Мастер-класс "Нейроигры в коррекционно-развивающем процессе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Парипса Ольга Богдановна

Основная цель применения нейроигр с детьми нашей логопедической группы - это активизация развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_rabote_logopeda.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Нейроигры в коррекционно-развивающем процессе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Статью подготовила:

учитель -логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад №61

Парипса О.Б.   2023г

           Использование инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса.

С этой целью мы решили разнообразить работу и включить в коррекционно-развивающий процесс нейроигры и нейроупражнения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР.

           Основная цель применения нейроигр с детьми нашей логопедической группы - это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • Стимулировать речевую активность детей;
  • Развивать слухоречевое внимание детей;
  • Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
  • Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три
функциональных блока:

Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз, вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями), вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

- Игра «Звуковая тропинка» Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А - ○], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У - ○], наступать нужно левой ногой. (в старшей группе берём символы пройденный звуков, а в подготовительной группе используем буквы). Используем картинки на дифференциацию любых звуков.

- «Перекрёстные шаги». Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

- «Хлопни, топни». Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

- «Чья картинка?». Из «сухого» бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [С] - кладём правой рукой, если в слове звук [Ш]- кладём левой рукой.

- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

«Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [К] - зелёной палочкой, на картинку со звуком [Г] розовой палочкой).

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

- «Кольцо». По очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

- «Кулачок - ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу - ладошка. Упражнение сопровождаем стихотвореньем: На поляне большой Стоит печка с трубой.

«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Нейроскакалка» - улучшает межполушарное взаимодействие, работу вестибулярной системы, гармонизация работы мозга.

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц, выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.

 «Тебе – мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.

«Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрестные движения (правая рука сверху, затем левая).

Нейроигры с прицепом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку.

«Колечко» - автоматизируем звуки в слогах, соединяя большие пальчики с остальными.

«Кулак – ребро – ладонь». Данное упражнение для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков.

 «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Умные звоночки»

-нажать на звонок столько раз, сколько слогов, слов;

-нажать на звонок в той же последовательности глядя на картинку;

-нажать на звонок такого же цвета;

-посчитай и столько же раз позвони в звонок.

 

В заключении следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

Коррекционно - развивающая программа для одарённых детей старшего дошкольного возраста

Рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных организациях, которые посещают дети, имеющие способности в различных сферах....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...