Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии

Лаптева Ольга Юрьевна

Презентация и мастер-класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Цель: Представление и распространение опыта работы учителя-логопеда в области развития чувства темпа и ритма с помощью речедвигательных игр и упражнений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Задачи:        

• Представить практический опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности по развитию чувства темпа и ритма у детей с ТНР.
         • Совместно с коллегами отработать применения методических подходов и приёмов в деятельностно - имитационном режиме.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, презентация «Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», парты, стулья, музыкальные инструменты (металлофон, барабан, деревянные ложки, дудки, бубны), цветок, счетные палочки, звуковые пеналы с сигналами-символами гласных и согласных звуков, декоративные камни, листы белого картона, верёвки и наборы цветных прищепок, 2  матрёшки (большая и маленькая), иллюстрации к пальчиковым  гимнастикам Н.В. Нищевой: «У Лариски-две редиски», «Компот», «Осенние листья», цветные полоски красного, синего, зеленого цвета, буквы Я, В, Г, С, О.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

I. Организационный момент.

II. Мотивация к деятельности.

Цель: погружение в тему, эмоциональный настрой на работу.

III. Демонстрация практических приёмов. Продуктивная деятельность.

Цель: создание настроя на понимание практических процессов и использование его в работе над темпо - ритмическими упражнениями.

IV. Рефлексия.

Цель: выявить уровень заинтересованности от полученных результатов участников мастер-класса.

Актуальность.

В связи с введением в дошкольную образовательную систему Федерального Государственного Образовательного Стандарта изменилась сама ориентация дошкольного образования, а именно социализация и индивидуализация стали прерогативой. А это, в свою очередь, немало важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для  детей с ТНР. Так как именно для таких детей процесс социализации особенно затруднён. В связи с этим, всё содержание образования, в том числе и коммуникативной деятельности, становится условием и средством этого процесса. Иными словами коммуникативная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

Одной из проблем в речевом развитии детей с ТНР является слабо развитое чувство темпа и ритма.

Этому факту я нашла подтверждение в научной психолого-педагогической литературе. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.), показали, что у данной категории детей слабо развито чувства темпа и ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, замедлялось становление развёрнутой речи, она была не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник с ТНР говорил примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозило развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. В связи с этим проблема развития темпо - ритмических основ у  дошкольников с ТНР  актуальна.

Правильное восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте: правильному воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей, позволяя научиться правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития темпо - ритмической организации речевой деятельности затормаживается развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

 Темпо - ритмическая способность формируется в раннем и дошкольном возрасте. Игровые упражнения по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей с ТНР носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольников.

 Восприятие темпа и ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: мышц языка, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие темпа и ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

Для эффективного развития у детей с ТНР темпо - ритмического восприятия необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребёнку, применять на занятиях наглядный материал, дидактические пособия, темпо -ритмические игры и упражнения.

Основываясь на вышесказанном и опираясь на опыт работы в данной области, я пришла к выводу, что использование именно речедвигательных игр и упражнений эффективно в развитии чувства темпа и ритма у детей с ТНР.

Материал по развитию темпо - ритмической стороны речи нужно подбирать так, чтобы ребёнок мог соотнести движения рук, ног, туловища с темпом и ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном темпе и ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же темпе и ритме слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребёнка чувство темпа и ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребёнка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Ход мастер-класса:

I. Организационный момент.

СЛАЙД №1 – Название темы «Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

- Уважаемые коллеги, мне очень приятно видеть вас на своём мастер-классе. Для совместной деятельности приглашаю вас пройти и встать в круг.

СЛАЙД №2  Игра «Ритмическое приветствие».

- Для приветствия друг друга, предлагаю произнести повторяющиеся слоговые цепочки: «Та-ба-да, та-ба-да» и похлопать себя ладонями по коленям на каждый слог, а, произнося слово «Здравствуйте» -  3 раза прохлопать в ладоши, повернувшись к соседу справа, тем самым будем дарить друг другу частичку тепла, передавая приветствие по кругу.

Та-ба-да,та-ба-да 
         
(хлопки ладонями по коленям, начиная с правой ладони и колена)

Здрав-ствуй-те! 
         
(3 хлопка в ладони соседа справа)

-Варианты игры:слоговые цепочки и слова приветствия можно изменить.
Например:
 а)са-за,са-за; При-вет!б)та-да,та-да,та-да; Доб-ро-е ут-ро!
          Игра «Назови свое имя» По очереди хлопают - «тактируют» свои имена: Оль-га, Ма-ри-на, Ла-риса, И-ри-на, Ал-ла, Ве-ра, Ва-лен-ти-на и т.д.

-Вариант этой игры - игра «Твоё слово» (называют слова самостоятельно или по предметным картинкам, слова подбирают по лексической теме недели или на определенный звук)
          Например, по лексической теме «Деревья» дети хлопают - «тактируют» слова: бе-ре-за, о-си-на, то-поль, дуб, сос-на, ря-би-на, т.д.

Например,  по теме «Звук [А]» дети хлопают – «тактируют» слова: ар-буз, а-ист, ар-ка, а-на-нас, ав-то-бус и т.д.

Игра «Кто справа?» По очереди хлопают - «тактируют» имена своего соседа слева (справа), называя ласково: О-леч-ка, Ма-ри-ноч-ка,Ла-ри-соч-ка,И-ри-ноч-ка,Ве-роч-ка,Ва-лен-ти-ноч-ка.

-Вариант этой игры – игра «Назови ласково» (называют слова самостоятельно или по предметным картинкам, слова подбирают по лексической теме недели или на определенный звук)
         Например, по лексической теме «Деревья» дети хлопают - «тактируют» слова: бе-ре-зонь-ка, о-син-ка, то-по-лек, ду-бок, со-сен-ка, ря-бин-ка, т.д.

Например, по теме «Звук [А]» дети хлопают – «тактируют» слова: ар-бу-зик, а-ис-тик,а-роч-ка, а-на-на-сик, ав-то-бу-сик и т.д.

А так же игра «Один-много» (называют слова самостоятельно или по предметным картинкам, слова подбирают по лексической теме недели или на определенный звук)
         Например, по лексической теме «Деревья» дети хлопают - «тактируют» слова: бе-ре-зы, о-си-ны, то-по-ля, ду-бы, сос-ны, ря-би-ны, т.д.

Например, по теме «Звук [А]» дети хлопают – «тактируют» слова: ар-бу-зы, а-ис-ты,ар-ки, а-на-на-сы, ав-то-бу-сы и т.д.

 II. Мотивация к деятельности.

           -Коллеги, прошу внимания.

Фонограмма биения сердца.

- Что Вы слышите? (биение сердца)

СЛАЙД № 3 – УЗИ плода.

- Совершенно верно: это биение детского сердечка.

- Через 3 недели после зарождения жизни, сердечко малыша уже начинает биться. Оно ещё не перекачивает кровь, оно просто пульсирует, задавая тонус, темп и ритм растущему организму. И любящая мама, узнав о зарождении новой жизни, напевает колыбельные и весёлые детские песенки, невольно способствуя развитию чувства темпа и ритма своего ребёнка.

Доказано, что во время восприятия речи человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие её темпу и ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием темпа и ритма. В этом мы с вами сейчас убедимся.
           
СЛАЙД № 4 - Игра «Беру-дарю».

- Сейчас мы будем передавать по кругу цветок правой рукой, при этом произносить слова «беру-дарю»(1 круг) - Не трудно?

-Усложним нашу игру, теперь будем передавать цветок обеими руками. Берём цветок левой рукой, перекладываем в правую и передаём соседу справа. А я в это время буду читать русскую народную потешку «Семейка» (проигрываем в новом варианте 2 круг).

-Вот мы с вами убедились во взаимосвязи двигательных реакций с восприятием темпа и ритма.

-Прошу вас пройти и сесть на стулья.

III. Демонстрация практических приёмов. Продуктивная деятельность.

Упражнения и игры на развитие темпо - ритмической стороны речи:

СЛАЙДЫ №5,6 – Игра «Без ошибки повтори».
          А) Воспроизведение ритмического рисунка;

Б) Выкладывание ритмического рисунка из счетных палочек и проигрывание его на музыкальных инструментах (деревянные ложки, дудки, бубны);
         В) Воспроизведение слоговых рядов.

СЛАЙД 7 – Игра «Весёлые матрёшки».

Игровой материал: большая и маленькая матрёшка.

Ребёнок и взрослый сидят за столом. У взрослого большая матрёшка, у ребёнка маленькая.

Взрослый отстукивает ритмический рисунок большой матрёшкой, ребёнок повторяет ритм, отстукивая маленькой матрешкой.

Ритмичные сказки.

СЛАЙД 8  Упражнение «Музыкальная история».

Игровой материал: металлофон, деревянные ложки, барабан.

Взрослый и ребёнок совместно придумывают рассказ. К примеру: Инна пошла гулять и спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Во дворе она увидела подружку, которая прыгала через скакалку вот так (играет на барабане). Инна побежала за скакалкой домой, прыгая через ступеньку (играет на ложках) и т.д.
         Ребенок повторяет ритмический рисунок за взрослым, играя на указанных музыкальных инструментах.

СЛАЙД 9  Упражнение «ПЫХ, ПЫХ, ПЫХ».
         Составление темпо
- ритмических цепочек легло в основу одного из видов речедвигательных упражнений. Пример такого упражнения перед вами на слайде. Попрошу Вас прочитать стихотворение, выделяя голосом слова, написанные жирным шрифтом.
   
Солнце село на сосну,
   
Пых, пых, пых.
    Я
немножко отдохну,
    Пых,
пых, пых.
    Я окошко
отворю,
    Пых, пых,
пых.
   
Желтый лучик подарю,
   
Пых, пых, пых.

СЛАЙД №10 – Игра «Песенки гласных звуков», Игра «Песенка слогов».
         Взрослый или ребенок самостоятельно выкладывают сигналы-символы гласных звуков, слогов в определенной последовательности, а ребенок потом пропевает их.
        Например, [А-У-О-Ы-А-У-О-Ы], ТА-ТУ-ТО-ТЫ-ТА-ТУ-ТО-ТЫ и т.д.

СЛАЙД №11  Игра «Выложи букву» (из декоративных камней).
         Чередуя декоративные камни по цвету выложить на листе белого картона изучаемую букву .
        Например, чередуя камни по одному выложить букву Я; чередуя камни по два выложить букву В; чередуя камни по три выложить букву Г; чередуя камни по четыре выложить букву С; чередуя камни по пять выложить букву О и т.д.

-Вариант:  Игра «Выложи узор» (по инструкции или самостоятельно)

СЛАЙД № 12 – Массаж, самомассаж пальцев рук.

          Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно ими «кусаем» ногтевые фаланги пальцев рук на ударные слоги стихотворения от указательного пальца к мизинцу и обратно (котенок кусается):

          - Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

         (смена рук)
        Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

        -Вариант: массаж, самомассаж прищепкой фаланг пальцев правой руки, начиная с большого пальца.

СЛАЙД №13  Игра «Мамины помощники».

          Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку. Ребенку предварительно дается задание: чередовать прищепки по одной, по две, по три и т.д.

         -Вариант игры: проговорить стихотворение, а потом нанизывая прищепки на веревку, чередовать их по цвету (по заданию взрослого или самостоятельно).
         
СЛАЙД №14 – Пальчиковая гимнастика (П.г.)

А) П.г. «У ЛАРИСКИ -  ДВЕ РЕДИСКИ» 
Вариант1)По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.
У Лариски -

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки-сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Вариант 2) Упражнение «Щелчки»

Б) П.г.«КОМПОТ»
Вариант 1)

Будем мы варить компот,      (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным

Фруктов нужно много. Вот:  пальцем правой руки «мешают») 

Будем яблоки крошить,         (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.     (Опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.
Вариант 2) Упражнение «Клювики»

В) П.г. «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Вариант 1)

Раз, два, три,                        (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

четыре, пять,

Будем листья собирать.      (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                     (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным                 пальчиками)       

Вариант 2) Упражнение «Пианино».

                                                             

СЛАЙД №15 – Речедвигательная игра «Сел сверчок на шесток».

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

СЛАЙД №16 - Физ.минутка «У жирафов»

У  жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
         У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
         На лбу, ушах, на шее, на локтях,
         На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
         У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
         У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
         На лбу, ушах, на шее, на локтях,
         На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
         У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
         У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
         На лбу, ушах, на шее, на локтях,
         На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
         А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
         А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
         На лбу, ушах, на шее, на локтях,
         На носах, на животах, на коленях и носках.

СЛАЙД №17 – Темп и ритм - это удивительный мир звуков.

- Важно помнить, что у человека слышат не только уши, но и каждая клетка организма. И чем младше ребёнок, тем восприимчивее он относится к звуковому воздействию. И, совершенно неважно, учитель-логопед вы или учитель-дефектолог важно   развивать чувство темпа и ритма у детей и начинать это как можно раньше. Ведь темп и ритм - это удивительный мир звуков, и он достоин того, чтобы познакомить с ним ребёнка.

 Уделяя большое внимание в своей работе развитию темпа и ритма, стремлюсь к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Развитие темпо-ритмических способностей способствует общему развитию речи, умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ТНР.

IV. Рефлексия.

-Уважаемые коллеги, перед вами на столе лежат цветные полоски: красные, синие и зелёные. Если Вас заинтересовали данные игры и упражнения, и Вы готовы применять их в своей практике, возьмите зелёную полоску. Если Вы выберете синюю полоску, значит, Вы хотите поразмышлять над данной темой и возможностью её применения на практике. А если тема:  «Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с ТНР» Вас не заинтересовала, то красную полоску.

- Спасибо, коллеги, за активное участие в мастер - классе. Я надеюсь, что тема: «Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с ТНР» стала вам интересна и близка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие темпо - ритмической стороны речи у заикающихся детей.

Одним из качеств правильной речи является её темпо - ритмическая выразительность. Коррекция речи заикающихся детей включает в себя работу над этой стороной речи....

«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»

Актуальность исследования обусловлена тем, что:У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны  речи.Исследования подтверждают неод...

«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.

Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...

Использование метода наглядного моделирования в развитии темпо-ритмической стороны речи

Информация будет интересна и полезна учмтелям-логопедам, т.к. содержит практический материал для организации указанного вида работы...

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....