Семинар – практикум на тему:   «Развиваем речь детей»
презентация к уроку по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Толстая Наталья Васильевна

Семинар – практикум на тему:

 

 

«Развиваем речь детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_detey_prezentatsiya.pptx885.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЕВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Семинар – практикум на тему: « Развиваем речь детей » Подготовили воспитатели: ТОЛСТАЯ Н.В. ( I категория) БИРЮКОВА М.Н. СЕНТЯБРЬ 2017 г

Слайд 2

Цель семинара – практикума: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста». Задачи: - познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы; - показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию. Практическая значимость: данный семинар – практикум может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. В ходе проведения семинара – практикума будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам. Прогнозируемый результат семинара – практикума: - получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей; - активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов развития интеллектуальных, творческих способностей детей.

Слайд 3

«Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста » Типы загадок: Описательные , например , Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус как сахар сладок, А сам похож на мяч. (АРБУЗ) Загадки-звукоподражания , например, За стеклянной дверцей Бьётся чьё-то сердце. Бьётся чьё-то сердце Тихо так, Тихо так. (ЧАСЫ ) Загадки-рифмы , например, В подполье, в каморке Живет она в норке Серая малышка Кто же это? (МЫШКА) Загадки- первёртыши , загадки-небылицы , например, Шерсть смотали мы в моток Выйдет шёлковый платок. Отвечайте, правда ли? (НЕТ)

Слайд 4

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают увидеть вторичные значения слов; формируют представления о переносном значении слова; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Но при использовании загадок мы также выявили, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, мы решили научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью известных методов ТРИЗ, с которыми мы хотим вас сегодня познакомить. Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

Слайд 5

Методика составления загадок по опорным таблицам Предварительная работа : научить детей сравнивать предметы «На что похоже?» Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котёнка, на крокодила, на сугроб, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? Где у него хвост? А что он сейчас делает?»

Слайд 6

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам Первый способ: 1. Составление опорной таблицы вида: « на что похоже?» «чем отличается?» 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок ). Например : РАСЧЁСКА « на что похоже?» «чем отличается?» 3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?» (на забор, на пилу, на траву) РАСЧЁСКА « на что похоже?» «чем отличается?» Забор Пила Трава 4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?» РАСЧЁСКА « на что похоже?» «чем отличается?» Забор Пила Трава Нельзя лазить Не пилит Не растёт 5. Вставка «слов - связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске. Загадка. Что это? Как забор, но нельзя лазить. Как пила, но не пилит. Как трава, но не растёт.

Слайд 8

Второй способ: 1. Составление опорной таблицы вида: «какая (какой, какое)?» «что такое же?» 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок ). Например : СОЛНЦЕ «какая (какой, какое)?» «что такое же?» 3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?» СОЛНЦЕ «какая (какой, какое)?» «что такое же?» Яркое Круглое Жаркое 4. Заполнение правой части таблицы: « Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?» СОЛНЦЕ «какая (какой, какое)?» «что такое же?» Яркое Круглое Жаркое Лампа Колесо Огонь 5. Вставка «слов - связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце. Загадка . Что это? Яркое, но не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь?

Слайд 10

Третий способ: 1. Составление опорной таблицы вида: «что делает?» «что делает то же действие?» 2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок ). Например : КОМАР «что делает?» «что делает то же действие?» 3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?» КОМАР «что делает?» «что делает то же действие?» Летает Пищит Кусается 4. Заполнение правой части таблицы: «Кто совершает такое же действие?» КОМАР «что делает?» «что делает то же действие?» Летает Пищит Кусается Самолёт Мышка Собака 5. Вставка «слов - связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре. Загадка : Что такое? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?

Слайд 12

А теперь рассмотрим, как можно играть в загадки Можно использовать различные формы. 1. Составление загадок коллективно для одного отгадчика . Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок, и кто-то из детей загадывает загадку. 2. Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах . 3. Составление загадок дома по опорным таблицам . К этой работе активно подключаются родители.

Слайд 13

Таким образом, загадка – настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать её, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"

семинар-практикум для педагогов "Развиваем речь детей"...

Семинар - практикум для родителей "Развиваем речь детей"

Автором представлен материал практического семинара для родителей по развитию речи младших дошкольников....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем речь детей" (II младшая гр.)

Ход семинара-практикума  для родителей, гда отражены приемы работы педагога (родителя) по реализации задач по развитию речи детей 3-4 лет....

Семинар-практикум "Играем пальчиками - развиваем речь".

Развитие речи младших дошкольников через мелкую моторику...

Семинар - практикум для родителей «Развиваем Речь играя»

Создание условий для речевого развития в семье. Повышение педагогической культуры родителей ....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем речь в игре"

Семинар-практикум для родителей "Развиваем речь в игре"...

Семинар - практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых»

Тема семинара-практикума: «Развиваем речь детей»Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задач...