Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому наряду с занятиями в логопедической группе с использованием традиционных и популярных игр – пособий по развитию мелкой моторики возникла необходимость неординарного творческого похода к решению данной проблемы. Решение данной проблемы осуществляется через дополнительное образование самостоятельной и совместной деятельности детей путем интегрированного подхода. Изготовленные детьми поделки используются на логопедических занятиях, что усиливает у детей возникновение положительного эмоционального настроения, повышает заинтересованность и работоспособность в образовательной деятельности.
Вязание крючком развивает познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, а также такие черты, как усидчивость и аккуратность.
В начале обучения бывает, что крючок выскальзывает из рук, нитка не ложится на палец, петли и столбики получаются неровными, но это не должно огорчать. Немного настойчивости и внимания – им достигает цели: труднее станет простым. Ведь недаром в народе говорят : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Терпенье труд всё перетрут».
Освоив технику вязания разных элементов и выполнив ряд заданий можно связать нужные изделия в повседневной жизни.
Для детей дошкольного возраста предлагаются изделия с менее сложной техникой выполнения. Вязание крючком позволяет ребенку проявлять творческие способности: овладев техникой вязания, можно придумать много узоров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_sposoby_razvitiya_melkoy_motoriki.doc | 501 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики
у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому наряду с занятиями в логопедической группе с использованием традиционных и популярных игр – пособий по развитию мелкой моторики возникла необходимость неординарного творческого похода к решению данной проблемы. Решение данной проблемы осуществляется через дополнительное образование самостоятельной и совместной деятельности детей путем интегрированного подхода. Изготовленные детьми поделки используются на логопедических занятиях, что усиливает у детей возникновение положительного эмоционального настроения, повышает заинтересованность и работоспособность в образовательной деятельности.
Вязание крючком развивает познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, а также такие черты, как усидчивость и аккуратность.
В начале обучения бывает, что крючок выскальзывает из рук, нитка не ложится на палец, петли и столбики получаются неровными, но это не должно огорчать. Немного настойчивости и внимания – им достигает цели: труднее станет простым. Ведь недаром в народе говорят : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Терпенье труд всё перетрут».
Освоив технику вязания разных элементов и выполнив ряд заданий можно связать нужные изделия в повседневной жизни.
Для детей дошкольного возраста предлагаются изделия с менее сложной техникой выполнения. Вязание крючком позволяет ребенку проявлять творческие способности: овладев техникой вязания, можно придумать много узоров.
Учиться вязать цепочку удобнее костяным крючком, использую толстые нитки, или тонкий шнур любого яркого цвета.
Цель: создание условий для развития творческого начала у ребенка через обучение основам вязания крючком.
Задачи:
- обучить основным приёмам вязания крючком;
- способствовать развитию мускулатуры пальцев рук, мелкой моторики;
- развивать познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного;
- обучать детей элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству.
- привлечь интерес к декоративному вязанию, развивая эстетический вкус, уделять внимание подбору цветов и цветосечению;
- организовывать образовательную деятельность по развитию связной речи с детьми коррекционной группы с использованием связных изделий детьми.
Мы уже знаем, что основа большинства вязанных работ - цепочка. Можно с полным утверждением сказать. Что те небольшие работы, которые ведутся с вязанием цепочки (воздушных петель цепочки), является настоящей школой для начинающих: пальцы держат крючок всё правильнее, воздушные петли становятся все одинакового размера. А главное – за небольшое количество времени получаются первые небольшие изделия. Это для детей очень важно.
Чтобы обучение дошкольников было более успешным и не затягивалось, надо поупражнять детей в вязании цепочки из толстых материалов.
Проделанная работа не пропадает зря, если связанные воздушные петли цепочки, использовать как полуфабрикаты, и для изготовления различных предметов, изготовление пособий, картин.
Организация работы кружка «Волшебные клубочки»
Месяц | Темы занятий | Содержание занятий |
сентябрь | 1. Организационное | а) из истории вязания; б) знакомство с техники безопасности, выполнение работы с крючком; г) Рассматривание: «Какие разные крючки», «Какие разные нитки»; д) Логопедическая пятиминутка; е) Дидактическая игра «Магазин вязаных вещей». |
2.Цепочка из воздушных петель | 1. Закрепление правил вязания крючком. 2. Тренировочная работа по оформлению начальной петли и вывязыванию цепочки. | |
октябрь | Занятие № 1,2,3,4. «Закладка в книгу» | Тренировочная работа по формированию начальной петли и вывязывание трех разноцветных цепочек. Плетение косички из цепочек – концы закрепляются, получается закладка в книгу . Логопедическая пятиминутка: заучивание потешки В. Степанова «Клубок». (Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи). «Ищет, ищет кот – коток Ищет бабушкин клубок. Только нет нигде клубка Шерстяного колобка.» |
Ноябрь | Занятие №1-2 «Осенние листья» Занятие №3-4 «Грибы» | 1. Обведение трафаретов листьев с разных деревьев по желанию ребенка на лист цветного картона (подготовка основы). Подбор ниток и вывязывание цепочек из воздушных петель, ориентируясь на цветовую гамму осенних листочков: Березовый – желтый. Кленовый – разноцветный, красный, оранжевый, зелёный и т.д. Когда косички будут готовы, контур листьев намазывается клеем ПВА и наклеивается по всему контуру цепочка. Получается объёмный лист. Логопедическая пятиминутка: а) образование относительных прилагательных (кленовый, дубовый, березовый и т. д.) б) употребление родительного падежа ( игровое упражнение «С какого дерева лист?»); в) координация речи с движениями – «Листья осенние тихо кружатся». Рассматривание картинок с изображением грибов. Выбор трафаретов с грибами по желанию детей и обведение их на картон. Вывязывание воздушных цепочек детьми для шляпки и ножки и наклеивание на картон, оформление рамки. Пальчиковая гимнастика, чтобы снять напряжение и усталость у детей «Бойцы-молодцы». Логопедическая пятиминутка: Деление на слоги названия гриба, который ребенок изготовил: бо-ро-вик, му-хо-мор, по-до-синовик, ли-сич-ка. Развитие навыка слогового анализа слов «Сколько слогов в этом слове?» Развитие речевого слуха и памяти, счёт в пределах 5.(В. Волина «За грибами») Выставка детских работ.
|
Декабрь | Занятие №1-2 Зимние картинки: «Снеговик» Занятие №3-4 «Зимние картинки» | Рисование снеговиков на цветном картоне. Вывязывание цепочки из воздушных петель. Оформление снеговика аналогично предыдущим работам. Логопедическая коррекционная пятиминутка. а) чем похожи и чем отличаются снеговики? (с использованием готовых изделий); б) пальчиковая гимнастикам «Снежок»; в) подбор однокоренных слов к слову «снег». Рисование и обведение по трафарету: елочек, зайчиков, белочек, вывязывание воздушных цепочек из подходящих по цвету ниток, наклеивание на контур. Логопедическая пятиминутки: а) игра с мячом «Большие и маленькие»; б) игровое упражнение «Кого не стало»; в) отгадывание загадок о диких животных. |
Январь | Занятие №1-2 Работы детей на выбор: «поясок» «подставка под чайник» | Вывязывание трех одинаковых цепочек из воздушных петель, плетение из них косички (поясок). Вырезание круга из картона, наклеивание на него цепочки из воздушных петель по кругу. (подставка под чайник). |
Февраль | Занятие №1-4 «Ваза под цветы» | 1. Изготовление подарков мамам к празднику 8 марта а) подбор оригинальных баночек, бутылочек для основы вазы; б) вязание цепочек – цветную гамму ребенок подбирает индивидуально; в) обклеивание по спирали бутылочек, баночек, связанными цепочками; д) украшение бусинками, бисером и т.д. 2. Развитие речевого слуха «О ком стихи». Профессии наших мам. |
Март | Занятие №1-4 «Веточка мимозы» | 1. Рисование простого контура ветки мимозы на картоне темного цвета. Вывязывание цепочек из воздушных петель зеленого и желтого цветов. Наклеивание стебля из цепочки зеленой цветовой гаммы, желтую цепочку – разрезаем на части по 2см, формируем и наклеиваем комочки рядом со стебельком в шахматном порядке. 2. Логопедическая пятиминутка а) Закрепляем названий частей цветка, деление слов на слоги (сте-бель, ми-мо-за, лис-тик); б) Н.В. Нищева «Подскажи словечко» с последующим заучивание этого стихотворения: «Желтая, пушистая, Нежная, душистая, Боится мороза, Зовется…. (мимоза) 3. Вывязывание цепочки для оформления рамки. |
апрель | Занятие №1-4 Коллективная работа к сказке «Заюшкина избушка» | 1. Самоклеющаяся пленка темно-синего цвета, длинной 80 см, шириной 40 см. Рисование картинки простым карандашом по сюжету сказки: солнышко, деревья, избушки - по замыслу. Обведение трафаретов зайца и лисы. Изготовление панно из вязаных цепочек, соответствующей цветовой гаммой и дополнение разнообразным декором: бусинками, бисером, пуговицами и т. д. 2. Пересказ сказки с опорой на панно: - отгадывание загадок о животных; - составление звуков схемы к слову «лиса». |
май | Занятие №1-3 Цветы на лугу Занятие №4 Итоговое занятие «Мы пойдем ребята во луга». | Вывязывание цепочки длинной 2 см, соединение краев цепочки- получается середина цветочка, не отрывая нити, вывязывание цепочек длиной по 5 см (для лепестков) и соединение каждого из них с серединой цветка. На ковролин зеленого цвета любого размера (лужайка) выкладываются изготовленные цветы. Обыгрывание потешек, народных игр, хороводов с опорой на изготовленное пособие. |
В.П. Семенова, учитель-логопед
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
детский сад комбинированного
вида п. Котово Окуловского
района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"
традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...
Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи
Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал....
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"
Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Для успеха коррекционной работы очень важ...
Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...
"Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию"
Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию....