Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации возможен лишь при тесном взаимодействии и преемственности работы всех специалистов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателей. Педагогический коллектив коррекционных групп нашего ДОУ имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ и является командой единомышленников, решающих не только общеобразовательные задачи по 5 образовательным областям, но и специальные коррекционно-развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_gor_seminar_vzaimodeystvie.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ,
УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОНР
Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Татьяна Леонидовна Онегова
Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Наталья Анатольевна Казова
ГБДОУ № 17 Петродворцового района Санкт Петербурга
(Слайд 1)
Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации возможен лишь при тесном взаимодействии и преемственности работы всех специалистов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателей. Педагогический коллектив коррекционных групп нашего ДОУ имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ и является командой единомышленников, решающих
не только общеобразовательные задачи по 5 образовательным областям, но и специальные коррекционно-развивающие задачи.
(Слайд 2)
Общими задачами педагогов и специалистов, работающими с детьми с ОНР, является коррекция всех компонентов, входящих в сложную структуру речевого дефекта, а именно:
-Коррекция недоразвития всех компонентов речи;
-Коррекция недоразвития неречевых психических функций;
-Коррекция особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.
- Определение идивидуального уровня развития по всем направлениям общего и речевого развития
- Коррекция и развитие неречевых психических функций
- Коррекция негативных эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
- Развитие всех компонентов речи: коррекция звукопроизношения; развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза; расширение и активизацию словаря; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи
- Обучение элементам грамоты и профилактика нарушений письма и чтения
(Слайд 3)
Основными коррекционными задачами воспитателя являются:
- Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Расширение и активизация словаря по лексической теме.
- Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий.
- Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
- Формирование связной речи.
- Закрепление навыков чтение и письма.
- Коррекция и эмоционально-личностных особенностей детей с ОВЗ.
В коррекционных группах ДОУ существует давно сложившаяся система взаимодействия логопеда и воспитателей, которая способствует решению этих задач.
(Слайд 4)
Она включает в себя следующие формы:
(Слайд 5-8 - карта инд. развития)
- Индивидуальное обследование детей педагогами.
До 1 января, в соответствии с ФГТ, в нашем ДОУ использовалась система взаимодействия всех специалистов в процессе мониторинга. В недавно принятых ФГОС система мониторинга отсутствует, но наблюдение за развитием детей никто не отменял. Поэтому в настоящее время старшим воспитателем нашего детсада разработана новая форма фиксирования результатов развития ребенка – это карта индивидуального развития ребенка, которую мы начали использовать в работе. В коррекционных группах к этой карте логопедами разработано приложение. Каждый специалист участвует в исследовании уровня общего и речевого развития детей три раза в год: в сентябре, январе и мае, после чего заполняет свой раздел в карте. Итоговым этапом обследования является медико-педагогический консилиум, на котором подводятся итоги обследования, согласуются планы индивидуального развития детей и определяются индивидуальные развивающие маршруты. (Приложение 1. Карта индивидуального развития воспитанника).
2. Совместное календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи. (Слайд 9) (Календарно-тематическое планирование)
3. Совместное планирование содержания работы и разграничение функций логопеда и воспитателя при работе над лексической темой.
(Слайд 10) Таблица по лексической теме «Зимующие птицы»)
По каждой из лексических тем на 2 года обучения мы составили таблицы с содержанием работы по основным направления речевого развития.
В работе над лексической темой логопеду и воспитателю важно не дублировать друг друга, а четко разграничивать свои функции.
(Слайд11) Таблица поэтапной работы логопеда и воспитателя по лексической теме)
Воспитатель:
- Первым проводит занятие по лексической теме, знакомя детей с общими знаниями по теме.
- Уточняет, расширяет и активизирует словарь по данной теме в организованной и неорганизованной деятельности.
- Контролирует правильное произношение поставленных звуков.
- Закрепляет и отрабатывает грамматические категории на лексическом материале по данной теме.
- Развивает связную речь.
- Знакомит с художественной литературой по данной теме.
- Занимается продуктивной и экспериментальной деятельностью по теме.
Логопед:
- Формирует и отрабатывает грамматические категории на речевом материале лексической темы.
- Развивает связную речь в соответствии с календарно-тематическим планированием.
- Контролирует четкое произношение поставленных звуков.
4. Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, используя тетрадь взаимодействия. В ней отражается содержание индивидуальной работы воспитателя по заданию логопеда в утренние и вечерние часы. Логопед планирует индивидуальную работу воспитателя с каждым ребенком с учетом недоразвития неречевых и речевых компонентов и трудностей их усвоения.
(Приложение 5. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя).
Логопедами нашего ДОУ разработана форма ведения тетради, которая удобна в использовании и эффективна в работе. По существу – это рабочая тетрадь воспитателя. В ней содержится необходимый для воспитателя методический материал и различные приложения для практической работы с детьми. Наличие практических приложений позволило нам создать систему символов для заполнения раздела «Содержание индивидуальной работы с детьми» и тем самым экономить время.
(Приложение 6)
Методические материалы для воспитателя:
- Важные советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника группы.
- Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР.
- Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи в логопедической группе.
- Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме.
(Приложение 7)
Практические приложения для индивидуальной работы с детьми:
- Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- Экран состояния звукопроизношения.
- Комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
- Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков.
- Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов.
- Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова.
- Игры, упражнения и задания для развития лексико-грамматических категорий.
(Приложение 6 – символы).
5.Создание полиморфной развивающей среды в группе и наполнение коррекционного уголка по всем разделам работы. (Слайд - фото)
Содержание коррекционного уголка:
- Сменный иллюстративный материал и пособия в соответствии с лексической темой
- Дидактические игры по лексической теме
- Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме
- Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса
- Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков
- Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов
- Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений
- Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
6. Взаимопосещение занятий.
7. Консультации, педсоветы, круглые столы и мастер-классы для педагогов по различным темам (Слайд):
- Требования к речи воспитателя коррекционной группы.
- Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе.
- Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции.
- Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза.
- Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и др.
8.Совместная подготовка и проведение интегрированных занятий, логопедических досугов, развлекательно-игровых, спортивно-игровых, музыкальных и театрализованных мероприятий и праздников.
9.Совместная подготовка и участие в семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах.
10. Совместные мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями:
-родительские собрания
-досуги, тематические праздники, экскурсии
- ведение информационных стендов
- ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми
Тесная взаимосвязь учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР
Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет! В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей и специалистами ДОУ
Весь коррекционно-педагогический процесс взаимодействия с семьей включает два блока: познавательные формы взаимодействия и наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Мною раскрыты подр...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
презентация...
Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»
Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...
Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...
Взаимодействие учителя логопеда, учителя дефектолога, психолога и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Данная статья о взаимодействии службы специалистов (дефектолога, учителя-логопеда, психолога) и родителей с детьми ОВЗ. Совместные пути решения проблем....
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...