Конспект занятия " В мире звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Порошкова Елена Леонидовна

Конспект занятия в старшей группе  " В мире звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема: «В мире звуков»

Цель: формировать фонетико-фонологическую компетенцию у детей, обобщить их знания о гласных и согласных звуках языка, совершенствовать их умение дифференцировать на слух речевой материал.

Задачи: 1 Образовательные

  • Учить детей в игровой форме классифицировать и обобщать накопленные знания и умения по звуковой культуре речи.
  • Учить детей организованности, собранности, ответственности на пути решения поставленных задач.
  • Учить детей внимательно слушать педагога и своих товарищей.

2 Коррекционные

  • Развивать у детей фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать умение на слух дифференцировать звуки, различать гласные т согласные звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
  • Развивать у детей способность правильно и грамотно программировать свой ответ на поставленный вопрос.

3 Воспитательные

  • Воспитывать в детях чувство коллективизма, соревнования, сопереживания за своих товарищей.
  • Воспитывать у детей положительную мотивацию к будущему обучению в школе.

Оборудование: звуковые фонарики (красный, синий, зеленый) колокольчики.

Ход занятия

1 Организационный момент

Логопед (Л) – Доброе утро, ребята. Сегодня я приглашаю вас побывать в волшебной стране звуков. Многие живые существа (животные, птицы) издают звуки. Но только люди умеют говорить и наши звуки называют речевыми. Какими бывают звуки?

Дети (Д): гласные и согласные звуки.

Л -  Правильно.

2. Основная часть

Л -  Назовите гласные звуки.

Д -  А…О…У..И…Ы…Э.

Л - Правильно. А каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Д -  Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Л -  Правильно, гласные звуки живут в красном домике. Они очень любят петь. Когда мы произносим гласный звук, то воздух во рту не встречает преграду.

3. Игра «Узнай гласные звук»

Л -  давайте поиграем. Я беззвучно буду произносить звук гласный. А вы должны его отгадать. Узнали – поднимите красный фонарик.

Далее, логопед произносит со звуком, закрывая рот ладонью.

Дети угадывают гласные звуки.

4. Л -  Ребята, а теперь я хочу пригласить вас в синий и зеленый замки. В синем живут твердые согласные, а в зеленом мягкие согласные. У твердых согласных твердый характер и произносятся они твердо.

Пример: Д…Т…К…М…. Обозначаем их каким цветом?

Д -  Синим.

Л - Правильно. Твердые согласные обозначаем синим цветом.

5. Игра «Какая преграда»

Л - Когда мы произносим согласный звук, то воздух встречает преграду ( зуби, губы, язык). Сейчас я буду произносить твердые согласные звуки, а вы скажите какая преграда встретилась при произнесении данного звука:

Л -  Г…П…Р…С…В…

6. Игра «Какой звук?»

Л -  а у мягких согласных мягкий характер и произносятся они мягко: Ль, Мь, Пь, Ть…

Они как мягкая зеленая травка и обозначаются они каким цветом?

Д - зеленым

Физкультминутка

.Облако 

Беленькое облако

Поднялось над крышей.

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В дождевую тучу.

(руками описать через стороны вниз большой круг и опустить,

присесть).

7.Игра «Фонарики»

Логопед называет звуки вперемешку (гласные, согласные твердые, согласные мягкие), а дети должны поднять фонарик нужного цвета.

Л -  А…П…Т…Мь…У…С…Нь…Э...

8. Игра «Волшебный колокольчик»

Л -  Согласные звуки в сказочной стране были не только твердые и мягкие. Они были еще звонкие и глухие. Глухие согласные не любят шума и голоса и разговаривают глухо.

Звонкие звуки любят звучать, шуметь, чтобы их все услышали. Прием: рука к горлу.

Возьмете колокольчик в руку. Я буду произносить согласные звуки, если услышите звонкий согласный звук, то позвоните в волшебный колокольчик.

9. Итог занятия

Л - Итак, ребята, мы с вами побывали в волшебной стране звуков.

Речевые звуки бывают гласные и

Д -  Согласные.

Л -  Правильно. А согласные звуки бывают твердые и

Д - Мягкие.

Л - Глухие и

Д - Звонкие

Л - Правильно. Молодцы ребята, вы хорошо работали, внимательно слушали и хорошо отвечали.

Используемая литература

  1. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985
  2. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи», М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Открытое групповое логопедическое занятие "В мире звуков"

Это собственная разработка. Занятие позволяет систематизировать и закрепить знания детей о звуках речи, об их основных характеристиках и отличиях. Развиваем фонематический слух и речь, внимание и анал...

конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста

конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....

Конспект подгруппового логопедического занятия "В мире звуков"

Конспект   открытого логопедического занятия в подготовительной группеТема: «В мире звуков» Цели:Коррекционно-образовательные:  Знакомство с терминами «неречевой звук» и «ре...

Конспект открытого занятия "В мире звуков"

Программное содержание:Речевые задачи:Закрепить с детьми правильное произношение согласных звуков С и З;Развивать фонематический слух: учить детей звуковому анализу слов;Закреплять навыки дифференциац...

Конспект открытого занятия "В мире звуков".

Тема: Формирование представления о звуках.В мире звуков.Цель: Формирование представления о речевых и неречевых звуках. Обучающие задачи.1.Дать представление об органах артикуляционного аппарата.2...

Конспект логопедического занятия «В мире звуков и букв»

Конспект логопедического занятия "В мире звуков и букв"...