. Буква «К» в подготовительной группе
Цель: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику заука[ К,Кь ]. Учить дифференцировать звуки (по твердости и мягкости)Программные задачи: продолжать учит детей находить м...