Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Развитие темпо-ритмической стороны речи у детей с использованием интерактивного коврика «Волшебное пианино»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Спутник» с. Засечное Пензенского района Пензенской области
Конспект коррекционно-развивающей
деятельности с детьми 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи
Развитие темпо-ритмической стороны речи у детей
с использованием интерактивного коврика
«Волшебное пианино»
Составила:
учитель-логопед Н.И. Устимова
с. Засечное, 2024
Цель: развитие у детей чувства темпа и ритма с помощью речедвигательных игр и упражнений с использованием интерактивного коврика «Волшебное пианино».
Задачи:
«Речевое развитие»
- учить воспринимать и точно воспроизводить ритмический рисунок слова;
- учить соотносить темп движений со схемой;
- учить произвольно изменять силу голоса;
- развивать артикуляционную гимнастику, речевое дыхание;
- уточнить произнесение гласных звуков и звуков раннего онтогенеза.
«Социально-коммуникативное развитие»
- развивать умение слушать и выполнять инструкцию логопеда;
- формировать умение действовать по показу и образцу;
- совершенствовать навык самоконтроля;
- способствовать снятию эмоционального напряжения, формировать стойкий интерес к выполнению заданий;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание; речевой слух.
«Физическое развитие»
- развивать пространственные отношения, координацию речи с движением;
- развивать мелкую и общую моторики;
- способствовать развитию межполушарного взаимодействия;
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: музыкальные коврики «Волшебное пианино», ксилофон «Радужные колокольчики»
Материал: карточка со схемой, зашумленные предметные картинки.
Предварительная работа: знакомство с интерактивным музыкальным ковриком «Волшебноое пианино», изучение гласных звуков и звуков раннего онтогенеза, разучивание слов песни «Едет, едет паровоз».
Ход занятия
I. Организационный момент.
(В центре музыкального зала на маленьком столе - ксилофон «Радужные колокольчики». Логопед раскручивает ксилофон и палочкой звенит по колокольчикам. Дети выбегают на ковер, образуют круг, взявшись за руки).
Игра «Карусель»
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!
II. Основная часть.
Логопед: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей. (Дети отхлопывают слово ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ).
Логопед: Поприветствуем друг друга. (Дети образуют круг и передают слово привет друг другу по слогам, хлопая соседу по ладошке на каждый слог ПРИ-ВЕТ).
Логопед: Дети, а вы умеете играть на пианино? (Ответы детей). Сегодня мы будем учиться играть на этом музыкальном инструменте. Предлагаю вам пройти к музыкальным коврикам. Располагайтесь рядом с ним так, как вам удобно. Включите волшебное пианино. Оно волшебное, потому что может звучать голосами разных музыкальных инструментов. Какой музыкальный инструмент вы выберете? (Ответы детей. Я выберу…).
1. Игра «Осенний дождик»
Логопед: Послушайте сказку. Жил-был осенний дождик. Он очень любил гулять и стучать по крышам домов. Сначала дождик стучал медленно, вот так: кап - кап - кап. Потом он стучал быстро: кап-кап-ка-кап-кап.
Логопед: (Логопед показывает карточку). Близко или далеко друг от друга находятся капли в первом ряду? (Дети отвечают предложением).
Логопед: Будем нажимать на клавиши ладонью в медленном темпе. Далеко или близко другу к другу находятся капли во втором ряду? (Ответы детей). Будем нажимать на клавиши ладонью в быстром темпе.
Логопед: Смотрим на картинку, говорим и нажимаем на клавиши правильно.
(Дети выполняют задание все вместе, воспроизводят заданный темп, нажимая на клавиши любой рукой и проговаривают кап-кап).
Логопед: Вот такая чудесная осенняя песенка дождя получилась.
3. Игра «Прыжки»
Логопед: Дети, я знаю, что вы любите заниматься физкультурой? Попрыгаем! На каждый удар по колокольчику делайте один прыжок. (Дети прыгают). Сейчас вы будете прыгать на двух ногах, наступая на клавиши пианино. А я буду произносить гласные звуки. Когда услышите звук «у», хлопните в ладоши. Сначала прыгаем слева направо, потом справа налево.
у-э-у-и-о-у-у-э-а-ы-у-у
Логопед: Молодцы! Ни разу не ошиблись.
4. Игра «Повтори, не ошибись».
Цель: выделение ударного слога из ряда слогов.
Логопед: Я предлагаю вам игру «Кто самый внимательный». Смотрим, слушаем и делаем как я. (Логопед каждому ребенку предлагает повторить за ним цепочку из трех слогов, нажимает ногой на клавиши, при этом хлопая в ладоши и выделяя голосом один ударный слог).
-па-па-па; то-то-то; ка-ка-ка
Логопед: Отлично, вы повторили за мной правильно!
5. Упражнение «Зашумленные картинки»
Логопед: Дети, у меня есть карточки. Выберите любую и назовите, что вы на ней видите. (Зашумленные карточки с изображением бананов, малины, лимонов, кубиков) лежат вниз. Ребенок выбирает и называет предмет).
Логопед: Что ты видишь? (Ответы детей).
Логопед: Я вижу бананы. Разделим слова на слоги и пропоем каждый свое слово.
Логопед: У меня БА-НА-НЫ. (Логопед разгибает по одному пальцу из кулака левой руки и одновременно на каждый слог нажимает правой ногой на клавиши. (Дети выполняют задание по демонстрации действий).
Логопед: Молодцы, вы умеете делить слова на слоги.
III. Рефлексия.
Логопед: Я предлагаю вам пройти к столам и включить волшебное пианино. Выберите музыкальный инструмент рояль. Мы разучим 1 куплет веселой детской песни «Едет, едет паровоз». Слова вы уже знаете. Смотрим, слушаем, запоминаем, за мной повторяем.
Логопед: Молодцы! Вы научились играть на пианино. В группе вы исполните эту веселую песню своим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие темпо - ритмической стороны речи у заикающихся детей.
Одним из качеств правильной речи является её темпо - ритмическая выразительность. Коррекция речи заикающихся детей включает в себя работу над этой стороной речи....
Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....
«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»
Актуальность исследования обусловлена тем, что:У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.Исследования подтверждают неод...
Использование метода наглядного моделирования в развитии темпо-ритмической стороны речи
Информация будет интересна и полезна учмтелям-логопедам, т.к. содержит практический материал для организации указанного вида работы...
Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация и мастер-класс...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....