Конспект логопедического занятия «В мире звуков и букв»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия "В мире звуков и букв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_v_mire_zvukov_i_bukv_.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «В мире звуков и букв»

Цель: закрепление понятий звук-буква, умения дифференцировать их.

Задачи:

закрепить понятия «неречевой звук» и «речевой звук», звук и буква, умения отличать их;

совершенствовать умения дифференцировать гласные и согласные буквы;

развивать слуховое восприятие, речевой слух, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, силу голоса;

воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Оборудование: презентация, мешочек с буквами, карточки с заданиями, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия

#1054;рганизационный момент .

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы все учимся!

Всё у нас получится!

Артикуляционная гимнастика .

Выполнение артикуляционной гимнастики.

#1054;сновная часть .

Актуализация знаний

Ребята, что такое речь? (беседа, разговор, рассказ).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Как связаны слова в предложении? (Слова в предложении связаны по смыслу).

- Как они стоят в предложении? (Они стоят в предложении по порядку).

- А из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

- А из чего состоят слоги (Слоги состоят из звуков)

Беседа о звуках.

- Ребята, какие звуки мы слышим на улице? (Мы можем услышать свист, лай, скрип, мяуканье, стук, грохот)

- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? (с помощью языка, губ и т.д.).

- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? (Речевые звуки говорит человек).

- А неречевые звуки – что это за звуки? (Это звуки, которые говорит не человек).

- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? (Нам помогают губы, зубы, язык).

- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? (Мы чувствуем ветерок).

- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? (Горлышко вибрирует).

- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? (Нужно подумать).

- - С помощью чего мы слышим? (С помощью слуха).

- Назовите, что нам помогает говорить? (Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие).

Фонематический анализ.

- Ребята, я буду называть вам слова, а ваша задачи назвать первый звук в данных словах.

Например: собака- первый звук в этом слове с

Нос, коса, утка, гусь, арбуз.

Сказка про звуки и буквы.

- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной.

Игра “Буквы спрятались”.

На слайде изображена картинка с заштрихованными буквами.

- Ребята, к нам сегодня прибегал Незнайка и спрятал буквы. Посмотрите внимательно и найдите их.

Дети называют буквы.

- придумайте слова, начинающихся с каждой из этих букв.

- Что мы с вами называли? (Мы называли звуки).

- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем).

Физминутка .

Птички прыгают, летают.

(Машут руками и подпрыгивают)

Птички крошки собирают.

("Клюют")

Перышки почистили.

Клювики почистили.

(Погладить руки, носики)

Птички летают, поют,

(Машут руками)

Зернышки клюют.

("Клюют")

Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

- Посмотрите, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно достать букву из мешочка и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Беседа о гласных и согласных звуках.

- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? (Да, голос свободно выходит).

- А так? П-п-п! Что-то мешает? (Да, мешает).

- А что? (Мешают губы, зубы и язык).

- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? (Это гласный).

- А если есть преграда? (Тогда это согласный).

- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. (Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык).

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

Работа в тетрадях.

- Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные буквы. Какого цвета мы кружочек нарисуем? (Мы нарисуем красный кружок).

- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? (Нарисуем синий кружок).

Логопед показывает образец на доске.

О, б, с, а, у, м.

Далее – коллективная проверка.

- Какие две группы звуков существуют в русском языке? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки произносятся без преграды).

- А согласные? (Согласные произносятся с преградой).

- Что образует преграду? (Преграду образуют губы, зубы и язык).

Работа с карточками.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

- Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

- Каким цветом обозначим гласные? (Гласные обозначим красной фишкой).

- А согласные? (Согласные обозначим синей фишкой).

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия .

О чем мы сегодня говорили?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

конспект логопедического занятия "В мире звуков" для детей старшего дошкольного возраста

конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. предназначен для формирования понятия "речевые звуки" и закрепления понятия о слове....

Конспект логопедического занятия на тему: "Звук и буква "И"

Данный конспект преднозначен для проведения логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста, позволяющий сформировать четкое произношение звука, развить умение составления предложений п...

Конспект логопедического занятия по теме "Звук и буква О"

Тема: Звук и буква О.Цель: знакомство со звуком О.Задачи: отчётливое произнесение звука О.знакомство с артикуляцией звука О.выделение звука О.анализ звукового ряда из четырёх гласных.Образование относ...

Конспект логопедического занятия по теме «Звук [л]. Буква Л»

Конспект логопедического занятия по теме «Звук [л]. Буква Л»...