Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (ОНР II – III уровень)
план-конспект занятия по логопедии

Вилигина Ольга Александровна

Крнспект занятие по лексической теме "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (ОНР  II – III уровень)

Тема занятия:         Формирование лексико-грамматического строя речи (употреблении формы мн.ч.  им. Сущ. в Р.п. , предлогов  на, под, в, у, за, между, согласование числ.  1, 2, 5 с сущ.)

Лексическая тема недели: «Осень».

Цель:

Формирование и развитие навыков употребления формы множественного числа имен существительных в родительном  падеже; предлогов  на, под, в, у, за, между; согласования числительных 1, 2, 5 с существительными.

Задачи:

1. Стимулировать  нормальное состояние  мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.

2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном  падеже.

3.  Закрепить в речи понимание и употребление предлогов  на, под, в, у, за, между.

4. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом.

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные  1, 2, 5 с существительными.

 

Пособия: настенные зеркала, стульчики, наборное панно, предметные картинки, корзинка, яблоко, банан, огурец, шишка, веточка, помидор, луковица, гриб, муха, жук, сухой бассейн-корзинка с горохом, ширма-осень, домик, осенние кленовые листья со схематичным изображением предлогов.

 

Предварительная работа:

- Обучение детей приемам самомассажа лица при наличии зрительного контроля /зеркало/.

- Знакомство с предлогами на, под, в, у, за, между  и их схематичным изображением.

- Знакомство с игрой «1,2,5» с использованием других предметов

- Знакомство с игрой «Выполни задание» с предлогами -на, -под, -между

 

 

Этапы занятия

Структурные элементы

Использование разнообразных приемов

Ход занятия,

описание заданий

Методические рекомендации

Организационный момент

 

Логопед приветствует ребят

 

Ц: Настроить детей на предстоящую познавательную деятельность

Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга

Ребята, встаньте в круг соедините ладошки, настроимся на занятие: Дети и педагог образуют круг, говорят вместе в медленном темпе не громко.

«Звуки слушай ты, внимательно.

И произноси старательно.

Говори спокойно, внятно,

Чтобы было всем понятно».

Педагог добрым взглядом смотрит на детей, говорит не громко, в медленном темпе, настраивая их на занятие. Тем самым дает положительный настрой.

      Самомассаж лица.

Ц: Стимулировать  нормальное состояние  мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата, с помощью самомассажа.

 

Звучит спокойная мелодия, педагог читает стихотворение, одновременно выполняя самомассаж лица. Дети выполняют по показу взрослого.

Дети и педагог садятся на стулья, перед зеркалами.  Читает логопед:

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветерок,

Стало сухо и тепло –

Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться,

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, –

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Распускается листва  –

Это к нам весна пришла.

 

 Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Легкое пощипывание в области губ.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Постановка цели занятия

вопрос

Молодцы! Ребята, сейчас на улице какое время года?  Дети: осень.

Правильно. Вот поэтому, сегодня на занятии мы будем говорить об осени и играть в наши любимые игры.

Если дети не смогут самостоятельно определить время года, педагог предлагает определить по оформлению, задавая дополнительные вопросы.

Основная часть занятия

 

Ц: Развивать мелкую моторику пальцев. Продолжать учить детей составлять простые предложения из 3-4х слов с заданным словом.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

сухой бассейн - корзинка с горохом.

 

Перед вами волшебная корзинка

Выньте из корзинки по одной картинке.  Садитесь на место и составьте с этим словом предложение. /Дети вынимают картинки с изображением тучи, дождя, грибов, желтых листьев, перелетных птиц.    

1 ребенок. Осенью на небе много туч.

2 ребенок. Осенью часто идет дождь.

3 ребенок. Осенью люди собирают грибы.

4 ребенок. Осенью листья желтеют и опадают.

5 ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.

Молодцы! У меня тоже картинки есть.

Если дети самостоятельно не могут составить предложение, педагог с помощью наводящих вопросов помогает грамматически правильно составить предложение.

 

         

 

Разучивание стихотворения

 

Ц: Развивать  память,  используя зрительные ориентиры.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

Использование наглядности (картинки-подсказки), мяч

Сначала произносят вместе с педагогом громко, затем тихо, затем педагог начинает стихотворение, продолжает тот ребенок, кому логопед бросил мяч. Педагог произносит губами, беззвучно, дети вслух.

 

Дети заучивают стихотворение наизусть.

 

«Мы картиночки покажем     

И про каждую расскажем:

Ветер, туча, дождь, грибочки,   

Клюква, желтые листочки,

Шапка, плащ и листопад,

Голый лес и голый сад,

Птицы к югу улетают…

Ну, когда это бывает?»

Дети: Осенью.

 

Педагог выставляет на наборное полотно карточки-подсказки:

с изображением предметов

    

 Педагог на протяжении всего занятия контролирует правильное произношение исправленных звуков.

Игра «Чего не стало?»

Ц: Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном  падеже. Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

 

 

Педагог убирает картинку с полотна.

- Собрали яблоки в саду. Чего не стало на яблоне?

Ребенок. Не стало яблок.

- Где не стало яблок?

- В саду не стало яблок.

- С деревьев облетели листья. Чего не стало?

Ребенок. Не стало листьев.

- Где не стало листьев?

-  На деревьях не стало листьев.

- На болоте собрали всю клюкву. Чего не стало?

Ребенок. Не стало клюквы.

- Люди вышли из леса с полными корзинами грибов. Чего не стало в лесу?

Ребенок. Не стало грибов.

- Перелетные птицы собрались в стаи и улетели на юг. Каких птиц не стало?

Ребенок. Не стало перелетных птиц.

 

Если ребенок допускает ошибку в употреблении формы множественного числа, педагог просит помочь детей дать правильный ответ.

Речевая подвижная игра

Ц: Развивать координацию движений с речью. Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

 

 

 

 

Игра «1,2,5»

Ц: Совершенствовать умение согласовывать числительные  1, 2, 5 с существительными.

 

Согласование движений с речью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор предмета ребенком

Педагог вместе с детьми говорит и выполняет движения.

 

Мы идем с тобою в сад,

Там увидим листопад.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Туча по небу плывет,

Туча дождик нам несет.

Дождик капает и льет,

Нам гулять он не дает.

 

 

Раз дождик идет, и гулять нам не дает, предлагаю поиграть в игру «1,2,5».

Вот целая корзинка осенних даров. Дети  по очереди подходят к корзинке и берут предмет. Согласуют название предмета с числительными: одно яблоко, два яблока, пять яблок и т.д.

Молодцы!

Педагог контролирует правильное произношение исправленных звуков и выполнение движений:

Ходьба на месте

Ладошками показываем направление

Руки вверх, наклоны

Руки в замок, волна

Движение пальцев рук

Руки полочкой, грозят пальчиком, пружинки.

 

 

Игра «Выполни задание»

Ц: Закрепить в речи понимание и употребление предлогов  на, под, в, у, за, между.

Развивать слуховое внимание и память; умение выполнять одно, двух, трехступенчатые инструкции.

Автоматизировать исправленные звуки в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог занятия.

 

Создание обстановки (поставлен дом, у дома дерево, елка, корзинка)

Дети слушают задание от сверстника, запоминают и выполняют его, проговаривая затем, что сделали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Импровизация листопада. Дети и педагог дружно подкидывают сухие листья  над головой.

 

Тактильный контакт (соединение ладошек), образование круга

Ребята, пока мы с вами играли, ветер принес нам необычные листья. В каждом листочке заколдовано слово. Какие короткие слова вы узнали?

Дети: -на, -под, -в, -между, -за, -у.

Егор, шишку положи под дерево.

Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает

- Что ты сделал?

- Я шишку положил под дерево.

Дима, положи яблоко в тарелку, а гриб поставь между елками.

- Что ты сделал!

- Я яблоко положил в корзинку, а гриб между елками.

- Андрюша, положи веточку у дома, луковицу в корзинку, спрячь муху за  дерево.

- Что ты сделал?

- Я веточку положил у дома, луковицу в корзинку. Муху спрятал за дерево.

Сейчас Владик задаст задание Максиму. Андрей – Диме, Дима – Егору.

 

 

 

Педагог читает стихотворенье:

Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

Дети,  из каких слов состоит слово листопад?

Правильно лист падает. Листопад. Что такое листопад?

        Сейчас подойдите ко мне. Возьмите с подноса листья и по команде три дружно подбросим листья над головой. Один, два, три… что это? Листопад...

 

Дети вместе с педагогом встают в круг и соединяют ладошки друг с другом.

Вам понравилось занятие? Что понравилось и почему? Что получилось?

Дети по очереди отвечают.

Педагог предлагает детям самостоятельно контролировать правильность выполнения инструкций. Логопед контролирует правильное произношение детьми исправленных звуков в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети сами не догадались,  педагог объясняет, из каких двух слов состоит слово листопад.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста лексическая тема : Мой город.

Конспект занятия по развитию речи . Ознакомление детей с профессией архитектор....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Басни дедушки Крылова»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.  Тема: «Басни дедушки  Крылова»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»

Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...