Семинар - практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»
консультация по логопедии
Тема семинара-практикума: «Развиваем речь детей»
Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста;
- обучить педагогов ДОУ работе со скороговорками и пословицами;
- совершенствовать умения и навыки воспитателей по развитию фонематического слуха у детей, звукового анализа.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.
Но количество детей с дефектами речи год от года не уменьшается, а растёт.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- они зависят от речевой среды, в которой ребёнок развивается (дефектная речь, быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- лёгкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребёнку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, для этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.
Вопрос к воспитателям: «Что такое артикуляционная гимнастика?»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определённого положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические (подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и др., которые требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Вопрос к воспитателям: «Каковы же основные требования к проведению артикуляционной гимнастики?»
- Контроль за качеством выполняемых упражнений
- Все упражнения выполняются сидя
- Использование игровых приёмов
- Зрительный контроль (зеркало)
- Положительный эмоциональный настрой
- Ежедневное проведение
- От простых упражнений к сложным
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз: разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребёнку легче запомнить движение. А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «Трубочка», придумайте несколько названий («Хоботок», «Шея у жирафа», «Дудочка», «Труба»…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка, лицом к нему.
Игровых приёмов для проведения артикуляционной гимнастики великое множество. Любая история, сказка, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребёнка, вследствие чего активизируются все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели.
Знание органов артикуляции.
Вопросы к воспитателям:
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка, корень).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются).
Знание артикуляционных упражнений.
Педагоги должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.
Выполнение артикуляционной гимнастики в стихотворной форме
Веселый язычок
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними
прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Язык наш змейку
не боится,
В нее он может
превратиться.
Вперед-назад,
вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил
чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для её развития воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Вопрос к воспитателям: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Развивается воображение и фантазия.
В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
1.Прежде чем разучивать пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь чётких движений руки и пальцев.
2.Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
3. Перед началом упражнения ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
5.Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, при этом демонстрируйте собственную увлечённость игрой.
6. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
7. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
8. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
9. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.
10. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически от 2 до 5 минут ежедневно и повторять в течение дня 2–3 раза. Чтобы приобретённые навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детьми игры и одновременно разучивать новые.
11.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (3-4 лет) рекомендуется время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) от 10 до 15 минут в день.
12. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая слова, а движения выполнить синхронно с текстом или в паузах. Если ребёнку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Выполнение воспитателями пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.
Воспитателям предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.
Пальчиковые игры
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
«У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ» (пальчиковая гимнастика)
У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с
Две редиски. большого, на одной или обеих руках.
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца_
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
«СОБАКА» (пальчиковая игра)
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).
КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.
ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)
Формированию правильного звукопроизношения у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять звуки в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове; знакомят с делением слов на слоги.
Великолепным упражнением для отработки правильной, чёткой и грамотной речи служат скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
«Как работать со скороговорками?»
- Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
- Объясните значение сложных слов.
- Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
- Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
- Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками
1. Использовать на первых порах название «чистоговорка». Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
2. В скороговорках не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие!
3. Работу следует начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более сложные.
4. Обязательно объяснить ребёнку значение непонятных слов.
5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить её смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.
Приёмы работы над скороговоркой
1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2. Проговорить скороговорку и на каждое слово, подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3. Научить ребёнка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Например: слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ Х хХ (х–слабый хлопок, Х–сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч (на каждый ударный слог).
5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щётке (У ёлки иголки колки). Руки попеременно менять.
6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит чёткой дикции.
Чистоговорки и скороговорки
-Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
-Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
-Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
-Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
-Мышка сушек насушила,
Мышек мышка пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
-Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю - на столе цветок полью.
-Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
-Посмотрите на Иринку.
Ест иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку-
Бросит корочки в корзинку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их в различных жизненных ситуациях.
Рекомендации по ознакомлению детей с пословицами
1. Знакомя детей с пословицами, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями.
3. Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности. Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4. Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.
5. Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
- во время умывания, одевания: «Поспешишь - людей насмешишь», «Каков мастер - такова и работа», «Наскоро делать - переделывать», «На охоту ехать - собак кормить» и др.;- в процессе трудовой деятельности: «Делу - время, потехе - час», «Кончил дело - гуляй смело», «Терпенье и труд всё перетрут», «Где хотенье, там и уменье»;
- в игровой деятельности: «Где лад, там и клад», «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков ответ», «Что посеешь, то и пожнёшь» и др.;
- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей: «Терпи, казак, атаманом будешь», «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.;
- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов): «Старый друг, лучше новых двух», «Любишь кататься - люби и саночки возить», «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь», «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.;
Продолжить пословицы.
С волками жить - …….(по-волчьи выть).
С миру по нитке - ……(голому рубаха).
Всяк сверчок - ……(знай свой шесток).
Двое пашут - …….(а семеро руками машут).
Кончил дело - …….(гуляй смело).
Гром не грянет - …….(мужик не перекрестится).
Таким образом, правильное произношение звуков, наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_razvivaem_rech_detey_i_vzroslyh_pedagogov.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для педагогов
«Развиваем речь детей и взрослых»
Тема семинара-практикума: «Развиваем речь детей»
Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить воспитателей с особенностями и правилами проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастики с детьми дошкольного возраста;
- обучить педагогов ДОУ работе со скороговорками и пословицами;
- совершенствовать умения и навыки воспитателей по развитию фонематического слуха у детей, звукового анализа.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе.
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.
Но количество детей с дефектами речи год от года не уменьшается, а растёт.
Причины нарушения звукопроизношения разные:
- они зависят от речевой среды, в которой ребёнок развивается (дефектная речь, быстрая речь, «сюсюканье»);
- слабость мышц языка, губ, мимических мышц;
- лёгкое расстройство координации движений органов артикуляции (неумение выполнять языком и губами точные, целенаправленные движения) и т.д.
Недостатки произношения мешают ребёнку развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, для этого специалисты рекомендуют заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.
Вопрос к воспитателям: «Что такое артикуляционная гимнастика?»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определённого положения губ, языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка» и др. и динамические (подвижные): «Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье» и др., которые требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Вопрос к воспитателям: «Каковы же основные требования к проведению артикуляционной гимнастики?»
- Контроль за качеством выполняемых упражнений
- Все упражнения выполняются сидя
- Использование игровых приёмов
- Зрительный контроль (зеркало)
- Положительный эмоциональный настрой
- Ежедневное проведение
- От простых упражнений к сложным
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз: разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребёнку легче запомнить движение. А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «Трубочка», придумайте несколько названий («Хоботок», «Шея у жирафа», «Дудочка», «Труба»…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка, лицом к нему.
Игровых приёмов для проведения артикуляционной гимнастики великое множество. Любая история, сказка, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребёнка, вследствие чего активизируются все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели.
Знание органов артикуляции.
Вопросы к воспитателям:
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)
- Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, спинка, корень).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твердое нёбо, голосовые связки, носовая полость).
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые, то смыкаются, то размыкаются).
Знание артикуляционных упражнений.
Педагоги должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.
Выполнение артикуляционной гимнастики в стихотворной форме
Веселый язычок
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними
прокатись.
Очень любит Язычок
вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
это угощенье.
Варенье приятное,
вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
с губки оближи.
Язык наш змейку
не боится,
В нее он может
превратиться.
Вперед-назад,
вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил
чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для её развития воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Вопрос к воспитателям: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
Развивается воображение и фантазия.
В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики, кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Методические рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
1.Прежде чем разучивать пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь чётких движений руки и пальцев.
2.Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
3. Перед началом упражнения ребёнок разогревает ладони лёгкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
5.Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, при этом демонстрируйте собственную увлечённость игрой.
6. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
7. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
8. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
9. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.
10. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически от 2 до 5 минут ежедневно и повторять в течение дня 2–3 раза. Чтобы приобретённые навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детьми игры и одновременно разучивать новые.
11.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (3-4 лет) рекомендуется время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) от 10 до 15 минут в день.
12. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая слова, а движения выполнить синхронно с текстом или в паузах. Если ребёнку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Выполнение воспитателями пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.
Воспитателям предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.
Пальчиковые игры
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
«У ЛАРИСКИ – ДВЕ РЕДИСКИ» (пальчиковая гимнастика)
У Лариски- По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с
Две редиски. большого, на одной или обеих руках.
У Алёшки-
Две картошки.
У Серёжки – сорванца_
Два зелёных огурца.
А у Вовки-
Две морковки.
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
«СОБАКА» (пальчиковая игра)
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»).
КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.
ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
(возвращаемся в первоначальное положение)
Формированию правильного звукопроизношения у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять звуки в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове; знакомят с делением слов на слоги.
Великолепным упражнением для отработки правильной, чёткой и грамотной речи служат скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
«Как работать со скороговорками?»
- Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
- Объясните значение сложных слов.
- Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
- Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
- Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками
1. Использовать на первых порах название «чистоговорка». Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
2. В скороговорках не должно быть звуков, которые ребёнок произносит дефектно. Это обязательное условие!
3. Работу следует начинать с лёгких скороговорок, постепенно добавляя более сложные.
4. Обязательно объяснить ребёнку значение непонятных слов.
5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить её смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.
Приёмы работы над скороговоркой
1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2. Проговорить скороговорку и на каждое слово, подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3. Научить ребёнка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Например: слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опят: х хХ хХ Х хХ (х–слабый хлопок, Х–сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч (на каждый ударный слог).
5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щётке (У ёлки иголки колки). Руки попеременно менять.
6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит чёткой дикции.
Чистоговорки и скороговорки
-Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
-Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
-Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
-Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
-Мышка сушек насушила,
Мышек мышка пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
-Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю - на столе цветок полью.
-Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
-Посмотрите на Иринку.
Ест иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку-
Бросит корочки в корзинку.
Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их в различных жизненных ситуациях.
Рекомендации по ознакомлению детей с пословицами
1. Знакомя детей с пословицами, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями.
3. Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности. Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4. Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.
5. Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
- во время умывания, одевания: «Поспешишь - людей насмешишь», «Каков мастер - такова и работа», «Наскоро делать - переделывать», «На охоту ехать - собак кормить» и др.;- в процессе трудовой деятельности: «Делу - время, потехе - час», «Кончил дело - гуляй смело», «Терпенье и труд всё перетрут», «Где хотенье, там и уменье»;
- в игровой деятельности: «Где лад, там и клад», «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков ответ», «Что посеешь, то и пожнёшь» и др.;
- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей: «Терпи, казак, атаманом будешь», «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.;
- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов): «Старый друг, лучше новых двух», «Любишь кататься - люби и саночки возить», «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь», «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.;
Продолжить пословицы.
С волками жить - …….(по-волчьи выть).
С миру по нитке - ……(голому рубаха).
Всяк сверчок - ……(знай свой шесток).
Двое пашут - …….(а семеро руками машут).
Кончил дело - …….(гуляй смело).
Гром не грянет - …….(мужик не перекрестится).
Таким образом, правильное произношение звуков, наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"
семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"...
Семинар - практикум для родителей "Развиваем речь детей"
Автором представлен материал практического семинара для родителей по развитию речи младших дошкольников....
Семинар-практикум для родителей "Развиваем речь детей" (II младшая гр.)
Ход семинара-практикума для родителей, гда отражены приемы работы педагога (родителя) по реализации задач по развитию речи детей 3-4 лет....
Семинар - практикум для педагогов "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
В данном материале вы найдете ответы на такие вопросы как: актульность выбранной темы, главная цель и задачи работы с детьми, подробный рассказ о средствах народного творчества, которые можно использо...
Семинар – практикум на тему: «Развиваем речь детей»
Семинар – практикум на тему: «Развиваем речь детей»...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей и взрослых основ ненасильственного взаимодействия»
laquo;Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,скрытых за лозунгами мира и справедливости…Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,оно способно направить человечество в новом ...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Наша сегод...