ИГРОВЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Петрова Анна Сергеевна

Эффективность усовершенствования организации процесса коррекции посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями с целью повышения их коррекционных возможностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С ОНР

Петрова Анна Сергеевна

                                                                                           МАДОУ №151 г. Мурманск

Среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу — около 40%. Поэтому поиск новых путей повышения результативности логопедической работы является одним из наиболее актуальных вопросов.

Целью совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей является создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, охватывая все образовательные области развития и образования детейГлавная задача взрослого – дать правильное направление игре.

В процессе поиска форм усовершенствования организации коррекционно-развивающего процесса наше внимание привлекла система работы с использованием методического комплекса «Дары Фрёбеля».

Ф. Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Он рассматривал игру как средство обучения и воспитания детей. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность.

Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля» полностью соответствует ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта (дерево), что безопасно для использования ребенком. С его помощью легко создать условия для организации как совместной работы взрослых и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской детской деятельности.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля» педагогами группы был применен метод игровых тематических комплексов. Это результат комплексной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи через использование метода игровых тематических комплексов.

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО. Определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Основные направления:

  • речевое развитие;
  • интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);
  • сенсорное развитие (восприятие цвета, формы, размера);
  • творческое развитие (воображение);
  • математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);
  • элементы подготовки к обучению грамоте;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой-либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми, так и для ее активизации.

В течение дня используются атрибуты, соответствующие лексической теме, прослеживается тесная взаимосвязь игры с другими видами детской деятельности: коммуникативной, коррекционной, познавательной, трудовой, продуктивной, социальной. Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников.

Педагогами группы совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт. В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами. Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала, занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8. Учитель-логопед и воспитатели на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи.

В игровые тематические комплексы включены: артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фрёбеля» и  комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.

Работа с игровым методическим комплексом осуществляется в течение дня на индивидуальных и подгрупповых занятиях, на совместных мероприятиях с родителями и тесно взаимосвязана с образовательным процессом в целом.

В процессе использования игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, в течение учебного года была выявлена положительная динамика в развитии детей с ОНР, наблюдались  позитивные изменения во всех образовательных областях.

К концу учебного года у воспитанников значительно возросла речевая активность в разных видах деятельности. Дети научились фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, на практическом уровне усвоили лексические и грамматические средства языка, овладели элементами грамоты (навыками фонематического анализа и синтеза), повысили свой уровень развития связной речи. Также научились сравнивать и обобщать, анализировать; усвоили элементарные математические представления. Кроме этого, дети стали проявлять больший интерес к занятиям, у них развивается способность к воображению.

Результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод способствует общему развитию дошкольников с общим недоразвитием речи, помогает создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе

Эффективность взаимодействия педагогов детского сада с родителями в процессе игровой деятельности в младшей группе...

«Педагогический тренинг для родителей дошкольников, как средство эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

Цель тренинга:-создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;-настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.Количество участников: 6—12 человек....

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»

laquo; Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «...

Выступление-презентация «Профессиональный этикет педагога как средство эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками»

В данной презентации рассматриваются вопросы педагогической этики педагога по отношению к детям и родителям....

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОВЗ.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.  Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. ...