Использование метода наглядного моделирования в развитии темпо-ритмической стороны речи
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Копычева Елена Васильевна

Информация будет интересна и полезна учмтелям-логопедам, т.к. содержит практический материал для организации указанного вида работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_naglyadnogo_modelirovaniya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования

в развитии темпо-ритмической стороны речи.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст),  научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним:

- аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

- доступность для познания;

- расчленённость элементов объекта;

- обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности:

- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

- использование готовых моделей;

- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод наглядного моделирования можно широко применять для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, формировании  представлений о труде взрослых. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей, в конструировании.

Введение наглядных моделей в процесс речевого развития позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Использовать метод наглядного моделирования можно и для развития темпо-ритмической стороны речи.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

• Усвоение и анализ сенсорного материала;

• Перевод его на знаково-символический язык;

• Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

2. Формирование навыка дешифровки модели.

3. Формирование навыка самостоятельного моделирования. 

Использование моделирования рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено детьми в результате педагогического процесса;

- во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение.

Использовать метод наглядного моделирования при формировании темпо-ритмической стороны речи можно в таком направлении как «развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур».

В качестве условных заместителей  выступают символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки (например, по лексическим темам);

А также любой подручный материал: палочки, камешки марблс, шишки, пуговицы и т.п.

Данная работа ведется в определенной последовательности, в которой можно выделить два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи.  На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования. На втором этапе уже ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания.

Можно использовать следующие игры и упражнения:

  1. «Продолжи ряд». (Ребенку предлагается начало цепочки, ему необходимо ее продолжить, соблюдая заданную последовательность. Например, палочка, два камешка, палочка, два камешка и т.д. Или большая пуговица, маленькая, большая….)
  2. «Придумай свою дорожку» (Ребенок из предложенных материалов выкладывает свой узор, обязательно соблюдая условие чередования предметов)

Далее мы присваиваем этим предметам определенные характеристики.

Например, большая пуговица – это громкий хлопок, а маленькая – тихий. Так наши дорожки превращаются в звуковые. Ребенок может озвучивать то, что выложил по вашему заданию или придумал сам.

  1. «Шпионские игры» (Ребенку предлагается с помощью подручных материалов записать «секретное сообщение», например, условный стук.)

Таким образом,  можно кодировать не только чередование громких и тихих звуков, но и длинных и коротких, высокие и низкие (если мы используем музыкальные инструменты).   Заданный ритм можно отхлопать или оттопать, или чередовать движения рук и ног.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....