Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда
статья по логопедии

Нефедова Анна Ивановна

Взаимодействие воспитателя

 и учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/01/konsultatsiya-dlya-pedagogov-vzaimodeystvie-uchitelya-logopeda

Взаимодействие воспитателя

 и учителя-логопеда

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-​логопеда и воспитателей ДОУ.

Ход консультации

1. Вводная беседа.

Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-​логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.

Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-​логопеда и воспитателей ДОУ.

2. Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-​логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.

Совместная деятельность учителя-​логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение результативности коррекционно-​логопедической работы;
  • рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
  • адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-​педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-​логопеда и воспитателей:

  • совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
  • открытые занятия учителя-​логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
  • совместная подготовка к детским праздникам;
  • разработка общих рекомендаций для родителей.

Функции учителя-​логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью

Таблица 1.

Функции логопеда

Функции воспитателя

Развитие фонетического компонента языковой системы.

Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков.

Формирование фонематических процессов.

Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Совершенствование состояния лексического компонента речи.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Формирование связной речи.

Формирование грамматического строя речи.

Закрепление графомоторных навыков.

Совершенствование связной речи.

Развитие внимания, памяти, вербально-​логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Воспитатели выполняют задания учителя-​логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.

Воспитатели должны знать:

  • основные направления коррекционной программы;
  • возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
  • особенности произносительной и лексико-​грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.

Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  • побуждать внимательно слушать других детей;
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.

Воспитатели логопедической группы не должны:

  • торопить ребенка с ответом;
  • перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
  • заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
  • давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-​печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.

Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.

3. Заключение.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-​положительной обстановки в логопедической группе.

Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.

Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-​развивающую среду.

Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Правильно организованное психолого-​педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.

Список используемой литературы

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-​логопеда и воспитателя.
    (Научно-​методический журнал Логопед, 2009, №3)
  2. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы
    (Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).)
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-​подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
    (М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.)
  4. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-​логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций.
    (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-​ПРЕСС», 2014. – 96 с.)
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя
    (Научно-​методический журнал Логопед, 2008, № 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

Взаимодействие работы учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной группе.

Здесь представлен материал по лексическим темам: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»; «САД. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»; «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»; «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом

Советы молодым учителям-логопедам о том, как правильно выстроить работу с родителями в период дистанционного обучения дошкольников правильному звукопроизношению....

Взаимодействие с учителем-логопедом

Совместно с учителем-логопедом разработала и реализовала цикл занятий по речевому развитию детей «Говорун»....

Конспект педагогического мероприятия с детьми ТНР 6-7 лет «Путешествие в космос».(взаимодействие с учителем-логопедом)

Целью было показать коллегам ДОУ взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда по совершенствованию речи детей с ТНР в рамках интегрированного занятия....