Конспект занятия по речевому развитию "Звук Х-Хь. Буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Косаченко Элеонора Константиновна

Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_h_bukva_h.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №73 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

в соответствии с ФГОС ДО

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

на тему «Звуки [х] – [х']. Буква "Х".»

(с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)

Автор:

Косаченко Элеонора Константиновна

воспитатель ГБДОУ д/с №73

(высшая квалификационная категория)

Санкт-Петербург

2024

Конспект занятия по речевому развитию

«Звуки [х] – [х']. Буква "Х".»

 (с использование ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий)

Автор- разработчик: Косаченко Элеонора Константиновна, воспитатель ГБДОУ детский сад №73 Приморского района Санкт –Петербурга

Возрастная адресованность: обучающиеся подготовительной  группы компенсирующей направленности

Длительность мероприятия: 25 минут

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Педагогический замысел:

  • Закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, слогах, фразах;
  • обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;
  • учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;
  • познакомить с буквой «Х», и её написанием;
  • формировать умение производить  самостоятельно звуко – буквенный анализ слов;
  • развивать умение составлять слова из букв;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Материально-техническое обеспечение: Игрушка хомяк, мяч, карточки со слогами, карточки с картинками со звуком [Х и Хь], воздушные шарики с буквами. Цветные карандаши, счетные палочки.

Предварительная работа: Разучивание физминутки « Нес хомяк мешок с горохом». Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.

Примерный ход занятия:

  1. Вводная часть

Организационный момент.

Воспитатель: «Ребята, каждое утро заходя в группу вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. А я вам предлагаю поздороваться со своим телом.»

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

«Здравствуйте, ладошки!  (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп!       (3 хлопка в ладоши.)

Здравствуйте, ножки!   («Пружинка».)

Топ-топ-топ!  (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)

Плюх-плюх-плюх!  (3 раза слегка похлопывают по щекам.)

Пухленькие щечки!   (Круговые движения кулачками по щекам.)

Плюх-плюх-плюх!  (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)

Здравствуйте, губки!  (Качают головой вправо-влево.)

Чмок-чмок-чмок!   (3 раза чмокают губами.)

Здравствуйте, зубки!  (Качают головой вправо-влево.)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)

Здравствуй, здравствуй, язычок!  (3 раза наклоняют голову вперед.)

Чок-чок-чок!  (3 раза щелкают языком.)»

Воспитатель: «К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинаются слова хитрый, хомяк, Хома, то узнаете какие звуки предлагает вам вспомнить наш гость.» (Ответы детей)

  1. Основная часть

Воспитатель: «Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

Характеристика:

Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой.

Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета), глухой.

- Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеёмся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).» (Ответы детей)

Воспитатель: «Молодца, а теперь поиграем в игру «Ловишка»

Дидактическая игра «Ловишка»

Воспитатель называет детям звуки, слоги и слова, когда они услышат определенный звук, должны хлопнуть в ладоши.

Ловим звук [Х]: П,К. Х. Т. М, Х, О,Х.

Ловим звук [Хь] в слогах: ма, хи, пу, мо, хи, ты, ти, пи, хи.

Ловим звук [Х] в словах: Хлеб, молоко, хобот, слон, муха, хурма, посуда, год, горох.

Словесная игра «Найди лишнее слово».

Воспитатель: « Молодцы ребята, Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4-й лишний. (4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)

  • Хижина, ходить, тахта, художник;
  • Хитрый, хек, хвост, химия;
  • Кухня, хлопушка, стихи, холодно.

Воспитатель: «Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!» 

Дидактическая игра «Замени первый звук» в слове на звук  [Х].»

Игра проводиться с мячом, воспитатель называет слово,  бросает ребенку мяч. Ребенок меняет первый звук и бросает мяч обратно.

САЛАТ – ХАЛАТ, ГОЛОД – ХОЛОД, СОР – ХОР, ГОД – ХОД, СВАЛИТЬ – ХВАЛИТЬ, ГУДЕТЬ – ХУДЕТЬ, ГЛЕБ – ХЛЕБ, КЛОП-ХЛОП

Дидактическая игра «Доскажи словечко, в которых потерялся звук Х» (С Мячом)

Воспитатель: «Я буду произносить слово, а вы  добавьте звук [Х] 

ПЕТУ – Х;  ПАСТУ – Х;  ОТДЫ – Х;  СМЕ – Х; ЛОПУ – Х;  МО – Х; ЗАПА – Х;  ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х; ШОРО – Х.» (Дети добавляют звук «Х»  и называют слово полностью.)

Воспитатель: «Молодцы» Ребята, все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков «Х»  и  «Хь» тоже есть буква -  Х. – Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?» (Ответы детей)

Воспитатель: «Ребята, послушайте стихотворение  про букву  Х.

 «Буква  Х  всё ходит, ходит,

Места, что ли, не находит.»

Предлагаю вам выложить букву Х из счетных палочек.» (Дети выполняют задание)

Воспитатель: «Молодцы, а теперь немного отдохнем!»

Физминутка «Нес хомяк мешок с горохом»

«Нес мешок хомяк и охал:    (Ходьба с руками за спиной.)

«Ох, ох, ох, ох,

До чего тяжел горох!»  (Полуприседания, руки на поясе.)

Отдохнуть хомяк решил –

Со спины мешок свалил,   (Наклоны вперед; не сгибая коленей, достать носки руками.)

Распрямился, потянулся, (Потягивание – руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)

Потянулся, улыбнулся…  

Отдохнул он хорошо

И опять вперед пошел.  (Ходьба на месте.)»

Воспитатель: «Ребята, хомячок Хома приготовил для вас задание. Перед вами листы с изображением картинок, вам необходимо определить, где в название картинок спрятался звук Х или звук Хь. С помощью карандаша синего или зелёного цвета, обозначать место нахождения звука в рамке.» (Дети самостоятельно выполняют задание)

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения.

Воспитатель: «Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)

Воспитатель: «Молодцы, отлично справились! Хома, приготовил для вас воздушные шары с  буквами, если вы правильно соберете букет из шаров, у вас получиться слово.» (Дети выполняют задание и прочитываю получившиеся слово.)

Воспитатель: «Слова вы собрали и прочитали, а теперь предлагаю вам сделать звуко-буквенный анализ слов и выложить схемы!» (Дети выполняют задание, затем совместно с воспитателем проверяю правильность.)

  1. Заключительная часть

Воспитатель: «Ребята, какие звуки мы сегодня повторяли?

- Какие это звуки?

- С какой буквой познакомились?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие, что было сложным, легким?

Ребята, а что мы произносим когда:       

АХ – когда испугаемся;

ОХ – когда тяжело устанем;

УХ – когда делаем что – то с силой;

ХА – ХА – смех, радость.(Сколько звуков, какой первый, какой второй?)» (Ответы детей)

Дети прощаются с хомяком, занятие закончено. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Конспект занятия по речевому развитию "Звуки [д],[д’]. Буква Д»

Занятие по грамоте поможет познакомить детей со звуками [д],[д’], буквой Д...

Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе

Конспект  занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Звук З- З”. Буква З»

 Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости...

Конспект занятия по «Речевому развитию» (Обучение грамоте) Тема. «Звук [М] буква М»

Цели: Познакомить детей со звукам  [М], с буквой М.Задачи:Образовательные:- Формировать умение детей характеризовать звук М, называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах, де...

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И  буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас...

Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [К, К’]. Буква «К» в подготовительной группе

Цель: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику заука[ К,Кь ]. Учить дифференцировать звуки (по твердости и мягкости)Программные задачи: продолжать учит детей находить м...