Журнал логопеда
методическая разработка по логопедии

Белова Олеся Павловна

Журнал логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_vestnik_logoped.doc828 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №13»

г.Ефремов

ул.Садовая, 10

тел.: 4-12-36


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №13»

Журнал логопеда

Рекомендации родителям и педагогам

Тема: Коррекционно-развивающая работа в семье и ДОУ

2024 год


«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду всё время постоянно следить за собой… Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно».

К. Станиславский



Коррекционно-образовательный процесс

Ни для кого не секрет, что число детей с различными речевыми нарушениями растет с каждым годом. Причин появления такого количества патологий развития много: социальные, экономические, политические, экологические и т.д. Это говорит о том, что необходимо расширять сеть логопедической помощи, делать ее более ранней, эффективной, объемной, комплексной. Ведь при отсутствии своевременного вмешательства со стороны педагогов, медиков, родителей, в дальнейшем ребенок сталкивается с серьезными трудностями: дети не в состоянии усвоить школьную программу, они с трудом адаптируются в коллективе, часто у них нарушена самооценка. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. У них повышена истощаемость, нарушены высшие психические функции, снижена работоспособность. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. И это лишь малая часть тех проблем, которые испытывает малыш из-за того, что вовремя не получил квалифицированную помощь специалистов. Именно поэтому следует как можно активнее пропагандировать логопедические знания среди родителей и педагогов, стараться объединить все наши усилия в целях более успешной коррекции речевых нарушений.

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Весь наш педагогический коллектив старается объединить свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. Это дает возможность посмотреть на ребенка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.

Например, воспитатель проводит обширную работу по расширению словаря детей по лексическим темам, по овладению навыками словообразования и словоизменения, помогает детям овладеть грамматическими категориями, согласованием в роде, числе и падеже, овладеть навыками звуко-буквенного анализа, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи, а недостаток профилактической работы способствует возникновению дисграфии дислексии, что вызывает школьную дезадаптацию.

Не менее значительна роль музыкального руководителя в коррекционном процессе. С помощью музыки намного легче и интереснее можно строить коррекционную работу. Музыкальный руководитель работает над дыханием и дикцией, легкостью и полетностью голоса, умением изменять его силу и высоту, уделяет внимание правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, в словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме.

Психолог совместно с логопедом и воспитателями занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуально-познавательной деятельности, знакомит воспитателей и родителей с технологиями оказания помощи ребенку, испытывающему трудности в социальной адаптации.

Существенную помощь в коррекционно-образовательном процессе оказывают также физинструктор и массажист. Но основная роль в преодолении речевых нарушений остается за учителем-логопедом. Логопедическая работа начинается с развития психологической базы речи, с развития понимания и восприятия речи. Затем проводится работа по формированию собственной экспрессивной речи ребенка.  Это и формирование всех параметров слова (т.е. семантической, слоговой, звуковой и морфемной структуры слова), и формирование фразовой речи, и формирование навыков и умений связной речи. Также логопед подготавливает детей к письменной речи и к обучению в школе, 


Игра «Найди букву»

Развитие зрительного восприятия

Готовим ребенка к чтению и письму:

Игра «Какие буквы спрятались?»

I вариант:

II вариант:


формирует у детей основные виды языкового анализа (лексикосемантического, фонемного, морфемного и слогового).

Специалисты ДОУ проводят колоссальную работу, доказывающую, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с его сетью интегрированных связей.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы языка губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому – либо предмету. Любимы детьми и сказки про приключения язычка, стихи о язычке.


Дифференциация сонорных звуков

[Р]-[Л], [Р']-[Л']

Подарок для балерины

Подарила балерине

На гастролях пелерину.

И теперь у балерины

Две прелестных пелерины.

Только ни одной кастрюли

Нет у балерины Юли.

Верьте, будет рада Юля,

Коль подарят ей кастрюлю.

  Несостоявшийся визит

Воблу с крабом камбала

Как-то в гости позвала.

Вобла в бусы нарядилась,

Краб достал парадный фрак.

Только вот большой цилиндр

Не наденет краб никак:

Спинка круглая у краба,

Не заметна голова.

Вобла краба ждать не стала

И без краба уплыла.

Дифференциация звуков [Л'], [J]

Восемь лилий

Посадили Лена с Лилей

Возле липы восемь лилий.

Маленькие лилии

Девочки полили, и

Весной у Лены с Лилей

                      Зацвели все восемь лилий.


Автоматизация звуков [Л] и [Л']

Ла-ла-ла –

Лада палочку взяла.

Лу-лу-лу –

Водит палкой по столу.

Ла-ла-ла –

Мама палку отняла.

Ол-ол-ол _

Лада, вымой стол!

Плавает палка,

И лодка плывет.

Могут плыть лошадь

И маленький плот.

Только вот ложка –

Она из металла –

Плыть по воде

Ни за что бы не стала.

Лапа, лодка, колобок,

Балалайка и клубок,

Палка, полка,

Лапти, лак,

Голова, халат, кулак,

Молоток, пила, плывет –

В этих всех словах звук  [Л] живет.

Ловкая белка

Ловкая белка на ёлке

                                           сидела,

  С ёлочки белка на землю

                                             глядела.

  - Сколько иголок еловых

                                             упало! –

  Ловкая белка неслышно

шептала.


Логопедическая работа в семье

Положительный результат коррекционной работы логопеда во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Известно, что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной. Однако родители часто не уделяют должного внимания логопедической работе: они или не слышат недостатков речи своих детей, или слышат их, но не придают этому серьезного значения, полагая, что с возрастом дефекты речи «исчезнут» сами собой. Между тем благоприятное для коррекционной работы время проходит, а дефекты остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки начинают приносить ему немало огорчений – одноклассники смеются над ним, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются «необычные» ошибки. Он начинает избегать общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. Но критические замечания и требования со стороны взрослых не дают должного результата. Вот почему необходима своевременная помощь. При этом помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с малышом.

Анкета для родителей

Ф.И.О.______________________________________________

 

1. Как вы считаете, нужна ли логопедическая помощь вашему ребенку?_____________________________________

2. В чем, по вашему, заключается логопедическая помощь.

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Серьезны ли, на ваш взгляд, речевые нарушения вашего малыша? Пройдут ли они с возрастом без помощи специалиста._________________________________________

____________________________________________________

4. Какого результата вы ожидаете от занятий с логопедом.

____________________________________________________

____________________________________________________

5. Должны ли родители помогать логопеду в коррекционной работе?______________________________________________

6. Сколько времени ежедневно вы можете уделять выполнению домашних заданий с вашим ребенком.

_____________________________________________________

7. Часто ли вы читаете своему малышу; какую сказку предпочитаете: (нужное подчеркнуть)

Курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Колобок, Красная шапочка, Теремок, Снежная королева, Буратино.

_____________________________________________________

8. Оцените познавательные способности вашего ребенка по пятибальной шкале  (нужное подчеркнуть)

1   -   2  -  3  -  4  -  5          баллов


Дифференциация шипящих и свистящих звуков

Стихи для автоматизации звуков

Автоматизация звуков [Р] и [Р']

       Ритин огород

Смотрите: все грядки

У Риты в порядке.

Редиска, брюква, репка

Сидят на грядке крепко


Почему у ребенка возникло нарушение речи

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предложить причину дефекта речи вашего ребенка.

Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это называется педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, он не ваш случай. Но хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый неосложненный вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом.

Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребенка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожайлуста, с вывихами бедра, переломами ключиц и т.п. во время родов).


Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Он начинает говорить после двух-трех лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).

Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом).

Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.

Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют еще и видимые, которые вы легко сможете определить сами.

Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформации зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого- самые невообразимые улыбки и «каша во рту».

Еще одна видимая причина – короткая подъязычная  уздечка. Можете рассмотреть ее перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.

Очень часто невидимые причины нарушений речи сочетаются с видимыми.


В чем виноват звук [э] ?

Очень часто, соединяя звуки в слог, ребенок добавляет лишний звук – естественно [э]: не лу а лэу  -  от этого на, первый взгляд, безобидного казуса очень нелегко избавиться особенно детям, имеющим речевые нарушения (нарушения звукового анализа).

Я предлагаю педагогам и родителям следить за тем, как мы называем звук и если уж Вы заучиваете алфавит, то четко разделяйте понятие буква (значок) – её название и те звуки, которые этот значок под собой подразумевает. Ведь когда ребенок учится читать, он не произносит букву, он её видит, а произносит он звук.

В своей практике я отказалась от названий букв, я даю детям твердый и мягкий вариант одного звука и естественно понятие «буква» – как знак. Это облегчает процесс звуко-буквенного анализа и упрощает процесс обучения чтению.

Он должен видеть букву, а произносить звук, но ребенок что видит, то и произносит.????

А для чего нужны названия букв? Для чтения абривиатур? Не проще ли давать названия буквам позже, уже после того, как у ребенка появляются навыки чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей заняти...

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...

« Игры по словообразованию» ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед")

Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе ле...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Рабочий журнал логопеда группы

Рабочий журнал логопеда логопедической группы...

Журнал "Логопед в ДОУ".

В сборник включена подборка статей из журнала «Логопед», которые посвящены актуальным вопросам дошкольной логопедии: анализу и самоанализу логопедического занятия в ДОУ; методам коррекции ...