Развитие ФФВ детей среднего возраста
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Развитие фонетико-фонематического восприятия в ходе автоматизации звука "Л" у воспитанников среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sharko_mo_logopedov_fev_24_ffr_sred.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г. Волгодонска
КОНСПЕКТ
занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи
в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ У БЕЛОЧКИ»
в рамках методического объединения логопедов ДОУ «Современные образовательные технологии развития фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР»
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Шарко Татьяна Владимировна
г. Волгодонск, февраль 2024г.
Тема: «ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ У БЕЛОЧКИ». Сенсорно-интегративная терапия в коррекционной работе.
Цель:
- развитие фонетической стороны речи - произнесение звуков, а значит и четкое взаимодействие, согласованность речевых органов;
- развитие фонематической стороны речи- понимание и различение звуков речи;
-воспитание речевой активности детей с помощью активизации различных анализаторов.
Задачи:
- повышать уровень речевой активности;
-развивать звуковую культуру речи (автоматизация звуков, словарь, грамматический строй, связная речь);
- развивать внимание, сознательный анализ языкового материала;
-формировать умение сравнивать и обобщать;
-развивать коммуникативные навыки, психологическую раскованность и уверенность в себе;
- воспитывать сотрудничество и уважительное отношение друг к другу;
Оборудование: мягкая игрушка Белочка, таблица слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, орехи, желуди.
Предварительная работа:
Предварительная работа включает использование разных видов деятельности для развития творческого потенциала детей
-вопросно- ответный метод;
-сочетание показа и продуктивной деятельности;
-сотворчество педагога с детьми;
-беседа;
-введение правил.
Подготовка к занятию: Множество упражнений артикуляционной гимнастики- изучение гласных и звука Л. Использование логопедом в учебном процессе материалов и упражнений для всех анализаторов.
Демонстрационный материал: коробка, 5 грецких орехов, 3 желудя, папка- скоросшиватель и БЕЛОЧКА-игрушка
Ход занятия:
1.Находим БЕЛОЧКУ на картинке -там таблица со слогами: «Дорогие дети, приходите в гости. Я вам расскажу много интересного.» Идем в гости в кабинет.
Вот это радость!!! Стоит коробка. В ней БЕЛОЧКА и орешки грецкие – 5 шт. Предлагаю задания.
2.Слог ЛА. Хорошо открываем рот ЛААА. Но это не все. Нужно определить по количеству орешков в руке – сколько раз надо произнести слог ЛА. Не глядя, на ощупь ребенок определяет и называет. Благодарим наши умные ручки. Все хлопаем.
3. Слог ЛЭ. Тайна!!! Произносим загадочно. Глазками покажите тайну. Что это? Логопед знакомит детей с желудем, его шапочкой. По количеству в руке дети по очереди определяют и произносят слог ЛЭ. Радостно хлопаем каждому успеху.
4. Слог ЛО. О- выразительноооо. Губы показываем пальчиком. Каждому ребенку логопед подает 5 грецких орехов. Наш зверек будет рад такому угощению? Около белочки выкладывает кружок О.С каждым движением произносит ЛО. Благодарим – хлопаем. Каждый успешен.
5.Слог ЛЫ. Все дети закрывают глаза и слушают звуки. Лыыыыыы. Такой длинный путь. По очереди каждый ребенок орешком идет к другому, перешагивая через орешек предыдущий. Благодарим друг друга.
6. Слог ЛУ. Губы узенькой трубочкой Лууууу. Дети показывают губы трубочкой. Скручиваю лист папки трубочкой. Смотрю в трубочку на каждого. Показываю ЛУ. Они отвечают так же. Логопед лишь мотивирует и ВЕДЕТ эмоционально. Берем карточку с рисунком помощника- глаза. Благодарим друг друга. Хлопаем.
Если родители приходят и могут поучиться с нами, приглашаю играть и учиться.
Автоматизация звука. КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ, а можно сказать СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ.
30 % информации человек воспринимает через зрительный анализатор. 20% воспринимает слуховым анализатором. А вместе этими двумя анализаторами усваивается 75%. Любопытно, что передача за счет вербальных средств передача информации происходит на 7%, за счет интонации на 38%, и за счет мимики и жестов- на 55%. Удивительно!
Я открыла для себя мысль о преобладании развития зрительного анализатора много лет назад. Основой же для правильного звукопроизношения, для развития речи в целом является фонетико-фонематическое развитие.
КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ФФВ ОТ РОЖДЕНИЯ-поделюсь своими мыслями. Ребенка из родильного дома приносят домой. Дома тихо, тепло, сытно. Как только возникает дискомфорт- мокрый, хочет кушать (а чувство голода у ребенка интенсивно, как боль), ребенок плачет. Так зовет. Появляется рядом мама-ласковый голос, который нежен, делает сухо и сытно. Следом в жизни малыша появляется папа- грубый низкий голос, который уверенно берет на руки и вселяет силу и спокойствие. Потом голос сестренки или бабушки. Знакомится с другими звуками. Речевыми и неречевыми. САМ дифференцирует, ЧТО ЭТО и какое ощущение следует за ЭТИМ звуком. Но в жизни взрослые звуковой -фонетический мир сделали другим. Над лицом на кроватку повесили скунсов и бегемотиков. Они создают кружение и бла-бла-бла. В каждой другой комнате свое бла-бла-бла. Подрастая, ребенок соприкасается не с отдельными природными звуками, которые нужно запомнить и различить, а с каждодневными потоками непонятных звуков. На самых ранних этапах жизни фонетическое восприятие развивается системно у способных детей. А все другие накапливают нарушения, отставание. Разный уровень участия и творческих возможностей родителей так же отражается на развитии фонетико-фонематического восприятия ребенка.
Но на помощь ребенку и его родителям может прийти логопед. У каждого приоритеты разные. Подключая все анализаторы для упражнений, я стремлюсь к простоте и возможности делать КАЖДОМУ (воспитателю, родителю) важное и нужное независимо от места. Используем минимум атрибутов. ВСЕ ПОД РУКОЙ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ. Главное – замотивировать детей на игру, познакомить с сюжетом и ВСЕМ соблюдать правила. Работают даже просто бумажки с самостоятельно нарисованными предметными картинками.
Результатами использования этих приемов в развитии фонетико-фонематической стороны речи наших детей являются:
-повышение концентрации внимания, которое, как правило, у детей с нарушениями речи очень неустойчивое ;
-повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса , формирование правильного лексико- грамматического строя речи;
-формирование навыков связной речи с прослеживанием логики событий и изображение схематично ;
-развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
-положительная динамика в развитии памяти, где ребенку нужно запомнить и правильно употребить словесно;
-активизация мыслительной деятельности, где ребенку необходимо разрешить ситуацию и объяснить словесно;
--снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны.
Сюжет всегда сопровождается речью. Ребенок не знает, что ОН НЕ УМЕЕТ говорить. Речь проистекает сама. Активно, как получается. Логопед последовательно из занятия в занятие речь корректирует. Это очень интересная и в речевом плане активная практическая совместная работа. Именно это я с ребятами и применяю много лет. Меняются материалы, жизнь и пособия становятся краше. Появилась возможность видео -выполнение упражнений могут увидеть и повторить родители.
Успехами хотелось поделиться и с вами. Дети мне помогают делать ВСЕ. А если сделали САМИ, то САМИ и совершенствуют свои умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста
Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»
Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»
В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....
Родительское собрание для родителей средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста». «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...