Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей и взрослых основ ненасильственного взаимодействия»
методическая разработка

«Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,

скрытых за лозунгами мира и справедливости…

Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,

оно способно направить человечество в новом направлении.

21век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе».

                                                                                   Жак  Семлен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_okt_2017_avtosohranennyy.docx52.73 КБ
Office presentation icon dlya_roditeley.ppt465 КБ
Файл prezentatsiya1_k_seminaru.pptx223.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

                «Формирование у детей и взрослых

основ ненасильственного взаимодействия»

1.Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.

-Здравствуйте уважаемы коллеги, мы очень рады Вас видеть на семинаре                 «Формирование у детей и взрослых основ ненасильственного взаимодействия»

Упражнение-активизатор «Ассоциация».

         Предлагается «понятие»: «детский сад», «наказание», «здоровье», «безопасность», «милосердие».

Задача участников (в своих группах, начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «школа – учитель – урок – дисциплина – тишина – и т. д.»; «ребенок - мама – кухня – ужин – и т. д.». Не забывая о теме нашего семинара.

        Цель семинара: познакомить педагогов с основными понятиями, методами и формами  работы по основам ненасильственного взаимодействия у детей и взрослых. (слайд 2)

Наш семинар хотелось бы начать словами известного французского социопсихолога  Жака Семлена. (слайд 3)

                                 «Мир превратился в царство средств насилия и угнетения,

       скрытых за лозунгами мира и справедливости…

    Ненасилие несет в себе зачатки новой истории,

                          оно способно направить человечество в новом направлении.

         21век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе».

                                                                                   Жак  Семлен

  Актуальность данной проблемы в том, что в соответствии с современными требованиями, человек должен быть:   (слайд 4)

- уважающим и понимающим ценности семьи и общества;

- готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение;

- выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  Все вышесказанное и определяет, что культура ненасилия должна формироваться с самого раннего детства, а для этого образовательный процесс должен быть построен на ненасильственной основе. Человек с сформированной позицией ненасилия внутренне чаще готов именно к действиям помощи, чем к каким-либо другим действиям. Поэтому нередко выполнение действий помощи становится потребностью и перерастает у ряда людей в деятельность милосердия.

  Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития каждого человека (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска компромиссов и т.п.). Формирование у подрастающего поколения гуманной модели взаимодействия с окружающими людьми – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду, воспитателей, на педагогов – учителей, психологов и др.

  Поэтому, актуальность данной проблемы ставит  нас перед необходимостью организации образовательного процесса на основе идей и принципов педагогики ненасилия.

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.

С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, общественность стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка?

(Слайд 5) 

В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и российское законодательство.

Какие вы знаете документы  по защите прав ребёнка?

  • Декларация прав ребёнка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:

  • Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
  • Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав».
  • Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» специально выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
  • Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на уважение его человеческого достоинства.
  • Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

 (слайд 6) Вопросы  гуманного воспитания детей в 19 веке были освещены в работах П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко. Позднее вопросами тактики воспитания занимались известные в наше время педагоги и психологи, такие как В.Г. Маралов, В.А.Ситаров, А.Г.Азарова, Т.В.Лодкина, О.Е.Черствая, К.Н.Воробьва.

(слайд 7)

Виды и последствия насилия над ребёнком

Необходимо помнить, что любое насилие над ребёнком и его личностью приводит к нарушению его физического и психического здоровья.

Различают четыре вида насилия над детьми.

Физическое насилие, когда остаются следы от побоев, ремня, травмы. Дети, к которым применяется физическое насилие, плохо питаются, медленно растут, слабы физически.

Психологическое насилие, когда детей словесно уничтожают, игнорируют, изолируют, угрожают им, лгут. Такие дети агрессивны, плохо спят, страдают энурезом, не умеют контактировать со сверстниками. Различают пять видов психологического насилия

(слайд 8)

 Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т. п.

Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком; угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).

Изоляция - последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.

Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.): побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельности; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.

Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.

Сексуальное насилие. Дети, пережившие сексуальное насилие, более подвержены нервно-психическим расстройствам. Они всего боятся, замкнуты, слабо учатся, плохо общаются со сверстниками, выбирают сексуальные игры.

И, наконец, существует просто моральная жестокость, проявляющаяся по отношению к детям, когда взрослые пренебрегают основными нуждами ребёнка. Сюда можно отнести недопустимые формы наказания «естественными последствиями», когда ребёнок лишается еды, прогулки, общения со сверстниками.

Исследователями установлено, что насилие чаще используют те взрослые, которые сами страдали в детстве. Также установлено, что у подростков, страдающих неврастенией, основной причиной явилось нарушение внутрисемейных отношений в дошкольном детстве. Взрослые, не зная как себя вести в трудных ситуациях, прибегали к телесным наказаниям, запугиваниям, чрезмерной строгости.

Наказание как метод воспитательного воздействия

(слайд 9) Существуют формы наказаний.

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами взрослые слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем взрослый, шлёпающий своего ребёнка со словами: «Драться нехорошо!» вряд ли малыш поймёт, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются взрослые, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать ещё и потому, что обычно после них ребёнок начинает вести себя хорошо только в присутствии того, кто наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если взрослые хотят воспитать в ребёнке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Ещё один вид наказания – речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель со сверстниками.

Весьма распространённой формой наказания являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребёнка части любви взрослого (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребёнка стиля отношений со взрослыми: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять её нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространённым  является наказание естественными последствиями, состоящие в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.д.). такой метод может привести к успеху, если только ребёнок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями» нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

(слайд 10) Но, наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Известный российский психолог Владимир, Леви написал «Семь правил для всех»

«Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики».
  • За один раз  - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощён.
  • Наказание без унижения.
  • Ребёнок не должен бояться наказания.

(слайд 11) Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

Взрослые – хозяева (не слуги) зависимого от них ребенка.

Они определяют, что хорошо и что плохо.

Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он.

Взрослые всегда должны быть защищены.

Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному взрослому.

Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше.

Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить взрослых.

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание – вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не трогай!»; «Все равно ничего хорошего не получится!»).

(слайд 12) Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

• любовь – это обязанность;

• взрослые заслуживают уважения по определению – просто потому, что они взрослые;

• дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;

• высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

• нежность (сильная любовь) вредна;

• удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни;

• лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

• то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

• взрослые не переживут, если их обидят;

• взрослые не могут говорить глупости или быть виноватыми;

• взрослые всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Взрослые совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.

 (слайд 13)        Итак,  что же такое ненасильственное взаимодействие - это система взаимных действий, направленных на поддержание и улучшение совместной деятельности и общения без использования различных форм принуждения

 (слайд 14) Таким образом, задачи по формированию ненасильственного взаимодействия включают в себя:

1) воспитание миролюбия, духа ненасилия: ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; гуманное отношение к людям, к самому себе; умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты; развитие способности к принятию и пониманию своих близких;

2) гуманизацию процесса взаимодействия всех людей: гуманизацию методов разрешения конфликтов, системы взаимоотношений взрослых и детей; формирование у всех людей таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили в дальнейшем воспитывать детей без использования принуждени.

Ненасильственное взаимодействие в дошкольном возрасте характеризуется умением позитивно контактировать со взрослыми и сверстниками, развивающемся на основе неприятия насилия и дружелюбия.

 (слайд 15) Содержание работы по развитию способности к ненасильственному взаимодействию и в конечном итоге формированию позиции ненасилия на этапе дошкольного образования имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:

Знания -   представления о ненасильственном взаимодействии.

Эмоциональное отношение - Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: «Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие»).

Поведение - способность к ненасильственному взаимодействию.

Интегральные качества и характеристики личности:

Дружелюбие как отношение к другим

Выдержка

Умение доминировать и подчиняться

Умение преодолевать ситуативную тревожность

Умение ситуативно находить выходы из конфликтных ситуации

Преодоление социальной реактивности (импульсивности и пассивности).

(слайд 16)В качестве конкретных средств формирования способности к ненасильственному взаимодействию могут выступать: занятия (в детском саду), тренинги с применением методов игротерапии, куклотерапии, психодрамы, тренинги реального общения и взаимодействия и др.

 (слайд 17) Таким образом, из выше сказанного можно обозначить следующие основы ненасильственного взаимодействия как у детей, так и у взрослых:

  1. Принятия всех людей такими какие они есть.
  2. Все люди имеют право на свободу.
  3. Воспитание только личным примером без принуждения.
  4. Совместное преодоление жизненных проблем и трудностей.
  5. Способность к ненасильственному сопротивлению, терпимости.
  6. Равноправное и  уважительное отношение взрослых и детей друг к другу.
  7. Уважение чувств ребенка и постижение его природы.

          2. Практическая часть

Психологические притчи

Психолог предлагает разделиться педагогам на четыре команды. Каждой команде раздает по одной притче. Педагоги должны определить смысл притчи. (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Ситуативные задачи:

1. Ребенок в течение дня демонстративно не подчиняется требованиям воспитателя. Воспитатель чтобы сохранить авторитет и статус должен прореагировать на непослушание. Как?

2. Вы заметили, что часть детей в группе, дала одному из воспитанников обидное прозвище и другие дети с удовольствием это поддерживают. Ваши действия?

3. В коридоре детского сада, Вы видите, как воспитатель старшей группы тащит ребенка в ясли. Ребенок упирается со словами: «Я больше не буду. Не пойду к малышам». Ваши действия?

4. Вечером за одним из активных ребятишек, пришла мама. Ребенок не торопится собираться домой продолжая играть. Мама поторапливает его сначала ласково, потом более раздраженно. Ребенок упорно не подчиняется требованиям мамы. Маме необходимо помочь в данной ситуации. Как?

- Каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы она не затрагивала интересы вашего ребёнка. (слайд 18)

  1. В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

(слайд 19)

  1. Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры.

(слайд 20)

  1. Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.

(слайд 21)

  1. В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.

(слайд 22)

  1. Родитель, забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

3. Результаты анкетирования родителей по выявлению ненасильственного взаимодействия.

Мы  провели исследование, уоторое представляло собой анкетный опрос родителей (134 человека).  (слайд 23)

    Результаты анкетирования родителей воспитанников позволяют констатировать, что большинство родителей предпочитают воспитывать своих детей так, как воспитывали их,  вкладывают то, что вложено в них. С этим трудно бороться.

            На вопрос допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)?  32% ответили, что применяют физическое наказание. Нас эти данные навели на мысль, что родители не имеют представления, как нужно воспитывать ребенка, не прибегая к различным видам насилия.

             Многие родители стараются придерживаться в воспитании детей метода «кнута и пряника» - 87%. Физические наказания оказывают разрушающее действие на психику маленького человека. Они подрывают доверие к родителям, формируют боязнь и обиду на взрослых. Дети, которых систематически наказывают «кнутом», становятся замкнутыми, стеснительными, подавленными, учатся лгать и изворачиваться.
           Родители  не осознают, что использование поощрений приводит обычно к формированию гармонично развитой личности, в то время как применение строгости и наказания грозит деформациями в личностном развитии.

           Полученные данные показывают, что в настоящее время даже в семьях с благоприятным укладом жизни, педагогические взгляды далеки от идей педагогики ненасилия. Хотя большинство родителей активно не приемлют физические наказания, они считают допустимым проявление психологического и физического насилия над детьми.

            Проведенное исследование еще раз подтвердило острую необходимость в просветительской работе с родителями, в оказании им психолого-педагогической помощи в воспитании, важность сопровождения семейного уклада. Трудные условия жизни в переходный период развития общества делают взрослых раздражительными, агрессивными, способствуют доминированию наказаний в семейном воспитании, роль поощрений отцами и матерями не осознается.

(Слайд 25)Хотелось бы сделать небольшой обзор литературы по данной проблеме, т.к. данный вопрос освещен очень скудно,

  1. В.Г.Маралов, «Обучаем детей ненасилию», пособие для родителей.
  2. Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения в семье [Текст]/ Л.С.Алексеева // Педагогика - 2006. - № 6
  3. Климова, Н.И. С.Т.Шацкий о ненасильственных идеях свободного воспитания [Текст] / Н.И.Климова // Образование: взгляд в будущее. - Обнинск, 2004.
  4. Климова, Н.И. Ненасилие как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.И.Климова // Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А.Некрасова, научно-методический журнал. - № 4. - 2007.
  5. Маралов, В.Г. Психология ненасильственного взаимодействия как предмет психологического исследования [Текст] /В.Г.Маралов // Психология ненасильственного взаимодействия. -Череповец, 1999.- 236 с.
  6. Ситаров, В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст]/ В.А.Ситаров, В.Г.Маралов. - М: Академия, 2000. - 216 с.
  7. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. – М:Сфера, 2009.

Притча о добре и зле

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ручеёк

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!"

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!"

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!"

Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!

Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Все в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради торжества своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: -Все в твоих руках.

Дерево

У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался- подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошел мимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: ему показалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Мы  провели исследование по выявлению ненасильственного взаимодействия. Исследование представляло собой анкетный опрос родителей (134 человека).  

  Результаты анкетирования родителей воспитанников позволяют констатировать, что большинство родителей предпочитают воспитывать своих детей так, как воспитывали их,  вкладывают то, что вложено в них. С этим трудно бороться.

На вопрос допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)?  32% ответили, что применяют физическое наказание. Нас эти данные навели на мысль, что родители не имеют представления, как нужно воспитывать ребенка, не прибегая к различным видам насилия.

Многие родители стараются придерживаться в воспитании детей метода «кнута и пряника» - 87%. Физические наказания оказывают разрушающее действие на психику маленького человека. Они подрывают доверие к родителям, формируют боязнь и обиду на взрослых. Дети, которых систематически наказывают «кнутом», становятся замкнутыми, стеснительными, подавленными, учатся лгать и изворачиваться.
Родители  не осознают, что использование поощрений приводит обычно к формированию гармонично развитой личности, в то время как применение строгости и наказания грозит деформациями в личностном развитии.

 Полученные данные показывают, что в настоящее время даже в семьях с благоприятным укладом жизни, педагогические взгляды далеки от идей педагогики ненасилия. Хотя большинство родителей активно не приемлют физические наказания, они считают допустимым проявление психологического и физического насилия над детьми.

               Проведенное исследование еще раз подтвердило острую необходимость в просветительской работе с родителями, в оказании им психолого-педагогической помощи в воспитании, важность сопровождения семейного уклада. Трудные условия жизни в переходный период развития общества делают взрослых раздражительными, агрессивными, способствуют доминированию наказаний в семейном воспитании, роль поощрений отцами и матерями не осознается.

Ситуативные задачи:

1. Ребенок в течение дня демонстративно не подчиняется требованиям воспитателя. Воспитатель чтобы сохранить авторитет и статус должен прореагировать на непослушание. Как?

2. Вы заметили, что часть детей в группе, дала одному из воспитанников обидное прозвище и другие дети с удовольствием это поддерживают. Ваши действия?

3. В коридоре детского сада, Вы видите, как воспитатель старшей группы тащит ребенка в ясли. Ребенок упирается со словами: «Я больше не буду. Не пойду к малышам». Ваши действия?

4. Вечером за одним из активных ребятишек, пришла мама. Ребенок не торопится собираться домой продолжая играть. Мама поторапливает его сначала ласково, потом более раздраженно. Ребенок упорно не подчиняется требованиям мамы. Маме необходимо помочь в данной ситуации. Как?

Ситуативные задачи:

1. Ребенок в течение дня демонстративно не подчиняется требованиям воспитателя. Воспитатель чтобы сохранить авторитет и статус должен прореагировать на непослушание. Как?

2. Вы заметили, что часть детей в группе, дала одному из воспитанников обидное прозвище и другие дети с удовольствием это поддерживают. Ваши действия?

3. В коридоре детского сада, Вы видите, как воспитатель старшей группы тащит ребенка в ясли. Ребенок упирается со словами: «Я больше не буду. Не пойду к малышам». Ваши действия?

4. Вечером за одним из активных ребятишек, пришла мама. Ребенок не торопится собираться домой продолжая играть. Мама поторапливает его сначала ласково, потом более раздраженно. Ребенок упорно не подчиняется требованиям мамы. Маме необходимо помочь в данной ситуации. Как?

Ситуативные задачи:

1. Ребенок в течение дня демонстративно не подчиняется требованиям воспитателя. Воспитатель чтобы сохранить авторитет и статус должен прореагировать на непослушание. Как?

2. Вы заметили, что часть детей в группе, дала одному из воспитанников обидное прозвище и другие дети с удовольствием это поддерживают. Ваши действия?

3. В коридоре детского сада, Вы видите, как воспитатель старшей группы тащит ребенка в ясли. Ребенок упирается со словами: «Я больше не буду. Не пойду к малышам». Ваши действия?

4. Вечером за одним из активных ребятишек, пришла мама. Ребенок не торопится собираться домой продолжая играть. Мама поторапливает его сначала ласково, потом более раздраженно. Ребенок упорно не подчиняется требованиям мамы. Маме необходимо помочь в данной ситуации. Как?

Ситуативные задачи:

1. Ребенок в течение дня демонстративно не подчиняется требованиям воспитателя. Воспитатель чтобы сохранить авторитет и статус должен прореагировать на непослушание. Как?

2. Вы заметили, что часть детей в группе, дала одному из воспитанников обидное прозвище и другие дети с удовольствием это поддерживают. Ваши действия?

3. В коридоре детского сада, Вы видите, как воспитатель старшей группы тащит ребенка в ясли. Ребенок упирается со словами: «Я больше не буду. Не пойду к малышам». Ваши действия?

4. Вечером за одним из активных ребятишек, пришла мама. Ребенок не торопится собираться домой продолжая играть. Мама поторапливает его сначала ласково, потом более раздраженно. Ребенок упорно не подчиняется требованиям мамы. Маме необходимо помочь в данной ситуации. Как?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ошибки семейного воспитания»

Слайд 2

Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности

Слайд 3

Отрицательные типы воспитания детей Гиперопека Кумир семьи Ежёвые рукавицы Повышенная моральая ответственность Гипоопека

Слайд 4

«ЕЖОВЫЕ РУКАВИЦЫ» Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются Внушают лишь подчинение Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста

Слайд 5

«ГИПООПЕКА» Ребенок предоставлен сам себе Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Слайд 6

«ГИПЕРОПЕКА» Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей Растет безвольным, трудности в общении

Слайд 7

1. Всё, что я делаю, я делаю ради моего ребенка. 2. Мой ребенок для меня – самое главное в жизни. 3. Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени. 4. Ради моего ребенка мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться. 5. Я всё время думаю о моём ребенке, о его делах, здоровье и т.д. 6. Я трачу на сына ребенка больше времени, чем на себя. 7. Ради моего ребенка я пошла бы на любую жертву. 8. Если не отдавать моему ребенку всё время и силы, то всё может плохо кончиться. 9. Мой ребенок не может находиться без моей постоянной помощи. 10. Всему, что мой ребенок умеет к настоящему времени, он научился только благодаря моей постоянной помощи.

Слайд 8

Письмо-пожелание к самым близким и дорогим людям – моим родителям - Не давайте пустых обещаний. - Не придирайтесь ко мне по пустякам. - Не читайте нотаций. - Не выбирайте мне друзей. - Не ругайте и не обзывайте меня. - Я прошу Вас просто любить меня!!!

Слайд 9

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОСЫ: «КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?» «ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА» КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ РАССМОТРЕЛИ ПОД СВОИМ УГЛОМ ХОРОШО РЕБЕНКУ РЯДОМ С ВАМИ УЗНАЛИ МНОГО НОВОГО И ВАЖНОГО воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: Заглянув в мир ребенка , мы приоткрыли двери, чтобы посмотреть Таким образом,

Слайд 10

Интервью для родителей: -Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? -Какая часть вызвала особый интерес?

Слайд 11

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для педагогов «Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия»

Слайд 2

познакомить педагогов с основными понятиями, методами и формами работы по основам ненасильственного взаимодействия у детей и родителей. Цель семинара:

Слайд 3

«Мир превратился в царство средств насилия и угнетения, скрытых за лозунгами мира и справедливости… Ненасилие несет в себе зачатки новой истории, оно способно направить человечество в новом направлении. 21век, будет веком ненасилия или его не будет вовсе». Жак Семлен

Слайд 4

Актуальность данной проблемы в том, что в соответствии с современными требованиями, человек должен быть: - уважающим и понимающим ценности семьи и общества; - готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом ; - доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение; - выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 5

Декларация прав ребёнка (1959). Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов: Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан. Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру: «лишение родительских прав». Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ » Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «О защите прав детей»

Слайд 6

Вопросы гуманного воспитания детей в 19 веке были освещены в работах П.Ф.Каптерева , П.Ф.Лесгафта , Л.Н.Толстого , А.С.Макаренко . Позднее вопросами тактики воспитания занимались известные в наше время педагоги и психологи, такие как В.Г. Маралов, В.А.Ситаров , А.Г.Азарова , Т.В.Лодкина , О.Е.Черствая , К.Н.Воробьва .

Слайд 7

1. Физическое насилие 2. Психологическое насилие 3. Сексуальное насилие 4. Моральная жестокость. Вида насилия над детьми

Слайд 8

1 . Игнорирование – отказ ребёнку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности. 2. Отвержение – чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичные унижения, подчёркивание недостатков. 3. Угрозы, запугивание. 4. Изолирование – установление ограничения контактов со значимыми для ребёнка людьми – бабушкой, отцом. 5. Развращение – поощрение саморазрушаегося поведения, употребление алкоголя, наркотиков, асоциального поведения. Пять видов психологического насилия:

Слайд 9

Физическое воздействие Речевая агрессия Сепарационные наказания Естественные последствия Формы наказаний

Слайд 10

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики». За один раз - одно. Не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Наказан – прощён. Наказание без унижения. Ребёнок не должен бояться наказания. «Наказывая, подумай: зачем?» семь правил для всех (Владимир Леви).

Слайд 11

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий .

Слайд 12

• любовь – это обязанность; • взрослые заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; • высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; • нежность (сильная любовь) вредна; • удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; • лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; • то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; • взрослые не переживут, если их обидят; • взрослые не могут говорить глупости или быть виноватыми; • взрослые всегда правы, они не могут ошибаться. Мифы детей :

Слайд 13

- это система взаимных действий, направленных на поддержание и улучшение совместной деятельности и общения без использования различных форм принуждения. Ненасильственное взаимодействие

Слайд 14

Задачи по формированию ненасильственного взаимодействия включают в себя: 1) воспитание миролюбия, духа ненасилия: ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; гуманное отношение к другим членам семьи, к самому себе; умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты; развитие способности к принятию и пониманию своих близких; 2) гуманизацию процесса взаимодействия всех людей: гуманизацию методов разрешения конфликтов , системы взаимоотношений взрослых и детей; формирование у всех людей таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили в дальнейшем воспитывать детей без использования принуждени .

Слайд 15

Знания - представления о ненасильственном взаимодействии. Эмоциональное отношение - Переживание себя в ситуациях принуждения и ненасилия (например: «Мне плохо, когда по отношению ко мне оказывается принуждающее действие»). Поведение - способность к ненасильственному взаимодействию. Позиции ненасилия:

Слайд 16

В качестве конкретных средств формирования способности к ненасильственному взаимодействию могут выступать: занятия (в детском саду), тренинги с применением методов игротерапии , куклотерапии , психодрамы , тренинги реального общения и взаимодействия и др.

Слайд 17

- основы ненасильственного взаимодействия как у детей, так и у взрослых: - Принятия всех людей такими какие они есть. - Все люди имеют право на свободу. - Воспитание только личным примером без принуждения. - Совместное преодоление жизненных проблем и трудностей. - Способность к ненасильственному сопротивлению, терпимости. - Равноправное и уважительное отношение взрослых и детей друг к другу. - Уважение чувств ребенка и постижение его природы. Основы ненасильственного взаимодействия как у детей, так и у взрослых:

Слайд 18

В группу пришёл новенький. Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу же заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей.

Слайд 19

2.Ребёнка привели в первый раз после болезни без справки от врача. Воспитатель его принимает, поддавшись на уговоры .

Слайд 20

Вы обратились к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулках ограничивал активность вашего ребёнка в тех случаях, когда это связано с возможностью испачкать новую куртку. Воспитатель игнорировал вашу просьбу.

Слайд 21

4. В детском саду вашего ребёнка посвятили в тайну своего появления на свет. Это его сильно взволновало. Он стал одолевать вас вопросами, стал не в меру любопытен в вопросах ваших взаимоотношений со спутником жизни.

Слайд 22

5. Родитель , забирая вечером ребёнка из детского сада, не заходит на территорию и не разговаривает с воспитателем. Игнорирует приветствия и другие знаки вежливого отношения.

Слайд 23

Мы провели исследование по выявлению ненасильственного взаимодействия. Исследование представляло собой анкетный опрос родителей (104 человека). Анкета 1. Считаете ли Вы, что родители должны иметь специальные навыки в воспитании детей? Да - 90чел (67%) Нет - 44чел (33%) 2. Удовлетворены ли воспитанием, данным Вам родителями? Да - 111чел (83%) Нет - 5чел (4 %) Не совсем - 17чел (13%) 3. Хотели бы Вы воспитывать своих детей так, как воспитывали Вас? Да - 88чел (66%) Нет - 46чел (34%)

Слайд 24

4. Какой метод воспитания Вы применяете? – Только поощрение – 32чел (24%) – Частое порицание – 6чел (5%) – «Метод кнута и пряника» - 88чел (65%) - Не согласен – 7чел (5%) - Затрудняюсь ответить – 1чел (1%) 5. Допускаете ли Вы применение физического наказания (шлёпнуть, встряхнуть)? Да - 43чел (32%) Нет – 91чел (68%) 6. Вы считаете метод физического наказания *перспективным? Да - 20чел (15%) Нет – 114чел (85%) *эффективным? Да – 25чел (19%) Нет – 106чел (79%) Ни знаю – 3чел (2%)

Слайд 25

В.Г.Маралов , «Обучаем детей ненасилию», пособие для родителей. Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения в семье [Текст]/ Л.С.Алексеева // Педагогика - 2006. - № 6 Климова, Н.И. С.Т.Шацкий о ненасильственных идеях свободного воспитания [Текст] / Н.И.Климова // Образование: взгляд в будущее. - Обнинск, 2004. Климова, Н.И. Ненасилие как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / Н.И.Климова // Вестник Костромского гос. Университета им. Н.А.Некрасова , научно-методический журнал. - № 4. - 2007. Маралов, В.Г. Психология ненасильственного взаимодействия как предмет психологического исследования [Текст] / В.Г.Маралов // Психология ненасильственного взаимодействия. -Череповец, 1999.- 236 с. Ситаров , В.А., Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст]/ В.А.Ситаров , В.Г.Маралов . - М: Академия, 2000. - 216 с. Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в практике детского сада. – М:Сфера, 2009. Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для педагогов "Формирование у детей и родителей основ ненасильственного взаимодействия"

В данном семинаре представляет опыт работы по проблеме ненасильственного взаимодействия как у детей так и родителей, представлен ииследовательский материал, выделены основы ненасильственного взаимодей...

Семинар-практикум для родителей ДОУ "Формирование готовности детей к обучению грамоте"

Семинар - практикум для родителей старшей группы "Формирование готовности детей к обучению грамоте"...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Семинар-практикум "Организация работы по формированию у детей навыков безопасного поведения"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить работу с родителями по теме безопасности детей...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Формирование у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине»

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая ил...