Такие особенные семьи и дети... (журнал Логопед № 1 2023)
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Нурмухаметова Лариса Рафиловна, логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «ЦРР – детский сад № 1 с. Бураево», логопед-дефектолог, АВА-терапист Центра социальной адаптации и абилитации «Солнечный лучик» с. Бураево Бураевского района. Закончила Башкирский государственный педагогический институт, Институт развития образования РБ, Башкирскую академию государственной службы и управления при главе РБ. Стаж работы 31 год. Награждена Почётной грамотой Министерства науки и образования (2021), благодарственными письмами Института развития образования, администрации Бураевского района, гг.Нефтекамск, Бирск.
По роду своей деятельности приходится сталкиваться с детьми, имеющими различные нарушения развития. Каждый такой ребёнок заслуживает любви, понимания и помощи окружающих его людей. И как показала практика, социально-педагогическая помощь нужна не только особым детям, но и их родителям. Особенно на этапах принятия и осознания родителями, что в их семье теперь особенный ребёнок.
Наш Центр социальной адаптации и абилитации был создан в августе 2021 г. по инициативе Елены Викторовны Шумских, женщины, воспитавшей своего брата с инвалидностью. Цель деятельности нашего Центра – социальная адаптация и абилитация детей с инвалидностью и детей с ОВЗ, проведение мероприятий, направленных на:
- повышение социального статуса ребенка с инвалидностью;
- реализацию потенциальных возможностей ребёнка с инвалидностью;
- повышение активности родителей по реабилитации своих детей;
- повышение коммуникативной активности ребенка с инвалидностью;
- оказание коррекционно-психологической помощи детям с ОВЗ;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения родителей,
воспитывающих детей с ОВЗ;
- участие социума в жизни детей с инвалидностью и освоению детьми этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме;
- восстановление психического, физического, нравственного здоровья детей с ОВЗ.
В нашем Центре мы постарались собрать и объединить семьи, имеющие особого ребёнка, в один дружный и сплочённый коллектив.
За год с небольшим в нашем Центре были проведены такие мероприятия, как День именинника, День инвалида, Осенняя ярмарка (с участием на муниципальном уровне), Новый год, Масленица, День мам, Конкурс рисунков на асфальте (посвящен Дню защиты детей). Проводятся коррекционные занятия со специалистами, такими как логопед, дефектолог и психолог. 2 раза в неделю в нашем Центре педагог Детского дома творчества проводит кружок «Волшебный сундучок». Поделки из солёного теста, пластилина и различных материалов, аппликации и многое другое радуют глаз своим разнообразием. Дети учатся работать в коллективе, правильно вести себя в совместной деятельности, повышается коммуникативная и жизненная активность, познавательная деятельность, нормализуется эмоциональный фон, снимается напряжение, развивается мелкая моторика. На данный момент Центр посещает 30 семей. Семьи, имеющие ребёнка с паллиативным статусом, тоже участвуют в жизни Центра и включены во все мероприятия.
Нашему Центру активно помогают как спонсоры, так и педагоги МБДОУ «ЦРР-детский сад № 1 с. Бураево», которые не смогли остаться в стороне и взяли шефство над нашим Центром. Это и коррекционная помощь нашим детям, и участие в мероприятиях, и психолого-педагогическое сопровождение родителей. Так как наш Центр «Солнечный лучик» посещают дети с такими диагнозами как ДЦП, синдром Дауна, РАС, ЗПРР, то данная помощь просто необходима. Для детей организованы индивидуальные и подгрупповые занятия с учётом индивидуальных, возрастных особенностей и возможностей.
При работе с особыми детьми специалисты применяют современные коррекционные технологии и методики:
- здоровьесберегающие технологии
- АВА терапия
- альтернативная коммуникация
- методика Глена Домана
- ИКТ – технологии
- кинезиотерапия
- приёмы сенсорной интеграции
- игровое время
Несмотря на степень тяжести различных нарушений у детей после коррекционных занятий со специалистами растёт понимание обращённой речи, активизируется словарь, стабилизируется поведение, раскрываются скрытые возможности. Вся коррекционная работа строится с учётом сензитивных периодов развития и специфики работы при различных нарушениях. Использование игровых приёмов делает занятие увлекательным и эффективным. Мотивируя ребёнка и создавая ситуацию успеха, специалисты привлекают внимание ребёнка и как бы включают режим обучения, что приводит к положительным результатам. Все наглядные и дидактические материалы были подобраны специалистами именно для работы с детьми, имеющими различные нарушения развития. В планах Центра создать материальную базу для сенсорной интеграции, что служит базой для развития ребёнка.
В работе с детьми с инвалидностью наши специалисты применяют следующие принципы:
- внимание к движениям. Нужно привлекать внимание ребёнка к его новым движениям и действиям, так мы даём возможность для обучения. В коре головного мозга устанавливаются нейронные связи и возникают новые структуры.
- замедление. Это помогает сосредоточиться ребёнку на новых ощущениях, на возможности осознать, что он умеет. Замедление помогает сконцентрироваться на ощущении того, что происходит, чтобы помочь мозгу закрепить новый навык и создать новый шаблон действий и мыслей.
- вариативность. Этот принцип может разнообразить жизнь ребёнка и заложить почву для перемен. Тем самым снабжая мозг новой информацией, которая используется для решения самых разных задач.
- энтузиазм. Положительный настрой взрослого помогает ребёнку фиксировать, ощущать свои изменения. Ребёнок чувствует ощущения взрослого на его удачу и поражения.
- гибкость целей. Педагог ставит чёткие цели, но с возможностью их корректировать исходя из ситуации.
- режим обучения. Присутствие педагога здесь и сейчас, его настрой на ребёнка, создание необходимых условий могут включить режим обучения у ребёнка.
- ситуация успеха. От того как подготовит педагог эту ситуацию для ребёнка, зависит дальнейшая мотивация ребёнка и результативность работы.
Вера в невероятные способности человеческого мозга к изменению и пробуждения мозга самим ребёнком, делает работу специалистов нашего Центра творческой, увлекательной и особенной.
Отрадно видеть, что опыт нашего небольшого Центра заинтересовал близлежащие районы. А мы в свою очередь учимся у более опытных коллег. Как и в любом деле, у нас тоже были свои трудности и проблемы. Ведь мы начинали с нуля. Это и сложности восприятия обществом наших проблем, пассивность родителей детей с инвалидностью, чиновническая бюрократия. Иногда опускались руки… Но желание помочь, применить свои знания на пользу особым детям придавало нам силы и веру в то, что всё таки мы не одиноки.
Оглядываясь назад, хочется заметить, что труд нашего руководителя, наших специалистов и родителей, а тем более наших особых детей не остался безрезультативным. На сегодняшний день у нас сложилась команда, своя семья, у нас есть свой дом, куда стремятся не только дети с инвалидностью. Все дети нашли себе друзей и любимые занятия. Кто-то любит лепить из пластилина, кто-то проявил себя как актёр, кто-то любит опекать младших, а кому-то нравится сидеть с друзьями за чашкой чая и угощением, приготовленным заботливыми руками родителей. Каждое мероприятие, каждый праздник и каждая встреча в Центре приносит радость и удовлетворение не только детям, но и родителям.
К нам приходят в гости все, кому интересна наша жизнь. Так происходит интеграция особых детей в социум, создаются условия, которые обогащают их опыт, актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил, стимулируют их к выбору оптимального пути социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми ОВЗ» сентябрь.2023.
Консультация для педагогов «Особенности работы с детьми ОВЗ»Особенности работы с детьми ОВЗОбразование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. ...
Календарный план воспитательной работы МАДОУ ЦРР-д/с № 33 учетом особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий на 2023-2024 год
Календарный план воспитательной работы МАДОУ ЦРР-д/с № 33 учетом особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий на 2023-2024 год...
Возрастные особенности 6-7 лет (14.09.2023)
Консультация...
Консультация для родителей "Особенности семьи, имеющей ребёнка с нарушением речи". (советы логопеда)
В семьях, где растёт ребёнок с нарушением речи, считают, что всё исправится само собой, и это относится к возрастным особенностям. Какую помощь должен получать ребёнок дома от родителей?...
Рабочая программа логопеда 2023 год
Рабочая программа логопеда...
Дополнительная образовательная программа родительского клуба «ЛОГОПЕДиЯ» 2023-2024 учебный год
laquo;ЛОГОПЕДиЯ»- родительский клуб позволяющий установить эффективное и целенаправленное взаимодействие учителя-логопеда и родителей в вопросах профилактики и коррекции нарушений ра...
Рабочая программа учителя-логопеда 2023-2024
Данная рабочая программа учителя-логопеда является основным необходимым документом для организации коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжёлыми нар...