«Профессий много на свете»
проект по логопедии (старшая группа)

Лазарева Ирина Николаевна

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ

Долгосрочный проект для старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_i.n._proekt.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ

Проект для старших дошкольников «Профессий много на свете»

Аннотация. В статье представлен проект для детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста. Проект включает в себя разные формы работы: беседы, экскурсии, игровые упражнения.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессии, дети с ОВЗ.

    Воспитание и обучение ребенка с ОВЗ имеет свои особенности, которые во-многом объясняются имеющимися у него психофизическими особенностями. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что многие исследователи отмечают низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей. Дети с ОВЗ  не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. По мнению С.Г. Шевченко снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту.  Таким образом, именно недостаточная познавательная активность является фактором, сдерживающим полноценный и своевременный процесс формирования базовых представлений и навыков у дошкольников с ОВЗ.

    В дошкольной среде большое внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.  Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.  

Проектная деятельность помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и  оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Проектирование  актуально еще по ряду причин:

- Федеральные государственные требования  (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа  ДОУ должна строиться с учетом  принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

-  Ребенок должен, как можно раньше получить позитивный  социальный опыт реализации собственных замыслов.

- Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность  действий основывается на оригинальности мышления.

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту  как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно – ориентированный  и развивающий подход к обучению и воспитанию.

Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. В основе, каждого проекта лежит какая – ни будь  проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.

В данном проекте предлагается материал для работы с детьми старшего возраста, который помогает расширить знания детей о профессиях через различные образовательные области.

Участники проекта: дети  старшей  группы,  воспитатели  и родители.

Тип проекта:познавательный, игровой. 
Сроки проведения проекта: долгосрочный.

Цель проекта:

Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.

Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.

Задачи  проекта:

Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;

Познакомить детей с  трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;

Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

Методы проекта: наблюдения, чтение художественной литературы, игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, познавательно-игровая образовательная деятельность, конструирование.

Актуальность: Д. Б. Эльконин говорил: в дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Описание этапов работы над проектом:

1-й этап: подготовительный

Предварительная работа педагога

Изготовление:

– альбомов по темам: «Профессии в детском саду», «Профессии Верхнего Уфалея»

– пополнение картотек стихов, пословиц, скороговорок по теме: «Профессии», «Труд».

– подбор и изготовление дидактических  и настольных игр.

- подбор художественной литературы.

Работа с родителями:

- Оформление фото альбома «Профессии моих родителей»

- Социальное партнерство с семьями воспитанников: беседы родителей с детьми в ДОУ: Моя профессия - «Учитель», «Машинист», «Парикмахер», «Плавильщик».

2-й этап: основной

Работа с детьми по образовательным областям: 

Социально – коммуникативное развитие.

Беседы:

 - Кто нас воспитывает?

 - Кто построил новый дом?

 - Кто нас обувает и одевает?

 - Мебельная фабрика

 - Службы «01», «02», «03» всегда на страже.

 - Кем ты будешь, когда станешь взрослым?

 - Цикл бесед Профессии. Какие они? (артист, библиотекарь, бухгалтер, водитель, военнослужащий, врач, парикмахер, повар, продавец, учитель, фермер).

 С\р игры: «Школа», «Детский сад», «Строители», «Шоферы», «Библиотека», «Магазин», «Больница», «Ателье», «Почта», «Пожарные», «Парикмахерская».

 Д\и «Четвертый лишний», «Кому что нужно», «Я знаю…»

 Экскурсии:

 В библиотеку (профессия библиотекарь)

 Пожарная часть, Почта, Хлебокомбинат.

 «Пищеблок ДОУ», прачечная.

Речевое развитие (чтение художественной литературы)

 -  Составление описательного рассказа о профессиях с использования схемы.

   Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и     полезно»

  Составление рассказов по сюжетным картинам

«Все работы хороши» (Городские профессии)

 «Все работы хороши» (Сельские профессии)

 - Артикуляционная гимнастика.

 - Пальчиковая гимнастика:

 Профессии; Строители; Почтальон;  Пожарные;

Поварята; Профессии наших мам;

 Дыхательная гимнастика:

 Лесорубы, Дворник с метлой; Кузнец, Ткачиха;

  Пожарные.

 - Загадки о профессиях.

- Чтение

С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»

В. Маяковский «Кем быть»

Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

О. Емельянова «Врач», «Повар»

С. Я. Маршак «Кузнец», «Почта»,

Б. Захадер «Строители»

- Заучивание стихотворений по данной теме на выбор педагога.

     Музыка

 Беседы о творческих профессиях связанных с музыкой (дирижер, композитор, пианист, певец).

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

 - Чайный сервиз

 - Ковер

- Строительство в нашем городе

 - Летящие самолеты

 - Грузовая машина

 - Ракета в космосе

 - Пароход

 - Ателье мод

   Аппликация:

 - Платье для Кати

 - Вертолет

 - Добрый доктор Айболит

  Лепка:

 - Клоун

 - Стол и стул

 - Деревянная Москва

- В детском саду.

3-й этап: итоговый.

Провести анализ и обобщить результаты работы.

Ожидаемый результат.

Расширение знаний детей о профессиях, их значении в  жизни человека.

Список используемой литературы.

  1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
  2. Н. М. Быкова Игры и упражнения для развития речи. «Детство –пресс», 2010.
  3. Т.А. Шорыгина Профессии, Какие они? М.: Издательство ГНОМ 2013.
  4. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Познавательное развитие в старшей группе. Воронеж 2008.
  5. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5 – 6 лет М.: Мозаика – Синтез 2012.

.6. Н. В. Нищева Кем быть? Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями для детей 5-7 лет  СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС 2019

7.В. В. Баронова  ПРОФЕССИИ  Интегрированные занятия для детей 6-7 лет с нарушением речи  Издательство «ТЦ СФЕРА», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессий много есть на свете"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области струк...

Конспект НОД "Профессий много есть на свете".

Профессий много разных есть…»Задачи:1. Закреплять знания дошкольников о различных профессиях.2. Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку, предложенному вос...

Презентация "Профессий много есть на свете"

Презентация предназначена для показа детям старшего дошкольного возраста для ознакомления с профессиями родителей....

проект " Профессий много есть на свете"

формировать у детей представления о профессиях  взрослых в ближайшем окружении....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Профессий много есть на свете».

Итоговое занятие по закреплению знаний детей о разнообразном мире профессий, значимости профессий в жизни людей....

Проект по ознакомлению с миром профессий в старшей группе "Профессий много в мире есть"

Проект «Профессий много в мире есть» Цель: развитие интереса к различным профессиям, а так же расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых дейст...

Паспорт проекта «Профессий много есть на свете…»

Предлагается паспорт проекта "Профессий много есть на свете..." творческой, познавательной направленности для средней группы...