« Игры по словообразованию» ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед")
статья по логопедии на тему
Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:
- развитию и увеличению пассивного и активного словаря;
- развитию грамматического строя;
- развитию понимания и употребления грамматических форм;
- умению детей практически пользоваться фразовой речью;
- умению употреблять основные грамматические категории;
- развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_slovoobrazovaniyu.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Москва
ГБОУ «Школа №222»
Работа
Тема: « Игры по словообразованию»
учителя - логопеда
Успенской Светланы Васильевны
Любая форма поражения речевой деятельности ребёнка предполагает прохождение им всего сложного пути усвоения языка, как системы. В этой системе лексико-грамматическая сторона речи образует единое целое с другими составными частями. Нашей задачей является обучение ребёнка с речевыми нарушениями овладению родным языком, где важное место отводится:
развитию и увеличению пассивного и активного словаря;
развитию грамматического строя;
развитию понимания и употребления грамматических форм;
умению детей практически пользоваться фразовой речью;
умению употреблять основные грамматические категории;
развитию навыка практического словоизменения по падежам, лицам, числам, родам.
Приведенные ниже упражнения в словообразовании помогут детям
подготовительного дошкольного возраста развить некоторые лексико-грамматические категории, а также овладеть ими.
Упражнения в словообразовании являются итоговой частью занятий, на которых отрабатывались определённые морфемные конструкции Упражнения кратковременные, проводят их в быстром темпе. В случае затруднений в ответах (молчание детей) или при первых ошибках требуемое слово необходимо подсказать логопеду, проговорить вместе, включить это слово ещё раз в ходе данного упражнения.
№1 « НАЗОВИ ПОСУДУ»
Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов.
--Сейчас мы будем вспоминать интересные слова, которые обозначают посуду. Даже если кто и забыл нужное слово, его легко образовать от слова, обозначающего продукт, который в этой посуде хранится.
--Посуда, где лежит хлеб - хлебница
………….для конфет - конфетница
………….для перца - перечница
………….для сахара - сахарница
………….для селёдки - селёдочница
………… для салата – салатница
………….для соли - солонка
………….для масла - маслёнка
-- есть специальная посуда в которой заваривают чай – чайник
или кофе – кофейник.
-- вот в этой посуде подают к обеду суп супник
или соус соусник.
№ 2 « ЧЕЙ ДОМ»
Программное содержание: учить образовывать притяжательные прилагательные.
все дома и спрашивал: «Чей дом?». Всем он приказал отвечать громко и правильно, а если кто ответит тихо или неправильно, его выгонял из домика. Начинал он со своего дома и громко кричал: «В этом доме живёт козёл. Чей дом? – Козлиный».
Рядом стоял дом, где жила коза. Чей дом? ( козий).
В другом доме жили коровы и телята. Чей дом? (коровий и телячий).
Дальше жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).
В этом доме хрюкает поросёнок. Чей дом? (поросячий).
А вот молодой осёл всегда боялся, чтобы не ошибиться, а то останешься без дома. Как отвечал осёл? Чей дом? (ослиный).
Всегда весело и громко отвечали две овцы. Чей дом? (овечий).
Дружно крякали в ответ утки. Чей дом? (утиный).
А в одном пустом доме поселились разбойники. Стали они скорее вспоминать правильное слово, чтобы козла обхитрить и остаться в доме. Чей дом? Разбойники отвечают: «Разбойничий». Ничего не поделать, раз ответили правильно, выгнать их нельзя.
№ 3 «КАК КОЗОЧКА И ВОЛК РАЗГОВАРИВАЛИ»
Программное содержание: учить образовывать существительные со значением уменьшительности и увеличительности.
« Расскажу я вам сказку. Я начну, а потом вы мне будете помогать.
Встретились козочка и волк. Остановились и разговаривают. Коза говорит: « Меня козлятки по голосу узнают, у меня голосок ласковый». Волк отвечает:
«А я их пугаю. У тебя голосок, а у меня голосище». « Меня козлятки любят. У меня ласковые глазки». « У тебя глазки, а у меня глазищи». «Я учу козляток топать, у меня маленькая ножка». «У тебя ножка, а у меня ножища».
«Я их нежно облизываю, у меня нежный язычок». « А я их оцарапаю, у тебя язычок, а у меня язычище». «А вот чего у тебя нет! У меня страшные рожищи! Стала коза волка бодать, он и убежал.
№ 4 « НАЗОВИ МЕНЯ»
Программное содержание: упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.
«Давайте вместе поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Это слово должно отвечать на вопрос – кто он?
( Отрабатываем существительные мужского и женского рода)
--Человек мне помогает, он мой … - помощник, - помощница
--Человек умеет шутить, он большой … - шутник, - шутница
--Этот ребёнок любит проказы, он … -проказник, -проказница
--А этот всё время умничает, он такой … - умник, -умница
--Человек очень добрый, назовём его … -добряк, -добрячка
--Вова очень сильный, про него говорят… - силач, - силачка
--Алёша очень модничает, он настоящий …- модник, -модница.
--А Дима много болтает, он такой … - болтун -болтунья
--Женя много говорит, он… - говорун, - говорунья
--Этот малыш постоянно шалит, он … -шалун, - шалунья
--Про хитрого человека говорят, он … -хитрец, - хитрунья --А про хвастливого … -хвастун, - хвастунья
--Рома часто молчит, он у нас … - молчун, - молчунья
--Витю ленивого назовём… -ленивец, - ленивица
--А вот два человека из сказки. Один богатый, пребогатый, а другой очень бедный. Их зовут … - богач, - богачка …- бедняк, - беднячка
№ 5 « И Я ТОЖЕ »
Программное содержание: упражнять в образовании существительных женского рода с помощью суффиксов.
« Есть такая игра, в которую играют мальчики и девочки. Мальчики говорят про себя, а девочки про себя и каждый старается сказать правильно. Один мальчик говорит: « Я – мастер». А девочка отвечает: « Я тоже - мастерица».
Сейчас я буду говорить от лица мальчика, а вы будете отвечать от лица девочки.
Я лыжник - я тоже лыжница я лётчик - я тоже лётчица я шутник - я тоже шутни я шутник - я тоже шутница я ученик - я тоже учениц я затейник - я тоже затейница я защитник - я тоже защитниц я танцовщик - я тоже танцовщица я учитель - я тоже учительница отличник - я тоже отличница
| я повар - я тоже повариха я ткач - я тоже ткачиха я портной - я тоже портниха я дворник - я тоже дворничиха я дворник - я тоже дворничиха я пловец - я тоже пловчиха я бегун - я тоже бегунья я прыгун - я тоже прыгунья я спортсмен - я тоже спортсменка я гимнаст - я тоже гимнастка |
А потом мальчики стали говорить такие слова, что девочки не захотели быть такими же. Они стали говорить: « А я не …..»
я озорник - а я не озорница я болтун - а я не болтунья
я упрямец - а я не упрямица я драчун - а я не драчунья
я трус - а я не трусиха я шалун - а я не шалунья
я ленивец - а я не ленивица я ворчун - а я не ворчунья
я лентяй - а я не лентяйка я проказник – а я не проказница
№ 6 « СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ »
Программное содержание: упражнять в образовании имён прилагательных путём сложения двух слов.
«Сегодня мы поиграем в игру, которая научит нас образовывать новое слово из двух названных мной.
--В доме шесть этажей. Вслушайтесь в последние два слова – шесть этажей. Значит этот дом какой? - Шестиэтажный.
--Этому дереву десять лет, оно…десятилетнее.
--Цветок тепло любит, он …теплолюбивый.
--Человек труд любит, он …трудолюбивый.
--У новой машины очень быстрый ход, она … быстроходная.
--У слона толстая кожа, он … толстокожий.
--Идёт дедушка с седой бородой, он … седобородый.
--У бобра длинная шерсть, он …длинношёрстый.
--У спортсменки длинные ноги, она …длинноногая.
--У птицы длинный хвост, она …длиннохвостая.
--У моей подружки серые глаза, она …сероглазая.
--У клоуна рыжие волосы, он …рыжеволосый.
--А вот малыш с круглым лицом, он … круглолицый.
--На морозе у детей красные щёки, они …краснощёкие.
--Выбежал щенок с отвислыми ушами, он вислоухий.
--У берёзы белый ствол, она …белоствольная.
№ 7 « СЛОЖИ В ОДНО СЛОВО »
Программное содержание: учить образовывать слова путём словосложения.
«В нашей речи встречаются слова, которые как будто сложены из двух слов. Иногда такое слово заменяет собой целое предложение и мы тогда говорим более кратко. Например: мы говорим: «Помещение, где хранятся овощи», а можно сказать короче – овощехранилище. Такое сложное слово всем понятно, так как в него вошли части знакомых нам слов – овощи, хранить или сохранять.
Ещё раз послушайте, как это звучит – овощехранилище. Вы слышали такое слово? – Да, на Дмитровском шоссе есть овощехранилище. Туда осенью завозят для зимнего хранения много картофеля, капусты, лука и других овощей.
Попробуйте теперь сами составить другое сложное слово. Как назвать место, где хранится очень много воды - …водохранилище. По водохранилищу могут плыть пароходы, лодки, в нём живёт много рыбы.
Вы слышали слово электропоезд – это поезд, который едет с помощью электричества. Может быть ещё кто-то знает слова, которые начинаются с части слова – электро… - электролампа, электробритва, электрощётка.
А теперь сложите ещё другие слова. В природе бывают такие явления:
листья падают – листопад снег падает – снегопад
вода падает - водопад лёд ходит - ледоход
сено косят - сенокос голый лёд - гололёд
буря ломает - бурелом
В нашей жизни много работ выполняют машины. Часто по названию работы называют и машины.
Овощи режет - овощерезка кофе мелет - кофемолка
Мясо рубит - мясорубка сок выжимает – соковыжималка
Пыль сосёт - пылесос сам варит - самовар
А есть ещё много машин без которых трудно обойтись.
Сам сваливает – самосвал сам катит - самокат
по снегу катит – снегокат по снегу ходит – снегоход
везде ходит - вездеход лёд колет - ледокол
бетон мешает - бетономешалка сено косит - сенокосилка
бензин возит - бензовоз молоко возит - молоковоз
по луне ходит - луноход воду проводит - водопровод
землю черпает - землечерпалка мышей ловит - мышеловка
Вы знаете, что люди выполняют разную работу, т. е. у них разные профессии. Вслушайтесь в название профессии и вы поймёте, какую работу выполняет человек этой профессии.
Рыбу ловит - рыболов зверей ловит - зверолов
Сады разводит - садовод оленей разводит - оленевод
Пчёл разводит - пчеловод в воду лазает - водолаз
В море плавает - мореплаватель лес рубит - лесоруб
Сталь варит - сталевар трубы чистит - трубочист
на коньках бегает – конькобежец землю пашет - землепашец
экскурсию водит – экскурсовод цветы разводит - цветовод
Существует ещё достаточное количество игр и упражнений по образованию притяжательных и относительных прилагательных, глаголов, наречий и т.д. , которые помогают ребёнку освоить родной язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....
Свидетельство о публикации статьи во Всероссийский электронный педагогический журнал "Познание"
Свидетельство...
Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"
В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...
Игры на словообразование для детей 6-7 лет (публикация в журнале "Логопед" №6 2017 г.)
Игры на словообразование для детей 6-7 лет (журнал "Логопед" №6 2017 год)...
Публикации в журнал "Звёздочка наша"
Публикации на тему выставок декоративно-прикладного искуства к Новому году....
Публикация в журнал "Дошкольный мир"
Статья по ФЭМП...
Публикация в журнал для родителей и педагогов «ДОШКОЛЬНЫЙ МИР» (рубрика «Физическое развитие»)
laquo;Здоровое питание-счастливая семья»....