Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Валентина

 Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому наряду с занятиями в логопедической группе с использованием традиционных и популярных игр – пособий по развитию мелкой моторики  возникла необходимость неординарного творческого похода к решению данной проблемы. Решение данной проблемы осуществляется через дополнительное образование самостоятельной и совместной деятельности детей путем интегрированного подхода. Изготовленные детьми поделки используются на логопедических занятиях, что усиливает у детей возникновение положительного эмоционального настроения, повышает заинтересованность и работоспособность в образовательной деятельности.

Вязание крючком развивает познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, а также такие черты, как усидчивость и аккуратность.

В начале обучения бывает, что крючок выскальзывает из рук, нитка не ложится на палец, петли и столбики получаются неровными, но это не должно огорчать. Немного настойчивости и внимания – им достигает цели: труднее станет простым. Ведь недаром в народе говорят : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Терпенье труд всё перетрут».

         Освоив технику вязания разных элементов и выполнив ряд заданий можно связать нужные изделия в повседневной жизни.

Для детей дошкольного возраста предлагаются изделия с менее сложной техникой выполнения. Вязание крючком позволяет ребенку проявлять творческие способности: овладев техникой вязания, можно придумать много узоров.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_sposoby_razvitiya_melkoy_motoriki.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики

 у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

 Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому наряду с занятиями в логопедической группе с использованием традиционных и популярных игр – пособий по развитию мелкой моторики  возникла необходимость неординарного творческого похода к решению данной проблемы. Решение данной проблемы осуществляется через дополнительное образование самостоятельной и совместной деятельности детей путем интегрированного подхода. Изготовленные детьми поделки используются на логопедических занятиях, что усиливает у детей возникновение положительного эмоционального настроения, повышает заинтересованность и работоспособность в образовательной деятельности.

Вязание крючком развивает познавательную и творческую активность, любознательность, любовь к труду, чувство прекрасного, умение самостоятельно работать, а также такие черты, как усидчивость и аккуратность.

В начале обучения бывает, что крючок выскальзывает из рук, нитка не ложится на палец, петли и столбики получаются неровными, но это не должно огорчать. Немного настойчивости и внимания – им достигает цели: труднее станет простым. Ведь недаром в народе говорят : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Терпенье труд всё перетрут».

          Освоив технику вязания разных элементов и выполнив ряд заданий можно связать нужные изделия в повседневной жизни.

Для детей дошкольного возраста предлагаются изделия с менее сложной техникой выполнения. Вязание крючком позволяет ребенку проявлять творческие способности: овладев техникой вязания, можно придумать много узоров.

           Учиться вязать цепочку удобнее костяным крючком, использую толстые нитки, или тонкий шнур любого яркого цвета.

Цель: создание условий для развития творческого  начала у ребенка через обучение основам вязания крючком.

         Задачи:

   -  обучить основным приёмам вязания крючком;

      -  способствовать развитию мускулатуры пальцев рук, мелкой моторики;

      -  развивать познавательную и творческую активность, любознательность,                 любовь к труду, чувство прекрасного;

      - обучать детей элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству.  

      -   привлечь интерес к декоративному вязанию, развивая эстетический вкус, уделять внимание подбору цветов и цветосечению;

      -    организовывать образовательную деятельность по развитию связной речи с детьми коррекционной группы с использованием связных изделий детьми.        

Мы уже знаем, что основа большинства вязанных работ  - цепочка. Можно с полным утверждением сказать. Что те небольшие работы, которые ведутся с вязанием цепочки (воздушных петель цепочки), является настоящей школой для начинающих: пальцы держат крючок всё правильнее, воздушные петли становятся все одинакового размера. А главное – за небольшое количество времени получаются первые небольшие изделия. Это для детей очень важно.

Чтобы обучение дошкольников было более успешным и не затягивалось, надо поупражнять детей в вязании цепочки из толстых материалов.

Проделанная работа не пропадает зря, если связанные воздушные петли цепочки, использовать как полуфабрикаты, и для изготовления различных предметов, изготовление пособий, картин.

Организация работы кружка «Волшебные клубочки»

Месяц

Темы занятий

Содержание занятий

сентябрь

1. Организационное

а)   из истории вязания;

б) знакомство с техники безопасности, выполнение работы с крючком;

г)   Рассматривание: «Какие разные крючки», «Какие разные нитки»;

д)  Логопедическая пятиминутка;

е) Дидактическая игра «Магазин вязаных вещей».

2.Цепочка из воздушных петель

1.  Закрепление правил вязания крючком.

2. Тренировочная работа по оформлению начальной петли и вывязыванию цепочки.

октябрь

Занятие № 1,2,3,4.  «Закладка в книгу»

Тренировочная работа по формированию начальной петли и вывязывание трех разноцветных цепочек.

Плетение косички из цепочек – концы закрепляются, получается закладка в книгу .

Логопедическая пятиминутка:

 заучивание потешки В. Степанова «Клубок».  (Работа над темпом, ритмом и выразительностью речи).

«Ищет, ищет кот – коток

Ищет бабушкин клубок. Только нет нигде клубка Шерстяного колобка.»

Ноябрь

Занятие №1-2 «Осенние листья»

Занятие №3-4

«Грибы»

1. Обведение трафаретов листьев с разных деревьев по желанию ребенка на лист цветного картона (подготовка основы).

Подбор ниток и вывязывание цепочек из воздушных петель, ориентируясь на цветовую гамму осенних листочков:

Березовый – желтый.

Кленовый – разноцветный, красный, оранжевый, зелёный и т.д.

 Когда косички будут готовы, контур листьев намазывается клеем ПВА и наклеивается  по всему контуру цепочка. Получается объёмный лист.

Логопедическая пятиминутка:

а) образование относительных прилагательных (кленовый, дубовый, березовый и т. д.)

б) употребление родительного падежа

( игровое упражнение «С какого дерева лист?»);

в) координация речи с движениями – «Листья осенние тихо кружатся».

Рассматривание картинок с изображением грибов. Выбор трафаретов с грибами по желанию детей и обведение их на картон.

Вывязывание воздушных цепочек детьми для шляпки и ножки и наклеивание на картон, оформление рамки.

 Пальчиковая гимнастика, чтобы снять напряжение и усталость у детей «Бойцы-молодцы».

Логопедическая пятиминутка:

Деление на слоги названия гриба, который ребенок изготовил: бо-ро-вик, му-хо-мор, по-до-синовик, ли-сич-ка.

Развитие навыка слогового анализа слов «Сколько слогов  в этом слове?»

Развитие речевого слуха и памяти, счёт в пределах 5.(В. Волина «За грибами»)

Выставка детских работ. 

   

 

Декабрь

Занятие №1-2

Зимние картинки: «Снеговик»

Занятие №3-4

«Зимние картинки»

Рисование снеговиков на цветном картоне. Вывязывание цепочки из воздушных петель. Оформление снеговика аналогично предыдущим работам.  

Логопедическая коррекционная пятиминутка.

а) чем похожи и чем отличаются снеговики? (с использованием готовых изделий);

б) пальчиковая гимнастикам «Снежок»;

в) подбор однокоренных слов к слову «снег».

Рисование и обведение по трафарету: елочек, зайчиков, белочек, вывязывание воздушных цепочек из подходящих по цвету ниток, наклеивание на контур.

Логопедическая пятиминутки:

а) игра с мячом «Большие и маленькие»;

б) игровое упражнение  «Кого не стало»;

в) отгадывание загадок о диких животных.

Январь

Занятие №1-2

Работы детей на выбор:

 «поясок»

«подставка под чайник»

Вывязывание трех одинаковых цепочек из воздушных петель, плетение из них косички (поясок).

Вырезание круга из картона, наклеивание на него цепочки из воздушных петель по кругу. (подставка под чайник).

Февраль

Занятие №1-4

 «Ваза под цветы»

1. Изготовление подарков мамам к празднику 8 марта

а)  подбор оригинальных баночек, бутылочек для основы вазы;

б) вязание цепочек – цветную гамму  ребенок подбирает индивидуально;

в) обклеивание по спирали бутылочек, баночек, связанными цепочками;

д) украшение бусинками, бисером и т.д.

2. Развитие речевого слуха «О ком стихи». Профессии наших мам.

Март

Занятие №1-4

«Веточка мимозы»

1.  Рисование простого контура ветки мимозы на картоне  темного цвета.

Вывязывание цепочек из воздушных петель зеленого и желтого цветов.

Наклеивание стебля из цепочки зеленой цветовой гаммы, желтую цепочку – разрезаем на части по 2см, формируем и наклеиваем комочки рядом со стебельком в шахматном порядке.  

2.  Логопедическая пятиминутка

а) Закрепляем названий частей цветка, деление слов на слоги (сте-бель, ми-мо-за, лис-тик);

б) Н.В. Нищева «Подскажи словечко» с последующим заучивание этого стихотворения:

«Желтая, пушистая, Нежная, душистая,

Боится мороза, Зовется…. (мимоза)

3.  Вывязывание цепочки для оформления рамки.

 

апрель

Занятие №1-4 Коллективная работа к сказке «Заюшкина избушка»

1. Самоклеющаяся пленка темно-синего цвета, длинной 80 см, шириной 40 см. Рисование картинки простым карандашом по сюжету сказки: солнышко, деревья, избушки - по замыслу.

Обведение трафаретов зайца и лисы.

Изготовление панно из вязаных  цепочек, соответствующей цветовой гаммой и дополнение разнообразным декором: бусинками, бисером, пуговицами и т. д.

2. Пересказ сказки с опорой на панно:

- отгадывание загадок о животных;

- составление звуков схемы к слову «лиса».

май

Занятие №1-3 Цветы на лугу

Занятие №4 Итоговое занятие «Мы пойдем ребята во луга».

Вывязывание  цепочки длинной 2 см, соединение краев цепочки- получается середина цветочка, не отрывая нити, вывязывание цепочек длиной по 5 см (для лепестков) и соединение каждого из них с серединой цветка.

На ковролин зеленого цвета любого размера (лужайка) выкладываются изготовленные цветы.

 Обыгрывание потешек, народных игр, хороводов с опорой на изготовленное пособие.

                                                                        В.П. Семенова, учитель-логопед          

                                                                        муниципального дошкольного      

                                                                        образовательного учреждения                                      

                                                                        детский сад комбинированного                      

                                                                        вида п. Котово Окуловского  

                                                                        района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Использование традиционных и инновационных технологий в развитии мелкой моторики детей с нарушениями речи"

традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики детей с нарушениями речи...

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики детей с нарушениями речи

Предлагаю конспект логопедического занятия в подготовительной группе с использованием Су-Джок массажёров.Буду рада, если кому-нибудь пригодится мой материал....

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Показать приемы и способы развитиямелкой моторики у детей с нарушением зрения...

"Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию"

Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию....