Автоматизация звука Р в словах и чистоговорках
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: автоматизация звука Р в словах и чистоговорках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nartymova_n.m.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия учителя – логопеда
«Автоматизация звука Р в словах и чистоговорках»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: автоматизация звука Р в словах и чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно - воспитательные:
- воспитание трудолюбия,
- воспитание отношения сопереживания и взаимовыручки,
- формирование навыков сотрудничества,
Коррекционно - образовательные:
- закрепление умения четко произносить звук Р посредством игр и чистоговорок,
- формирование логического и образного мышления.
Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляционной моторики через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики,
- развитие фонематического слуха путем отбора картинок на заданный звук,
- развитие мелкой моторики посредством составления разрезных картинок и оформления вывески,
- развитие обшей моторики путем включения в работу по оборудованию помещения,
- активизация лексического запаса путем проведения словарной работы,
- совершенствование слоговой структуры слова посредством игры «Расставь экспонаты»,
Оборудование: шкатулка, разрезные картинки, конверт с карточками – планами, карточки артикуляционной гимнастики, конверт с письмом, 3 коробки, полки, 2 стола, 1 стул, телефон, картинки, фломастеры, наклейки, заготовка вывески, медали по количеству детей, воздушные шары по количеству детей, красная лента, ширмы, конструктор «ТИКО», магнитная доска, магнитные смайлики.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно – целевой | Целевая установка. Что бы вежливыми быть, Нужно здравствуй говорить Всем, кого б ни встретил – Это знают дети. Сегодня мы проведем с вами увлекательную игру, но сначала я предлагаю вам представится и сделать это необычным способом: свое имя нужно сопроводить звучащими жестами: щелчками, хлопками, или топотом. Например: «Меня зовут Анна Владимировна» (речь с движением). А как зовут тебя? | Называют свои имена, сопровождая речь движениями. |
Задание 1. задача: ввести в воображаемую ситуацию путем использования шкатулки | 1)Ребята, сегодня мой друг прислал мне эту шкатулку, он сказал, что хотел бы открыть в нашем детском саду этнографический мини-музей, а что это за экспонаты будут в этом музей так и не объяснил. Уехал и оставил мне только письмо. (Открываю записку). «Здравствуйте, помогите мне, найти экспонаты, для музея, в которых всё будет со звуком Р, потому что я учусь его выговаривать. В помощь, я отставил вам шкатулку-подсказку» (Печь, чугунок, сундук, лапти, рукомойник, кочерга, крынки, керосиновая лампа, коромысло, самовар, сарафан, рубаха). 2)Какая интересная просьба. А ведь звук Р очень сложный и язык должен быть подготовлен. Подготовим наши язычки? 3) Ребята, а как же мы рычим? Какие молодцы. | 1)Вместе с детьми читаем записку. 2)Артикуляционная гимнастика. (качели, чашечка, чистим зубы, вкусное варенье, барабан) 3)Дети рычат
|
Задание 2 Задача: Расширить словарный запас детей через стимулирование мыслительной деятельности с опорой на наглядность | 1) А что же находится в этой шкатулке, посмотрим? 2) Ничего не понимаю. Какие – то карточки. 3) Что на картинках нарисовано? 4) Как вы думаете, какие экспонаты мой друг хочет расположить в этнографическом музее? Словарная работа: Музей- это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, экспонированием предметов, а так же просветительской деятельностью. Экспонат- коллекция предметов в музее. Этнография- это наука, изучающая народы – этносы (состав, расселение). Этнографический музей – это музей, в котором собраны предметы разных народов. 5) Ребята, скоро мой друг приедет, а музей еще не готов к открытию. Что же мне делать? | 1)Открыв шкатулку находят в ней записку с символом звука «Р», разрезные картинки и карточки – схемы для создания плана работы. 2) Дети собирают картинки. 3) Дети перечисляют изображение на карточках. (Кружка, открытка, ковер, картинки музея и посетителей) 4)Печь, красный угол, чугунок, ухват, утюги, коромысло, вышивки, полотенце, иконы, салфетки, украшенные кружевом, рубаха, кокошник, лапти, сундук, самовар, прялка. 5) Дети предлагают помощь |
Ориентировочный | Надеваю всем галстуки с надписью «помощник» Ну вот, команда моя готова. 1) А какие экспонаты можно выставить в этнографическом музее «Русская горница»? 2) Верно! Но пока у нас ничего нет. Может быть друг оставил какие – то подсказки? 3) Как много нам всего нужно приобрести для нашего музея. С чего же мы начнем?
И правда. Нужно заказать мебель. Сколько же ее нам надо? Кто самый ответственный и позвонит закажет мебель? Наши картинки тебе помогут. 4) Попробуем дальше разобраться. Что еще нам осталось заказать? 5) У нас нет самого главного – экспонатов. ……..(подумай и пропиши где их можно взять) 6) Осталась только вывеска. | 1) Печь, красный угол, чугунок, ухват, утюги, коромысло, вышивки, полотенце, иконы, салфетки, украшенные кружевом, рубаха, кокошник, лапти, сундук, самовар, прялка. 2)Дети берут картинки из шкатулки, называют и по мере обсуждения вывешивают на доску. (для музея нужна мебель для экспонатов (как называется одним словом), вывеска,……название картинок 6-7 штук связаных предметами которые нужны для организации музея) 3) Купим мебель. 2 стола, стул, полки. (карточка) Ребенок заказывает по телефону мебель: «Я хочу купить 1стул, 2 стола и 3 полки». 4) Дети: …(карточка) 5) Дети: найти у бабушек/дедушек, исследовать исторические архивы, создать экспонаты своими руками, купить. Дети предлагают решение проблемной ситуации. |
Поисково – исследовательский | (Звонок) 1) Мне пришло сообщение. Мебель доставлена. Как мы с ней поступим? 2) Посмотрите, ребята, ….. тоже привезли. Только перепутали все. Дети: разобрать все нужно. | 1)Дети рассуждают и приходят к выводу, что мебель нужно расставить. 2) Дети решают проблемную ситуацию путем сортировки по двум коробочкам (вспоминают вместе с логопедом, что нужны только экспонаты со звуком «Р»). |
Задание 3 задача: …… Игра «Расставь экспонаты» | На какую полку мы можем поставить этот экспонат? (Проговариваю слово так, чтобы выделялись слоги – ……….) Дети: На полку, где нарисовано 3 хлопка Верно! А почему? Дети: потому, что в слове 3 слога и есть подсказка. Конечно. Мы будем сортировать экспонаты по количеству слогов в слове. Наши экспонаты объединены и по смыслу, и имеют общий звук. Как интересно. Можно даже посетителям музея предложить поиграть со словами.
| |
Задание 4 задача: закрепление навыка звуко-буквенного анализа |
(ёр – ёр – ёр - ковер; ар-ар-ар – самовар) Звуко-буквенный анализ слов + составление схем с использованием конструктора «ТИКО». (Проверяем план. Перечисляем что уже сделали.) | Работа с конструктором «ТИКО» |
Задание 5 цель | Дети: осталось назвать музей. Как бы вы хотели его назвать? (варианты детей: Дом моей бабушки, старый дом, Избушка, Дом прошлого и тд.) Название мы выбрали. Тогда нашу вывеску уже можно оформлять. (достаю фломастеры, карандаши, наклейки) Логопед: может быть что-то из этого нам пригодится. Логопед: С чего же нам начать? Дети: написать название. Логопед: хм… посмотрите, такая вывеска сразу будет видна туристам? Дети: нет. Логопед: Как же нам поступить, чтобы привлечь внимание покупателей? Дети: нужно украсить вывеску изображениями сувениров. | |
Рефлексивно – оценочный | Как же замечательно получилось! Ну, что ж, помощники мои, готова ли наш музей к открытию? (дети проверяют план) Раз у нас праздничное событие, то нам непременно нужно провести торжественное открытие музея. Для этого я приготовила ленту. Кто поможет мне подержать ее? Кто поможет подержать стульчики? Ребята, какое мы с вами сегодня доброе дело сделали? Дети: помогли другу вовремя открыть музей. Уверенна, что в нашем музее будет много посетителей! Оставьте на нашей вывеске (доске) тот смайлик, с каким настроением вы сегодня играли. Ребята я вам очень благодарна, вы замечательные помощники. Ну и какое торжественное открытие без шаров. (выносятся гелиевые шары) Хочу на память вам подарить эти прекрасные шарики. Спасибо, что помогли. До новых встреч! | А вам остается разрезать ленточку.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [Ж] в словах и чистоговорках. III тип слоговой структуры слова.
Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. "Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания". Представлены односложные слова из зак...
Конспект подгруппового занятия на тему: Автоматизация звука «Ш» в словах, предложениях, чистоговорках.
Цели:1) коррекционно-образовательные · Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло...
Автоматизация звука [Л] в словах и чистоговорках, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Подгрупповое логопедическое занятие «Пираты»....
Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках".
Тема индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках".Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношени...
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»
Конспект индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и чистоговорках».
В конспекте приводятся примерные игры и упражнения для автоматизации звук Р в словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [Л] в словах и чистоговорках".
В конспекте занятия представлены игры и упражнения для автоматизация звука [Л] в словах и чистоговорках....