« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Никитюк Ольга Михайловна

« Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».

 

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.

 

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

·         Коррекция речевых нарушений через:

·         развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;

·         формирование лексико-грамматических категорий;

·         коррекция связной речи;

·         овладение  навыками фонематического анализа.

·         Развитие коммуникативных способностей и умений.

·         Формирование математических представлений.

·         Развитие познавательных способностей.

·         Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

 

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В игровые тематические комплексы включены:  артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

 

Основные направления:

 

·         речевое развитие;

·         развитие познавательных способностей:

-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);

-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);

-творческое развитие (воображение);

-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);

-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);

·         художественно-эстетическое развитие;

·         социально-коммуникативное развитие;

·         физическое развитие.

 

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

 

Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.

            В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.

Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала,  занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.

 

В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.

1.      Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

2.      Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

3.      Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).

4.      Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.

5.      Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

 

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

 

В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).

 

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции  посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с  тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:

·         способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

·         создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

·         обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

 « Коррекционная работа по преодолению нарушений развития у детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  средствами игровых тематических комплексов с использованием развивающего набора «Дары Фребеля»».

Целью работы является оптимизация условий коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи через использование метода игровых тематических комплексов.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач:

  • Коррекция речевых нарушений через:
  • развитие мелкой артикуляционной и ручной моторики;
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • коррекция связной речи;
  • овладение  навыками фонематического анализа.
  • Развитие коммуникативных способностей и умений.
  • Формирование математических представлений.
  • Развитие познавательных способностей.
  • Обучение овладению способами практического общения в различных жизненных ситуациях.

В основе педагогической разработки игровых тематических комплексов, составленных по лексическим темам, лежит идея всестороннего воздействия при коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В игровые тематические комплексы включены:  артикуляционная, пальчиковая, общеукрепляющая гимнастики;  игры с набором «Дары Фребеля» и комплекс заданий на развитие навыков фонематического анализа, объединенные одной лексической темой.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Игровые тематические комплексы разработаны в соответствии с ФГОС ДО, определены педагогические задачи, образовательные области, содержание которых предстоит освоить детям, виды детской деятельности.

Основные направления:

  • речевое развитие;
  • развитие познавательных способностей:

-сенсорное развитие (восприятие: цвет, форма, размер);

-интеллектуальное развитие (мышление: анализ, синтез, обобщение, классификация);

-творческое развитие (воображение);

-математическое развитие (форма, размер, количество, пространственные отношения);

-элементы подготовки к обучению грамоте (звуковой анализ и синтез);

  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.

С целью включения игровой методики в коррекционно-развивающий процесс и рационального распределения времени практический материал был разработан, систематизирован и представлен к использованию в виде технологических карт. «Игровые тематические комплексы с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

Использование карт помогает определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Технологические карты игровых тематических комплексов составлены согласно календарно-тематическому планированию, по которому построена работа в логопедической группе.

Мною и воспитателем - напарником совместно с учителем-логопедом разработаны 111 технологических карт.

         В течение месяца на занятиях проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Согласно календарному плану в течение учебного года дети знакомятся с 25 темами.

Изучение каждой темы, в зависимости от сложности материала,  занимает одну или две недели. Исходя из этого, количество карт на каждую тему варьируется от 4 до 8.

В ходе практической работы определились следующие принципы организации тематических игровых комплексов.

  1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
  2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
  3. Тематические игровые комплексы не должны быть слишком длительными. Материал одного дня может быть использован как единый комплекс и по отдельности несколько раз в день в разные промежутки времени (утром, днем, вечером).
  4. Систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и закрепления опыта.
  5. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. 

В карте прослеживается интеграия всех образовательных областяй («социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие », «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие », «физическое развитие»).

Таким образом, результативность педагогического опыта доказывает эффективность усовершенствования организации процесса коррекции  посредством использования метода игровых тематических комплексов в работе с детьми 5-7 лет с  тяжелыми нарушениями речи с целью повышения их коррекционных возможностей. Данный метод позволяет:

  • способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

laquo;Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фр...

Мастер-класс: Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников

Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка - детский сад  «Светля...

Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников.

Презентация Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в интеграции художественного конструирования и познавательного развития у дошкольников....

"Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

На занятиях с ребенком с ОВЗ необходимо использовать такие методы и приемы, которые способны развить интерес ребенка к совместной деятельности и удерживать его на протяжении всего занятия. Одной ...

Использование дидактического набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ.

Методические рекомендации содержат описание 4-х  игровых заданий с использованием набора Фребеля для развития познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста....