Развитие ФФВ детей среднего возраста
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Шарко Татьяна Владимировна

Развитие фонетико-фонематического восприятия в ходе автоматизации звука "Л" у воспитанников среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharko_mo_logopedov_fev_24_ffr_sred.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                       детский сад «Тополек» г. Волгодонска

КОНСПЕКТ

       занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи

 в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ У БЕЛОЧКИ»

в рамках методического объединения логопедов ДОУ «Современные образовательные технологии развития фонематического слуха и восприятия у детей с ТНР»

                                                               Учитель-логопед высшей

                                                                      квалификационной категории

                                                                       Шарко Татьяна Владимировна

                                     г. Волгодонск, февраль 2024г.

Тема: «ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ У БЕЛОЧКИ». Сенсорно-интегративная терапия в коррекционной работе.  

Цель:
- развитие фонетической стороны речи - произнесение звуков, а значит и четкое взаимодействие, согласованность речевых органов;

- развитие фонематической стороны речи- понимание и различение звуков речи;

-воспитание речевой активности детей с помощью активизации различных анализаторов.  

Задачи:
- повышать уровень речевой активности;

-развивать звуковую культуру речи (автоматизация звуков, словарь, грамматический строй, связная речь);
- развивать внимание, сознательный анализ языкового материала;
-формировать умение сравнивать и обобщать;
-развивать коммуникативные навыки, психологическую раскованность и уверенность в себе;
- воспитывать сотрудничество и уважительное отношение друг к другу;

Оборудование: мягкая игрушка Белочка, таблица слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, орехи, желуди.

Предварительная работа:

Предварительная работа включает использование разных видов деятельности для развития творческого потенциала детей
               -вопросно- ответный метод;
               -сочетание показа и продуктивной деятельности;
               -сотворчество педагога с детьми;
               -беседа;
               -введение правил.

Подготовка к занятию: Множество упражнений артикуляционной гимнастики- изучение гласных и звука Л. Использование логопедом в учебном процессе материалов и упражнений для всех анализаторов.

Демонстрационный материал: коробка, 5 грецких орехов, 3 желудя, папка- скоросшиватель и БЕЛОЧКА-игрушка

Ход занятия:

1.Находим БЕЛОЧКУ на картинке -там таблица со слогами: «Дорогие дети, приходите в гости. Я вам расскажу много интересного.» Идем в гости в кабинет.

Вот это радость!!! Стоит коробка. В ней БЕЛОЧКА и орешки грецкие – 5 шт. Предлагаю задания.

2.Слог ЛА. Хорошо открываем рот ЛААА. Но это не все. Нужно определить по количеству орешков в руке – сколько раз надо произнести слог ЛА. Не глядя, на ощупь ребенок определяет и называет. Благодарим наши умные ручки. Все хлопаем.

3. Слог ЛЭ. Тайна!!! Произносим загадочно. Глазками покажите тайну. Что это? Логопед знакомит детей с желудем, его шапочкой. По количеству в руке дети по очереди определяют и произносят слог ЛЭ. Радостно хлопаем каждому успеху.

4. Слог ЛО. О- выразительноооо. Губы показываем пальчиком. Каждому ребенку логопед подает 5 грецких орехов. Наш зверек будет рад такому угощению? Около белочки выкладывает кружок О.С каждым движением произносит ЛО. Благодарим – хлопаем. Каждый успешен.

5.Слог ЛЫ. Все дети закрывают глаза и слушают звуки. Лыыыыыы. Такой длинный путь. По очереди каждый ребенок орешком идет к другому, перешагивая через орешек предыдущий. Благодарим друг друга.

6. Слог ЛУ.  Губы узенькой трубочкой Лууууу. Дети показывают губы трубочкой. Скручиваю лист папки трубочкой. Смотрю в трубочку на каждого. Показываю ЛУ. Они отвечают так же. Логопед лишь мотивирует и ВЕДЕТ эмоционально.  Берем карточку с рисунком помощника- глаза. Благодарим друг друга. Хлопаем.

Если родители приходят и могут поучиться с нами, приглашаю играть и учиться.

      Автоматизация звука. КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ, а можно сказать СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ.

 30 % информации человек воспринимает через зрительный анализатор. 20% воспринимает слуховым анализатором. А вместе этими двумя анализаторами усваивается 75%. Любопытно, что передача за счет вербальных средств передача информации происходит на 7%, за счет интонации на 38%, и за счет мимики и жестов- на 55%. Удивительно!

Я открыла для себя мысль о преобладании развития зрительного анализатора   много лет назад. Основой же для правильного звукопроизношения, для развития речи в целом является фонетико-фонематическое развитие.

      КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ФФВ ОТ РОЖДЕНИЯ-поделюсь своими мыслями. Ребенка из родильного дома приносят домой. Дома тихо, тепло, сытно. Как только возникает дискомфорт- мокрый, хочет кушать (а чувство голода у ребенка интенсивно, как боль), ребенок плачет. Так зовет. Появляется рядом мама-ласковый голос, который нежен, делает сухо и сытно. Следом в жизни малыша появляется папа- грубый низкий голос, который уверенно берет на руки и вселяет силу и спокойствие. Потом голос сестренки или бабушки. Знакомится с другими звуками. Речевыми и неречевыми. САМ дифференцирует, ЧТО ЭТО и какое ощущение следует за ЭТИМ звуком. Но в жизни взрослые звуковой -фонетический мир сделали другим. Над лицом на кроватку повесили скунсов и бегемотиков. Они   создают кружение и бла-бла-бла. В каждой другой комнате свое бла-бла-бла. Подрастая, ребенок соприкасается не с отдельными природными звуками, которые нужно запомнить и различить, а с каждодневными потоками непонятных звуков. На самых ранних этапах жизни фонетическое восприятие развивается системно у способных детей. А все другие накапливают нарушения, отставание. Разный уровень участия и творческих возможностей родителей так же отражается на развитии фонетико-фонематического восприятия ребенка.

Но на помощь ребенку и его родителям может прийти логопед. У каждого приоритеты разные. Подключая все анализаторы для упражнений, я стремлюсь к простоте и возможности делать КАЖДОМУ (воспитателю, родителю) важное и нужное независимо от места. Используем минимум атрибутов. ВСЕ ПОД РУКОЙ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ. Главное – замотивировать детей на игру, познакомить с сюжетом и ВСЕМ соблюдать правила. Работают даже просто бумажки с самостоятельно нарисованными предметными картинками.

 Результатами использования этих приемов в развитии фонетико-фонематической стороны речи наших детей являются:

     -повышение концентрации внимания, которое, как правило, у детей с нарушениями речи очень неустойчивое ;
    -повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса , формирование правильного лексико- грамматического строя речи;
    -формирование навыков связной речи с прослеживанием логики событий и изображение схематично ;
    -развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
    -положительная  динамика в развитии  памяти, где ребенку нужно запомнить и правильно употребить словесно;
    -активизация мыслительной деятельности, где ребенку необходимо разрешить ситуацию и объяснить словесно;
    --снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной  стороны.

Сюжет всегда сопровождается речью. Ребенок не знает, что ОН НЕ УМЕЕТ говорить. Речь проистекает сама. Активно, как получается. Логопед последовательно из занятия в занятие речь корректирует.  Это очень интересная и в речевом плане активная практическая совместная работа. Именно это я с ребятами и применяю много лет. Меняются материалы, жизнь и пособия становятся краше. Появилась возможность видео -выполнение упражнений могут увидеть и повторить родители.

Успехами хотелось поделиться и с вами. Дети мне помогают делать ВСЕ. А если сделали САМИ, то САМИ и совершенствуют свои умения и навыки.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи детей среднего возраста

Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи,активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения слоарного запаса р...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»

Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»

В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...