Методическая разработка "Активизация словаря детей с нарушением речи через познание предметов и явлений".
методическая разработка по логопедии

Лучинович Марина Петровна

Материал по работе с детьми в коррекционной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya_detey_s_narusheniem_rechi.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Активизация словаря детей с нарушением речи через познание предметов и явлений".

Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

В процессе общения с природой развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности - любознательность, порождающая массу вопросов, требующих ответов. Ответы на все вопросы можно найти с помощью наблюдений, логического мышления, это способствует расширению словарного запаса у детей, овладению новыми навыками словообразования.

Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словообразования: согласованием слов в роде, числе и падеже. Лексическая тема "Дикие животные". Например, медвежья берлога, лапа, голова, спина, шерсть; медвежий хвост, нос; медвежье ухо, туловище; медвежьи уши, лапы, следы,  привычки, детёныши.

Мы увидели (кормили) в парке кого? (белку). Наблюдали за кем? (за белкой). Говорили о ком? (о белке).

В процессе систематических целенаправленных наблюдений в природе у детей расширяется кругозор ,развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, что влияет на развитие связной речи. Наблюдательность рождает у детей привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. С помощью взрослых дети учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.

В процессе ознакомления с природой дети учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать предметы.

Активизация словаря детей с нарушением речи происходит при ознакомлении детей с сезонными явлениями природы.

При ознакомлении с признаками зимы расширяется:

  • предметный словарь детей:

время года - зима, название месяцев - декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, изморозь, гололедица, узоры, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, хлопья, забавы, поземка, холод и т.д.

  • признаки зимы:

морозная, суровая, вьюжная, студеная, снег легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, лед скользкий, прозрачный.

  • глагольный словарь:

метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, хрустит, сверкает, ложится, трещит.

Расширяется словарь детей по лексической теме "зима", идет практическое овладение навыками словообразования.

Согласование прилагательных с существительными - зимний день, зимняя ночь, зимнее утро, зимние забавы.

Употребление прилагательных - липкий снег, скользкий лед, пушистый снег.

Употребление предметов - катаются на санках, на коньках, на лыжах, облака плывут по небу, в снегу, в феврале все деревья в серебре.

Закрепление:

  • навыков построения предложения;
  • согласования существительных с числительными;
  • составление предложений с однородными членами (Ребята катаются зимой на санках, лыжах и коньках.);
  • составление рассказа - описания о зиме с опорой на сюжетную картинку, вопросы, план.

Приметы:

Дым столбом - к морозу.

Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

Если ночью был иней, днём снег не выпадет.

Кошка - в печурку, стужа - на двор.

Пословицы:        

Мороз не велик - да стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Солнце не лето, зима не мороз.

Строки стихотворений

"Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам..."

"На полянку, на лужок

Улетели снежинки",

"В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки.

Ёлку из лесу принёс".

"Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе".

"Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой вьется по земле

Лёгкая поземка".

Загадки

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Не зверь, а воет. (Ветер)

Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет. (Снег)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

С наступлением весны, учим детей выделять характерные признаки сезона, особенности начала и конца сезона, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей. Одновременно уточняем и расширяем словарь детей по теме "Весна" - пришла весна, плывут облака, дует ветер, греет солнце, тает снег, распускаются почки, зеленеет трава, цветут цветы.

  • Подбираем название действий к названиям предметов: птицы поют, почки набухают, ручьи текут, листья распускаются, дождь идет, лед тает.
  • Подбор сведений: синий лед похож на стекло, густой туман похож на белый дым, пушистые облака похожи на вату.
  • Подбор названий признаков к названию объекта: солнце - яркое, дождь-  весенний, снег - белый, небо - чистое, ветер - теплый, ручей - звонкий, трава - зеленая.
  • Подбор названий объекта к названиям признаков: чистый, быстрый, проворный - ручеек; пушистые, легкие, воздушные - облака; голубое, прозрачное - небо; яркое, лучистое, теплое - солнце; зеленая, мягкая, шелковая - трава.
  • Словообразование: лед, ледоход, ледоруб, ледорез.
  • Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов "большой - маленький":

дерево - деревце

дождь - дождичек

ветер - ветерок

ветка - веточка

трава - травушка

солнце - солнышко

облако - облачко

туча - тучка

цветок - цветочек

 

  • Образование прилагательных "Скажи ласково":

Цветок - красный, а цветочек - красненький.

Туча - черная, а тучка - черненькая.

Солнце - желтое, а солнышко - желтенькое.

Снег - белый, а снежок - беленький.

Ветер - теплый, а ветерок - тепленький.

  • Образование наречий "Закончи предложение":

Куст - высокий, а трава еще выше.

Роща - большая, а лес еще больше.

Весной солнце яркое, а летом еще ярче.

 

  • Образование относительных прилагательных: ветка ели - еловая, ветка березы - березовая, ветка сосны -сосновая и т.д.

  • Словоизменение существительных по числам "Один и много" (с опорой на цифры):

Дерево - одно дерево, два дерева......, пять деревьев.

Облако - одно облако, два облака....., пять облаков.

Пень - один пень, два пня....., пять пней.

  • Согласование прилагательных и существительных в роде и числе (игра с мячом):

Трава (какая?) - зеленая, небо (какое?) - чистое, солнце - теплое, дерево - высокое.

  • Развитие связной речи:

Составление рассказа по картинке о весне, которую нарисовал ребенок.

Составление рассказа - описание о весне с опорой на схему или с выкладыванием картинок на доске.

"Почему так бывает?"- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений: Снег тает, потому что греет солнце. Лужи замерзли, потому что мороз.

Разложи картинки по порядку: семья, росток, растение, цветущее растение, растение с плодами.

Во время труда и наблюдений в уголке природы весной:

За ветками тополя - почки набухают, листочки распускаются.

За оживлением комнатных растений - появляются новые побеги, бутоны расцветают, пересадка комнатных растений.

Наблюдение за посевами овощей - огурцов, помидоров - семена, земля, посев, ростки, стебли, листья, бутоны, цветы.

Обогащается и активизируется словарь детей при использовании во время прогулок:

  • Народных примет:

Увидел грача - весну встречай.

Вода с гор потекла, весну принесла.

До первой грозы лягушки не квакают.

Апрель с водою - май с травою.

  • Народных пословиц:

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Воробей мал, да удал.

Жаворонки прилетели, красно лето принесли!

  • Загадок:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Что вниз вершиной растет? (Сосулька)

Синенькая шуба покрыла весь мир. (Небо)

Не зверь, не птица - нос, как спица. (Комар)

Для развития речи, обогащения и активизации словаря благоприятное время года - лето, которое фенологи делят на три периода:

1. Начало лета - от зацветания шиповника и мелколистной липы.

2. Полное лето - от созревания садовой земляники и черники.

3. Спад лета - от созревания озимой ржи.

Целесообразно проводить прогулки на лугу, на водоеме, в лесу. Наблюдать за домашними животными. Обогащать словарь за счет названий животных и их детенышей, строение тела, названий кормов, как кричат.

Знакомить детей с лекарственными травами - мята, мелисса, шиповник, валериана, ромашка, подорожник, зверобой, липа, хвоя сосны, чабрец, крапива, одуванчик, василек.

Продолжая знакомится с деревьями, обогащаем словарь за счет слов - ствол, ветки, листья, крона.

Словообразование: липа - липовые, береза - березовые, дуб - дубовые.

Словообразование в роде: дерево липовое, ствол липовый, крона липовая;

в числе: ветки липовые.

Обогащаем и активизируем словарь детей во время знакомства с насекомыми: бабочки, жуки, божья коровка, комар, оса, пчела, шмель. Бабочка - порхает. Жук - ползает, летает, жужжит. Бабочка белая, желтая, крылышки тонкие. Кузнечик зеленый прыгает. Наблюдать за птицами и их поведением, заботами.

Во время знакомства со зверьми наших лесов, жарких стран, севера, обогащение словаря идет за счет названий зверей и их детенышей: медведь, еж, лось, лиса, волк, заяц, белка, лев, тигр, слон, обезьяна, бегемот, носорог, крокодил, пантера, кенгуру, дикобраз, тюлень, морж, северный олень, белый медведь, медвежонок - медвежата, зайчонок - зайчата, лисенок - лисята и т.д.

Части тела: голова, туловище, когти, пасть, грива, клыки, уши, хобот, челюсти, хвост, кожа, шерсть, морда, копыта, шея, спина, глаза, иголки, сумка, щетина, шерстка.

Признаки: свирепая, рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, сердитый, колючий, мохнатый, бурый, белый, неуклюжий, неповоротливый, хищный, шустрая, ловкий, осторожный.

Действия: охотится, выслеживает, крадется, нападает, убегает, скачет, рычит, прыгает, петляет, заготавливает на зиму, линяет, воет, рыскает, грызет, прячет, заметает следы, рыщет, притаился.

Активизация словаря происходит за счет названий в единственном и множественном числе: еж - ежи, ежонок - ежата; различий в названиях частей тела: рот - пасть, волосы - шерсть, стопа - лапа, копыта и др.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и увеличительными оттенками: волк, волчонок, волчище.

Образование сложных слов: длинношее животное, травоядное, водоплавающее животное и т.д.

Образование родственных слов: лев - львица, львенок - львята, львиное семейство, львиная грива.

Образование притяжательных прилагательных: чьи следы - медвежьи, чей хвост - волчий.

Согласование притяжательных местоимений с существительными: ее хвост, его хобот, ее лапы.

Согласование существительных с числительными: одна лиса, две лисы, пять лис и т.д.

Образование приставочных глаголов: подбежать, прибежать, перебежать, убежать.

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: огромный слон, неуклюжий медведь, пугливые зайцы, зубастый волк.

Образование формы единственного и множественного числа родительного падежа: нет слона - нет слонов, нет лисы - нет лис, нет белки - нет белок.

Упражнение в употреблении простых и сложных предлогов для обозначения пространственного предметов: на дереве, с дерева, под деревом, из-за куста, из-под пня, между деревьями.

Учить употреблять простые и сложные предложения со значениями противопоставления (а,но) и разделения (или, либо): у зайца передние лапы короткие, а задние длинные; слоны большие, но спокойные; лев или охотится или отдыхает.

При формировании представления о солнце, небе, облаках, грозе, дожде идет обогащение и активизация словаря детей за счет слов и словосочетаний: летом солнце греет сильнее, светит ярче, на улице тепло, день солнечный, небо голубое, безоблачное, пасмурное, облачное, облака плывут по небу, летний дождь теплый, ливень, грибной дождь, гроза, гром, молния, играем под дождем, говорим про дождь, нет дождя, ветреный день, ветер теплый, холодный, порывистый.

Активизируется словарь детей летом за счет использования на прогулках:

  • Народных примет:

Паук забился в угол - к ветру.

Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Ласточки летают низко - перед дождем.

Сильная роса - к ясному дню.

Радуга утром - к дождю. Радуга вечером - к хорошей погоде.

  • Народных пословиц:

Что летом родиться, зимой пригодиться.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

Готовим летом сани, зимой - телегу.

Летний день за зимнюю неделю.

  • Загадок:

Солнце печет, липа цветет,
Дождь поспевает - когда это бывает? (Летом)

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)

Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец)

Крашеное коромысло через речку повисло. (Радуга)

  • За счет разучивания стихов о лете:

Лето

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

Июль

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Июнь

Пришел июнь,

"Июнь .Июнь." -

В саду щебечут птицы

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится.

Первые приметы осени - золотые листочки в тонких березовых прядках - появляются еще в августе. Каждое дерево желтеет в свой срок, сначала береза, за ней липа и вяз.

Фенологи делят осень на четыре периода:

1. Начало осени - от первых желтых листьев на березе.

2. Золотая осень - сильный  листопад.

3. Глубокая осень - с конца листопада до первого снега.

4. Предзимье. В ноябре понижается температура. Дожди идут долгие, холодные, дуют ветры. Люди надевают пальто.

На прогулке обратить внимание: как идет дождь, на дорожке лужи, люди идут под зонтиками, как ветер качает деревья, срывает и кружит листья, листопад.

Продолжить наблюдение за домашними животными, их поведением.

Понаблюдать за птицами - воробьями, воронами, голубями.

Продолжать наблюдение за солнцем, отметить изменение светового дня, провести наблюдение и беседу о том, где восходит и заходит солнце. Обратить внимание детей на кучевые облака на небе, рассмотреть какие они красивые, белые, пушистые, воздушные, похожи на кусочки ваты.

В пасмурный день солнце закрыли тучи, понаблюдать в какую сторону ветер погонит точи. Дать понятие об осеннем дожде, он отличается от летнего - он часты и долгий, холодный. Понаблюдать за громом и молнией.

Закреплять умение детей устанавливать связь между явлениями природы:

Идёт дождь - земля мокрая.

Светит солнце - лужи высохли и т.д.

Сегодня ярко светит солнце, тепло и мы сможем хорошо погулять.

Продолжать наблюдение за деревьями и кустарниками. Обогащать и активизировать словарь за счет слов тополь, клен, липа, дуб, ствол, кора, крона, желтые, красные, листопад, шуршит.

Словообразование: клен кленовый, дуб - дубовый.

Уточнить представление детей о том, что помимо деревьев и кустарников, землю украшают травы и цветы. Уточнить их названия, особенности внешнего вида, запаха, периода цветения, уметь различать стебель, листья, цветок - календула,  астры, анютины глазки и др.

Обогащать и активизировать словарь за счет названий:

  • Овощей, растущих в огородах: помидоры, огурцы, капуста, горох, фасоль, кабачки, баклажаны, перец, тыква, укроп, петрушка. салат.
  • Овощей, растущих в земле (корнеплоды): картофель, морковь, свекла, репа, редис, лук, чеснок.
  • Фруктов наших садов: яблоки, груши, сливы, вишни.
  • Экзотические фрукты (фрукты жарких стран): апельсины, мандарины, ананасы, грейпфруты, бананы, лимоны, гранаты, персики, айва.
  • За счет слов: урожай, огород, гряда, сад, деревья, ствол, ветви, крона, листья, семена, плоды, кожура, удобрение, вредители, гусеницы.

Признаки: спелые, неспелые, зрелые, незрелые, вкусные, сладкие, кислые, горькие, полезные, сочные, румяные, свежие, вареные, сушеные, консервированные ,соленые, маринованные, круглые, длинные, овальные, красные, желтые, зеленые.

Глагольный словарь: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать, расти, цвести, зреть, выдерживать, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, заготавливать, есть.

Дать детям знания о том, что овощи растут на грядках в огороде, а фрукты - в саду на деревьях.

Активизировать словарь детей при знакомстве со сходством и различием овощей и фруктов по схеме: где растут, форма, величина, окраска, вкус, что и как можно из них приготовить. Дать детям понятие о том, что овощи и фрукты очень полезны, в них много витаминов.

Обогащать и активизировать словарь детей за счет знакомства с

  • Народными приметами:

Гром в сентябре - теплая осень.

Октябрьский гром - к бесснежной зиме.

От первого снега до санного пути 6 недель.

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

  • С народными пословицами и поговорками:

Лето со снопами, осень с пирогами.

Заяц трус, а и тот на капусту охотится.

Пошла репа в землю блошкой, а назад пришла лепешкой.

Холоден сентябрь, да сыт.

  • С загадками:

Пусть поля, мокнет земля,

Дождь поливает - когда это бывает? (Осенью)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Сидит - зеленеет, лежит - пожелтеет, падает - почернеет. (Лист)

Шел долговяз - в землю увяз. (Дождь)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Сидит дед, многими шубами одет, кто его раздевает, слезы проливает. (Лук)

  • Со стихами:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло.

Голые кусты...

Птички улетели.

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны-темны ночи.

                А. Плещеев

   

Осень

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдет -

И туман и непогоды

Осень поздняя несет...

                   А. Пушкин

Особенно обогащается и активизируется словарь детей через познание свойств предметов.

При ознакомлении со свойствами:

  • Песка: сухой, влажный, мокрый, сыпется, лепится, шуршит (в банке).
  • Воды - льется, течет, журчит, булькает, горячая, тёплая, холодная, твердая, газообразная, пар, замерзает, прозрачная, растворяет соль, сахар и т.д.
  • Воздуха - пузырьки, прозрачный, невидимый, легкий, вдыхать, выдыхать, занимает свободное место, воздушные шары, ветер дует, теплый, холодный, порывистый, слабый, сильный.

При ознакомлении со светом и цветом обогащается словарь детей за счет слов: свет, линза, лупа, зеркала, отражение, радуга, бинокль, калейдоскоп, цветные стекла.

При ознакомлении со свойствами магнита обогащается словарь за счет слов: магнит, магнетизм, компас, притягивает, магнитное поле, юг, север.

Знакомя детей с видами движения обогащается словарь за счет слов: движение, трение, инерция, сила, состояние покоя, падение, свободное падение, сила тяготения, движение по наклонной плоскости, прямолинейное, вращательное, скорость, соревнование, толкать, тянуть.

Формируя у детей представление об измерении, как одном из способов познания мира, обогащаем словарь детей за счет слов - условная мерка, сантиметр, метр, километр, грамм, килограмм, литр, миллилитр, градус, шкала с делением, линейка, разные весы, мерные сосуды.

Знакомим детей со строением человека, его органами чувств:

  • Рука, как орган познания (осязает, ощупывает, совершает действия).
  • Ухо, как орган слуха (улавливает и различает звуки, слова и т.д.).
  • Глаз - орган зрения (видит предметы, цвет, форму).
  • Нос, язык - органы, позволяющие определить вкусовые ощущения, запахи.

При ознакомлении детей со звуком обогащается и активизируется словарь детей за счет слов: бубен, барабан, погремушка, деревянные ложки, разные молоточки, разная бумага - калька, фольга, баночки - с горохом, с камушками, песочком, крупой, разные свистульки, звучит, шуршит, гремит, свистит, стучит.

Знакомя со свойствами предметов, для активизации словаря детей можно провести игры:

  • "Докажи слово" - образование слов с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: пирог - пирожок (из песка), чашка - чашечка, блюдце - блюдечко, ложка - ложечка, печенье - печеньице, чай - чаек, кофе - кофеек, варенье - вареньице, банка - баночка.

  • "Что сделал" - образование слов с помощью приставок.

Воспитатель: Я положила.

Ребенок: Я переложил, подложил, вложил, наложил, заложил.

Воспитатель: Я варила.

Ребенок: Я переварил, заварил, доварил.

Воспитатель: Я грела.

Ребенок: Я подогрел, разогрел.

Воспитатель: Я танцевала.

Ребенок: Я перетанцевал, дотанцевал до конца.

Воспитатель: Я резала.

Ребенок: Я дорезал, перерезал, нарезал.

  • Образование слов с помощью окончаний "Один-много":

Воспитатель: Мне подарили одну книгу.

Ребенок: Мне подарили пять книг.

Воспитатель: Я съела один кусок пирога (торта).

Ребенок: Я съел два куска пирога (пять кусков пирога).

Воспитатель: Я получила одну поздравительную телеграмму и пять открыток.

Ребенок: Я получил две поздравительные телеграммы и шесть открыток.

Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающие анализировать предметы и явления со всех сторон, а главное обогащать и активизировать словарь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения

В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"

Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей  протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ЛОГОРИТМИКУ

Одним из главных параметров при  развитии речи ребёнка является ритм. Ритмическая организация речи формируется в раннем возрасте. Если это время упустить. то возникают проблемы в развитии фонемат...