Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект итогового интегрированного занятия
(коммуникация и мир природы)
Подготовительная группа
Программное содержание:
- Связная речь. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
- Грамматика. Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову. Активизировать в речи слова с приставками (глаголы).
- Словарь. Закреплять умение подбирать синонимы и антонимы, сравнения.
- Звуковая культура речи. Закрепить, дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные. Упражнять в четком произношении скороговорки в разном темпе, с разной силой голоса. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.
- Закрепить знания о злаковых культурах: рисе и пшенице, о том как изготавливается хлеб.
- Обобщить понятия о способах распространения семян.
- Формировать понятия «этажи» леса. Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания животных.
- Воспитывать в детях гуманное отношение к природе, беречь лес от пожаров.
- Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса.
- Развивать умения обобщать с помощью наглядно-практического метода - моделирование.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ
- Серия сюжетных картин.
- Картинки с изображением животных: заяц, волк, лиса, медведь.
- Предметы: кукла, мяч, машина, краски, пазлы.
- Картинки: кукла, торт, хлеб, молоток, книга, утюг, ворота, флажок, дом, трактор.
- Доска, указка.
- Модели «Путешествие колоска».
- Картинки с изображениями животных.
- Модель распространения семян.
- Модели птиц, насекомых, рыб, животных.
- «Этажи» леса.
11.Напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разводи костры
около деревьев», «Уходя, туши костер!»
12.Картинки: осень, зима.
Методические приемы:
- Дыхательно-звуковая гимнастика
- Составление рассказов по серии сюжетных картин.
- Составление слов с суффиксами.
- Синонимы, антонимы. Игра «Скажи» наоборот».
- Сравнение животных.
- Составление сложноподчиненных предложений.
- Игра «Придумай разные слова»
- Игра «Покажи правильно картинку».
- Скороговорка - интонационная выразительность речи.
- Физкультминутка.
11.Вхождение в типовую ситуацию.
12.Рассказывание по модели «Путешествие колоска».
13.Модели «Кто сажает семена».
14.Модель «Этажи леса»
15.Модели насекомого, птицы, зверей рыб.
16.Напоминающие знаки о лесе.
17.Взаимосвязь живой природы с природными условиями.
18.Обобщение - бережное отношение человека к природе.
В.: Ребята, чтобы наш язычок умел правильно говорить, сделаем гимнастику.
1. Очистительный вдох - и, ф, т, р и закрытый стон - ммм.
- Сложим губы трубочкой и вдох, выдох - пфф.
- Вдох - пфф - у, а, о, е, и - пфф - ммм.
- Вдох - пфф - б, д, г, в, з - пфф - ммм.
- Вдох - пфф - п, т, к, ф, с - пфф - ммм.
- Вдох - пфф - м, ы, р, л, р - пфф - ммм.
На доске - сюжетные картинки. Воспитатель приглашает 4 детей. Каждый
ребенок составляет рассказ по своей картинке.
Дети оценивают рассказы, если необходимо исправляют ошибки.
На доске картинки: лес, река, снег, дом.
В.: Ребята, как можно сказать про маленький лес?
Дети: Лесок.
В.: Придумайте слова, которые образуются от слова лес.
Дети: Лесочек, лесной, лесник, лесовичок.
Дети составляют слова со словами река - речка, реченька, речная; снег - снежный, снежок; снеговик; дом - домик, домовой, домище.
В.: У мамы зайчихи были 2 зайчонка. Погулял зайчонок в лесу, прибежал к маме. Он был веселый. Какой еще был зайчик, скажите?
- ребенок: Радостный.
- ребенок: Шустрый.
- ребенок: Довольный.
- ребенок: Бодрый.
В.: А второй зайчик был невеселый, его обидели. Как можно про него сказать по-другому.
Дети: грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный.
В.: В лесу в своей норе жила мама-лисица со своим лисёнком. Называйте, какая мама?
Дети: большая, хитрая, быстрая, шустрая.
В.: А как в сказках ее называют?
Дети: Лисичка-сестричка, плутовка, обманщица.
В.: А какой лисенок, скажите?
Дети: маленький, слабенький, пушистый, озорной, игривый.
На доске картинки: кукла, торт, хлеб, молоток, книга, утюг.
В.: Ребята, составьте предложения по картинкам. Но вначале послушайте мое
предложение: Я взяла куклу, чтобы с ней поиграть.
Дети придумывают предложения:
- Мама купила торт, чтобы попить чай.
- Катя нарезала хлеб, чтобы сделать бутерброды.
- Папа принес молоток, чтобы забить гвоздь.
- Мама включила утюг, чтобы погладить белье.
- Сестра открыла книгу, чтобы рассмотреть белье.
- Сестра открыла книгу, чтобы рассмотреть картинки.
В.: Пои фаем в игру «Придумай разные слова».
На доске картинки: машина, мальчик, бабушка, самолет.
В.: Машина что делает?
Дети: Машина едет.
В.: За дом...
Дети: ... заедет.
В.: От столба...
Дети: ... отъедет.
В.: В гараж...
Дети: ...заедет.
Дети аналогично называют слова: мальчик бежит - убежит, забежит, прибежит; бабушка идет - за внуком в детский сад придет; самолет летит, прилетит, улетит, залетит.
В.: Поиграем в игру «Покажи правильно картинку».
Дети поднимают картинки, в названии которых в начале слова слышится звонкий звук, а потом глухой. Называют твердый звук или мягкий. Придумывают сами слова, делят слова на слоги, гласный, согласный.
Ворота - флажок, дом - трактор, заяц - сорока, книга - газель, портфель -барабан.
Ветер - в - гласный, мягкий.
Арбуз - 2 слога, звук а - гласный.
Дом - 1 слог, звук д - твердый и т.д.
В.: Произнесите скороговорку: Дарья дарит Дине дыни, так чтобы все звуки отчетливо были слышны. Произнесите на вдохе, быстро, медленно, тихо, громко.
Физкультминутка.
Голова и руки опущены вниз. Плавно поднять руки и голову вверх, смотреть на пальцы.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Маховые движения руками, кружение.
На доске картинка с изображением мамонтенка.
В.: Среди снегов и льдов проснулся мамонтенок. Он отправился искать свою маму. Давайте мы ему поможем отыскать ее. Шел, шел и попал вот сюда (указывает на картинку). - Ребята, что это?
Дети: Это хлебное поле.
В.: Позвал мамонтенок свою маму, но никто ему не ответил. Но на хлебном поле булок, пирожков и хлеба нет. Растут только одни колоски. Какие?
Дети: Ржание и пшеничные.
В.: Как же они становятся хлебом? Расскажите.
Рассказ детей с использованием моделей: весеннее солнце, влага, трактор, земля, плуг, борона, сеялка, летнее солнце, дождь, комбайн, машина, элеватор, мельница, хлебозавод, магазин.
В.: Мамонтенок отправился дальше и попал в лес. Но в лесу растения сами не
растут. Что помогает вырасти новому растению?
Дети: Новому растению помогают вырасти семена.
В.: Расскажите, кто помогает «сажать семена»?
Рассказ детей с использованием моделей.
В.: Растения живые. Что они делают?
Дети: Растения питаются, дышат, растут, дают плоды и семена.
В: Поднял голову мамонтенок и увидел, что деревья и животные растут и
живут по «этажам». Разве лес бывает многоэтажным, расскажите?
Дети: На самом высоком этаже растут сосны, дубы. Они светолюбивые.
В.: Кто из животных живет здесь?
Дети: Здесь живет белка. Кабан, клест.
Дети: Ниже растут береза, рябина, осина. Они менее светолюбивые.
В.: Кто здесь живет?
Дети: Здесь живет медведь, тетерев.
В.: Что занимает этаж ниже?
Дети: Здесь растут кустарники, травы, цветы, грибы, мхи.
В.: Кто живет здесь?
Дети: Здесь живут волк, лиса, заяц, насекомые.
В.: А что находится под этажами?
Дети: Там растут корни, грибница.
В.: Правильно. Мамонтенок поднял голову, увидел красивую птицу и навал ее с мамой. Похож ли он на нее, расскажите.
Модель птицы на доске. Ребенок рассказывает: у птицы есть клюв, есть крылья, тело покрыто перьями, у нее есть 2 ноги. Высиживает птенцов из яиц.
В.: Похож мамонтенок на маму - птицу?
Дети: Нет.
В.: Загрустил малыш, опустил голову и увидел в траве насекомых. Он тихо шепнул: «Мама!» Похож ли он на насекомое, расскажите?
Модель насекомого на доске. Ребенок рассказывает: у насекомого тело состоит из члеников, они умеют летать - у них есть крылья, и есть шесть ног.
В.: Похож на насекомое?
Дети: нет.
В.: Вышел мамонтенок из леса огорченный и пошел дальше. Ребята, лес наше богатство и мы должны его беречь. А что может погубить лес.
Дети: Лес может погубить пожар.
В.: Что нельзя делать в лесу?
- ребенок: Нельзя разжигать костры у деревьев?
- ребенок: Уходя из леса, нужно потушить костер.
- ребенок: Береги лес от пожара. Заповедники, «красная» книга.
- В.: Весной вся природа оживает. А что происходит осенью. Рассказ детей. На доске картинка: осень.
В.: Как животные приспособились к зиме?
Картинка: зима, животные, волк, медведь, насекомые, рыбы.
Рассказы детей.
В.: подошел мамонтенок к реке попить и увидел там рыб. Тихо позвал: «Мама!». Вот только она ли его мама, расскажите. Модель рыбы. Рассказ детей.
- ребенок: Тело покрыто чешуей.
- ребенок: у рыбы тело овальное.
- ребенок: У нее есть хвост и плавники.
- ребенок: Рыбы мечут икринки.
- В.: Похож мамонтенок на рыбу?
- Дети: нет.
В.: Поспешил мамонтенок вот к этим животным. Где они живут?
Дети: Эти животные живут в жарких странах.
В.: Может здесь его мама? Расскажите. Модель животного. Рассказ детей.
- ребенок: у животного есть морда.
- ребенок: У них есть хвост.
- ребенок: Тело покрыто шерстью.
- ребенок: У животных 4 лапы.
- ребенок: Животные кормят детенышей молоком.
- В.: Похож на животного мамонтенок?
Дети: Да.
В.: Кто же она, его мама?
Дети: Его мама - слониха.
В.: Теперь малышу рядом с мамой ни кто не страшен.
В.: Ребята, наше занятие закончилось. Что вам понравилось?
Итог занятия
В.: А сейчас сделаем гимнастику для осанки.
ЛИТЕРАТУРА
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду / О. С Ушакова. М, 1993.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич С.-ПБ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»
Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...
Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте/рисованию в подготовительной группе на тему: "Путешествие в весенний лес".
Занятие предназначено в помощь воспитателям для подготовки к итоговому занятию....
Конспект итогового интегрированное занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе " Спешим помочь Мишке".
Цель: 1.создать радостное настроение от занятия. 2. выявить уровень усвоения детьми ЗУН....
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и познанию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие на ковре-самолете»
Целью этого занятия является обобщение и закрепление знаний детей по развитию речи, подготовке к грамоте и формированию элементарных математических представлений....
Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и коммуникации в подготовительной группе:"Путешествие в математическую галактику"
Программное содержаниеЦель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия....
Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и коммуникации в подготовительной группе "Путешествие в математическую галактику"
Обучающие задачи:• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражня...