Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Капкова Наталья Ионовна

Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия

(коммуникация и мир природы)

Подготовительная группа

Программное содержание:

  1. Связная речь. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картин. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
  2. Грамматика. Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к заданному слову. Активизировать в речи слова с приставками (глаголы).
  3. Словарь. Закреплять умение подбирать синонимы и антонимы, сравнения.
  4. Звуковая культура речи. Закрепить, дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные. Упражнять в четком произношении скороговорки в разном темпе, с разной силой голоса. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание.
  5. Закрепить знания о злаковых культурах: рисе и пшенице, о том как изготавливается хлеб.
  6. Обобщить понятия о способах распространения семян.
  1. Формировать понятия «этажи» леса. Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания животных.
  1. Воспитывать в детях гуманное отношение к природе, беречь лес от пожаров.
  2. Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Выделять характерные признаки с помощью моделей каждого класса.
  3. Развивать умения обобщать с помощью наглядно-практического метода - моделирование.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Серия сюжетных картин.
  2. Картинки с изображением животных: заяц, волк, лиса, медведь.
  3. Предметы: кукла, мяч, машина, краски, пазлы.
  4. Картинки: кукла, торт, хлеб, молоток, книга, утюг, ворота, флажок, дом, трактор.
  5. Доска, указка.
  6. Модели «Путешествие колоска».
  7. Картинки с изображениями животных.
  8. Модель распространения семян.
  9. Модели птиц, насекомых, рыб, животных.
  10. «Этажи» леса.

11.Напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разводи костры

около деревьев», «Уходя, туши костер!»

12.Картинки: осень, зима.

Методические приемы:

  1. Дыхательно-звуковая гимнастика
  2. Составление рассказов по серии сюжетных картин.
  3. Составление слов с суффиксами.
  4. Синонимы, антонимы. Игра «Скажи» наоборот».
  5. Сравнение животных.
  6. Составление сложноподчиненных предложений.
  7. Игра «Придумай разные слова»
  8. Игра «Покажи правильно картинку».
  9. Скороговорка - интонационная выразительность речи.
  10. Физкультминутка.

11.Вхождение в типовую ситуацию.

12.Рассказывание по модели «Путешествие колоска».

13.Модели «Кто сажает семена».

14.Модель «Этажи леса»

15.Модели насекомого, птицы, зверей рыб.

16.Напоминающие знаки о лесе.

17.Взаимосвязь живой природы с природными условиями.

18.Обобщение - бережное отношение человека к природе.

В.: Ребята, чтобы наш язычок умел правильно говорить, сделаем гимнастику.  

1. Очистительный вдох - и, ф, т, р и закрытый стон - ммм.

  1. Сложим губы трубочкой и вдох, выдох - пфф.
  2. Вдох - пфф - у, а, о, е, и - пфф - ммм.
  3. Вдох - пфф - б, д, г, в, з - пфф - ммм.
  4. Вдох - пфф - п, т, к, ф, с - пфф - ммм.
  5. Вдох - пфф - м, ы, р, л, р - пфф - ммм.

На доске - сюжетные картинки. Воспитатель приглашает 4 детей. Каждый

ребенок составляет рассказ по своей картинке.

Дети оценивают рассказы, если необходимо исправляют ошибки.

На доске картинки: лес, река, снег, дом.

В.: Ребята, как можно сказать про маленький лес?

Дети: Лесок.

В.: Придумайте слова, которые образуются от слова лес.

Дети: Лесочек, лесной, лесник, лесовичок.

Дети составляют слова со словами река - речка, реченька, речная; снег - снежный, снежок; снеговик; дом - домик, домовой, домище.

В.: У мамы зайчихи были 2 зайчонка. Погулял зайчонок в лесу, прибежал к маме. Он был веселый. Какой еще был зайчик, скажите?

  1. ребенок: Радостный.
  2. ребенок: Шустрый.
  3. ребенок: Довольный.
  4. ребенок: Бодрый.

В.: А второй зайчик был невеселый, его обидели. Как можно про него сказать по-другому.

Дети: грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный.

В.: В лесу в своей норе жила мама-лисица со своим лисёнком. Называйте, какая мама?

Дети: большая, хитрая, быстрая, шустрая.

В.: А как в сказках ее называют?

Дети: Лисичка-сестричка, плутовка, обманщица.

В.: А какой лисенок, скажите?

Дети: маленький, слабенький, пушистый, озорной, игривый.

На доске картинки: кукла, торт, хлеб, молоток, книга, утюг.

В.: Ребята, составьте предложения по картинкам. Но вначале послушайте мое

предложение: Я взяла куклу, чтобы с ней поиграть.

Дети придумывают предложения:

  1. Мама купила торт, чтобы попить чай.
  2. Катя нарезала хлеб, чтобы сделать бутерброды.
  3. Папа принес молоток, чтобы забить гвоздь.
  1. Мама включила утюг, чтобы погладить белье.
  2. Сестра открыла книгу, чтобы рассмотреть белье.
  3. Сестра открыла книгу, чтобы рассмотреть картинки.

В.: Пои фаем в игру «Придумай разные слова».

На доске картинки: машина, мальчик, бабушка, самолет.

В.: Машина что делает?

Дети: Машина едет.

В.: За дом...

Дети: ... заедет.

В.: От столба...

Дети: ... отъедет.

В.: В гараж...

Дети: ...заедет.

Дети аналогично называют слова: мальчик бежит - убежит, забежит, прибежит; бабушка идет - за внуком в детский сад придет; самолет летит, прилетит, улетит, залетит.

В.: Поиграем в игру «Покажи правильно картинку».

Дети поднимают картинки, в названии которых в начале слова слышится звонкий  звук,   а  потом  глухой.  Называют  твердый   звук  или  мягкий. Придумывают сами слова, делят слова на слоги, гласный, согласный.

Ворота - флажок, дом - трактор, заяц - сорока, книга - газель, портфель -барабан.

Ветер - в - гласный, мягкий.

Арбуз - 2 слога, звук а - гласный.

Дом - 1 слог, звук д - твердый и т.д.

В.: Произнесите скороговорку: Дарья дарит Дине дыни, так чтобы все звуки отчетливо были слышны. Произнесите на вдохе, быстро, медленно, тихо, громко.

Физкультминутка.

Голова и руки опущены вниз. Плавно поднять руки и голову вверх, смотреть на пальцы.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и улетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Маховые движения руками, кружение.

На доске картинка с изображением мамонтенка.

В.: Среди снегов и льдов проснулся мамонтенок. Он отправился искать свою маму. Давайте мы ему поможем отыскать ее. Шел, шел и попал вот сюда (указывает на картинку). - Ребята, что это?

Дети: Это хлебное поле.

В.: Позвал мамонтенок свою маму, но никто ему не ответил. Но на хлебном поле булок, пирожков и хлеба нет. Растут только одни колоски. Какие?

Дети: Ржание и пшеничные.

В.: Как же они становятся хлебом? Расскажите.

Рассказ детей с использованием моделей: весеннее солнце, влага, трактор, земля, плуг, борона, сеялка, летнее солнце, дождь, комбайн, машина, элеватор, мельница, хлебозавод, магазин.

В.: Мамонтенок отправился дальше и попал в лес. Но в лесу растения сами не

растут. Что помогает вырасти новому растению?

Дети: Новому растению помогают вырасти семена.

В.: Расскажите, кто помогает «сажать семена»?

Рассказ детей с использованием моделей.

В.: Растения живые. Что они делают?

Дети: Растения питаются, дышат, растут, дают плоды и семена.

В: Поднял голову мамонтенок и увидел, что деревья и животные растут и

живут по «этажам». Разве лес бывает многоэтажным, расскажите?  

Дети: На самом высоком этаже растут сосны, дубы. Они светолюбивые.

В.: Кто из животных живет здесь?

Дети: Здесь живет белка. Кабан, клест.

Дети: Ниже растут береза, рябина, осина. Они менее светолюбивые.

В.: Кто здесь живет?

Дети: Здесь живет медведь, тетерев.

В.: Что занимает этаж ниже?

Дети: Здесь растут кустарники, травы, цветы, грибы, мхи.

В.: Кто живет здесь?

Дети: Здесь живут волк, лиса, заяц, насекомые.

В.: А что находится под этажами?

Дети: Там растут корни, грибница.

В.: Правильно. Мамонтенок поднял голову, увидел красивую птицу и навал ее с мамой. Похож ли он на нее, расскажите.

Модель птицы на доске. Ребенок рассказывает: у птицы есть клюв, есть крылья, тело покрыто перьями, у нее есть 2 ноги. Высиживает птенцов из яиц.

В.: Похож мамонтенок на маму - птицу?

Дети: Нет.

В.: Загрустил малыш, опустил голову и увидел в траве насекомых. Он тихо шепнул: «Мама!» Похож ли он на насекомое, расскажите?

Модель насекомого на доске. Ребенок рассказывает: у насекомого тело состоит из члеников, они умеют летать - у них есть крылья, и есть шесть ног.

В.: Похож на насекомое?

Дети: нет.

В.: Вышел мамонтенок из леса огорченный и пошел дальше. Ребята, лес наше богатство и мы должны его беречь. А что может погубить лес.

Дети: Лес может погубить пожар.

 В.: Что нельзя делать в лесу?

  1. ребенок: Нельзя разжигать костры у деревьев?
  2. ребенок: Уходя из леса, нужно потушить костер.
  3. ребенок: Береги лес от пожара. Заповедники, «красная» книга.
  4. В.: Весной вся природа оживает. А что происходит осенью. Рассказ детей. На доске картинка: осень.

В.: Как животные приспособились к зиме?

Картинка: зима, животные, волк, медведь, насекомые, рыбы.

Рассказы детей.

В.: подошел мамонтенок к реке попить и увидел там рыб. Тихо позвал: «Мама!». Вот только она ли его мама, расскажите. Модель рыбы. Рассказ детей.

  1. ребенок: Тело покрыто чешуей.
  2. ребенок: у рыбы тело овальное.
  3. ребенок: У нее есть хвост и плавники.
  4. ребенок: Рыбы мечут икринки.
  5. В.: Похож мамонтенок на рыбу?
  6. Дети: нет.

В.: Поспешил мамонтенок вот к этим животным. Где они живут?

Дети: Эти животные живут в жарких странах.

В.: Может здесь его мама? Расскажите. Модель животного. Рассказ детей.

  1. ребенок: у животного есть морда.
  2. ребенок: У них есть хвост.
  3. ребенок: Тело покрыто шерстью.
  4. ребенок: У животных 4 лапы.
  5. ребенок: Животные кормят детенышей молоком.
  6. В.: Похож на животного мамонтенок?

Дети: Да.

В.: Кто же она, его мама?

Дети: Его мама - слониха.

В.: Теперь малышу рядом с мамой ни кто не страшен.

В.: Ребята, наше занятие закончилось. Что вам понравилось?

Итог занятия

В.: А сейчас сделаем гимнастику для осанки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в   детском саду / О. С Ушакова. М, 1993.
  2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич С.-ПБ, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»

Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...

Конспект итогового интегрированное занятия по развитию речи в младшей разновозрастной группе " Спешим помочь Мишке".

Цель: 1.создать радостное настроение от занятия.           2. выявить уровень усвоения детьми ЗУН....

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и познанию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие на ковре-самолете»

Целью этого занятия  является   обобщение и закрепление знаний детей по развитию речи, подготовке к грамоте и формированию элементарных математических представлений....

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и коммуникации в подготовительной группе:"Путешествие в математическую галактику"

Программное содержаниеЦель: закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия....

Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП и коммуникации в подготовительной группе "Путешествие в математическую галактику"

Обучающие задачи:• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.• Упражня...