Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
методическая разработка по развитию речи

Генрихс Людмила Сергеевна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти  в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».

Наша сегодняшняя встреча будет проходить в формате игры – путешествия.
Сказки... Волшебство... когда вы слышите  эти слова, что чувствуете? Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза…какие чувства у вас вызывают эти слова? Возможно, вам стало грустно или наоборот вы испытываете радость, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение чуда... 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Слайд №1                               Ход проведения занятия

Ведущий: 

Наше путешествие мне хотелось бы начать со слов Джанни Родари

Слайд 2 
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти  в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».

Наша сегодняшняя встреча будет проходить в формате игры – путешествия.
Сказки... Волшебство... когда вы слышите  эти слова, что чувствуете? Я предлагаю вам на минуту закрыть глаза…какие чувства у вас вызывают эти слова? Возможно, вам стало грустно или наоборот вы испытываете радость, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение чуда... 

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Ведущий: Уважаемые гости, а вы любите сказки? Тогда я приглашаю вас присаживайтесь, пожалуйста, я расскажу я вам сказку. 

СКАЗКА

Слайд3
В одной сказочной стране жили маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки!

Но однажды одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать. 

Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну. 
Фея так усердно принялась за работу. День и ночь неустанно создавала образцы и складывала в большую папку с названием «Делай как я!». 

Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились. 

А самое страшное! Перестали верить в сказку! 
Фея просто разрыдалась: «Но что же я сделала не так? Почему такой результат? Ведь я хотела, как лучше!» 

С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы. 
Ведущий: 

Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово. 
И вот, что подумала: «А не попробовать ли нам помочь ей? Может ответы на ее вопросы окажутся не такие сложные, как на первый взгляд?» 

 Поможем? (ответы) 

Я предлагаю нам всем вместе отправиться в Маленькую страну. Но не в настоящее время, когда результат проделанной Феей работы нанес на нее уже свой отпечаток, а в прошлое, когда жители Маленькой страны были веселы и беззаботны. Вы согласны перенестись в сказку? (ответы) 

Слайд4      А проводят нас туда вот эти бабочки помощницы доброй Феи. (В руках держу бабочек) 

 Как? Спросите вы! 

Очень просто, возьмите в ладошки бабочек, закройте глаза и мысленно представляем, как вы летите на крыльях своей волшебной бабочки в волшебную страну. (звучит "вальс Бабочек")

Слайд 5

II этап. Ритуал входа в сказку. 
(Звучит мелодия «Маленькая страна») (на ЭКРАНЕ появляются «Сказочные ворота»)

- Откройте глаза перед нами распахнутые ворота.  И вот перед нами Маленькая страна!

III этап. Решение проблемы. (Теоретический) 

 Ведущий: 
 - Первое, что мы встречаем на своем пути это школа, но не простая, а школа волшебства. Присаживайтесь по удобнее, начинается урок! 

Слайд 6  задачи

   развитие фантазии и детского творчества;

·  знакомство с нравственными ценностями и народной мудростью;

·  регуляция детской самооценки;

·  развитие диалогической и монологической речи;

·  формирование моделей правильного социального поведения;

·  коррекция детских страхов.

1.Изучение методической литературы. Теория.

Ведущий:  

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.

Слайд 7-8

Виды сказок:

По содержанию сказки бывают: Волшебные(люди , фантастические существа помогающие сказочным героям), о животных(главные герои животные, помогающие сказочным героям), бытовые(герои люди). Добро побеждает зло, благодаря смекалке и хитрости.

  • К литературные сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
  • Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией. 
  • Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”.
  • Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
  • Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
  • Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Слайд9    

2. Преимущество сказок при работе на сказкотерапевтических занятиях.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

  • Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
  • Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве, в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю.
  • Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
  • Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
  • Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
  • Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество, свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Слайд 10

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

ЖИЛИ - БЫЛИ.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок  игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

ИЗ-ЗА ЭТОГО...

Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка сказки должна быть позитивной. 

Слайд 11 приемы сказкотерапии

  • Чтение с придумыванием окончания.
  • Рисование сказки.
  • Песочная терапия на сюжеты сказок.
  • Психологические игры на сказочной основе.
  • Сочинение сказок с помощью специальных картинок (карточек) и «говорящих» кубиков, где новое событие зависит от выпавшего (случайного) изображения.
  • Театрализация

Решение проблемы. (Практический) 

Ведущий: - После большой теоретической части хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы)

 Предлагаю вам побыть детьми и попробовать создать конец любой  сказке, на выбор сказки и возраста .

Давайте разделится на две группы.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих,  задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.

Слайд12

*Умение задавать вопросы

Это умение является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.

Можно  использовать следующие приемы:

*Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

*Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку».

Важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые *простые виды такого общения это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).

*прием обыгрывание. Берем часть текста сказки и обыгрываем его с помощью муз. инструментов

Слайд13

Текст сказочки – шумелочки «Лиса и волк» (бубен, ложки, колокольчик, маракасы)
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит (пауза, дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!». Бросил он лису в сани (пауза,дети играют на ксилофоне), а сам пошёл впереди (пауза,дети играют на маракасах).
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (пауза,дети играют на бубенцах и деревянных ложках).
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (пауза,дети играют на ксилофоне: дрынь-дрынь).
Выбросила всю рыбку и сама убежала (пауза,дети играют на маракасах).
с помощью такие приемов рассказывание сказки будет намного интересней и запомниться детям на долго.
- Какие же вы молодцы!

Слайд14-16

Дети младшего дошкольного возраста: 

  • наблюдают за эмоциями и действиями взрослых, учась передавать эмоции героев сказки;
  • легко усваивают простые бытовые проблемы героев сказок и способы действий: замерз, проголодался, устал;
  • хорошо воспринимают животных как главных героев;
  • не отличают сказку от реальности.

В среднем дошкольном возрасте дети: 

  • легко воспринимают реальные проблемы похожих на них детей, поэтому сказкотерапию лучше начинать со слов: «Одна девочка...», «Однажды мальчик...»;
  • воспринимают информацию на подсознательном уровне и устают от обсуждений;
  • вполне способны придумать свой небольшой сюжет или ситуацию (фрагмент);
  • особенно любят волшебные сказки.

В старшем дошкольном возрасте дети: 

  • любят истории с необычным концом;
  • хорошо воспринимают страшилки;
  • с удовольствием берут на себя разные роли в драматизациях.

слайд17

V этап. Ритуал «выхода из сказки». (на ЭКРАНЕ «Ворота»)

Ведущий: 
- мы проделали с вами много работы, проиграли сказки  которые вы сами создали, озвучили и рассказали, поиграли, время пролетело очень быстро, однако нам пора возвращаться.

И вот перед опять распахнуты ворота, на этот раз это выход из Маленькой страны. 
А бабочки нам помогу и перенесут нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочки на своих крыльях уносят нас обратно. 

(Муз. Вальс бабочек)
VI этап. Заключительный

Ведущий: 
- Вот мы и вернулись в наш детский сад. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы? 

Сейчас мы будем передавать бабочек, помощниц Феи по кругу и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. А они перескажут все ваши пожелания своей хозяйке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар-практикум : " Сторителлинг - интерактивный метод развития речи детей дошкольного возраста".

Сторителлинг - современная технология развития речи детей дошкольного возраста....

Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Сказкотерапия -прекрасное современное средство развития речи дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет...

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...