Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии

 

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации возможен лишь при тесном взаимодействии и преемственности работы всех специалистов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателей. Педагогический коллектив коррекционных групп нашего ДОУ имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ и является командой единомышленников, решающих  не только общеобразовательные задачи по 5 образовательным областям, но и специальные коррекционно-развивающие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_gor_seminar_vzaimodeystvie.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ,

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ДРУГИХ  СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С  ОНР

Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Татьяна Леонидовна Онегова

Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Наталья Анатольевна Казова

ГБДОУ № 17 Петродворцового района Санкт Петербурга

(Слайд 1)

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации возможен лишь при тесном взаимодействии и преемственности работы всех специалистов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателей. Педагогический коллектив коррекционных групп нашего ДОУ имеет большой опыт работы с детьми с ОВЗ и является командой единомышленников, решающих  

не только общеобразовательные задачи по 5 образовательным областям, но и специальные коррекционно-развивающие задачи. 

(Слайд 2)

Общими задачами педагогов и специалистов, работающими с детьми с ОНР, является коррекция всех компонентов, входящих в сложную структуру речевого дефекта, а именно:

-Коррекция недоразвития всех компонентов речи;

-Коррекция недоразвития неречевых психических функций;

-Коррекция особенностей и отклонений в эмоционально-личностной сфере.

  • Определение идивидуального уровня развития по всем направлениям общего и речевого развития
  • Коррекция и развитие неречевых психических функций
  • Коррекция негативных эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР
  • Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
  • Развитие всех компонентов речи: коррекция звукопроизношения; развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза; расширение и активизацию словаря; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи
  • Обучение элементам грамоты и профилактика нарушений письма и чтения

 (Слайд 3)

Основными коррекционными задачами воспитателя являются:

  • Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  • Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  • Расширение и активизация словаря по лексической теме.
  • Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий.
  • Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление навыков чтение и письма.
  • Коррекция и эмоционально-личностных особенностей детей с ОВЗ.

В коррекционных группах ДОУ существует давно сложившаяся система взаимодействия логопеда и воспитателей, которая способствует решению этих задач. 

(Слайд 4)

Она включает в себя следующие формы:

(Слайд 5-8 - карта инд. развития)

  1. Индивидуальное обследование детей педагогами.

 До 1 января, в соответствии с ФГТ, в нашем ДОУ использовалась система взаимодействия всех специалистов  в процессе мониторинга. В недавно принятых ФГОС система мониторинга отсутствует, но наблюдение за развитием детей никто не отменял. Поэтому в настоящее время  старшим воспитателем нашего детсада разработана новая форма фиксирования результатов развития ребенка – это карта индивидуального развития ребенка, которую мы начали использовать в работе. В коррекционных группах к этой карте логопедами разработано приложение. Каждый специалист участвует в исследовании уровня общего и речевого  развития детей три раза в год: в сентябре, январе и мае, после чего заполняет свой раздел в карте. Итоговым этапом обследования является медико-педагогический консилиум, на котором подводятся итоги обследования, согласуются  планы индивидуального развития детей и определяются индивидуальные развивающие маршруты. (Приложение 1. Карта индивидуального развития воспитанника).

2. Совместное календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи. (Слайд 9) (Календарно-тематическое планирование)  

 3. Совместное планирование содержания работы и разграничение функций логопеда и воспитателя при работе над лексической темой.

 (Слайд 10) Таблица по лексической  теме «Зимующие птицы»)  

По каждой из лексических тем на 2 года обучения мы составили таблицы с содержанием работы по основным направления речевого развития.  

В работе над лексической темой логопеду  и воспитателю важно не дублировать друг друга, а четко  разграничивать свои функции.

(Слайд11)  Таблица поэтапной работы логопеда и воспитателя по лексической теме)

Воспитатель:

  1. Первым проводит занятие по лексической теме, знакомя детей с общими знаниями по теме.
  2. Уточняет, расширяет и активизирует словарь по данной теме в организованной и неорганизованной деятельности.
  3. Контролирует правильное произношение поставленных звуков.
  4. Закрепляет и отрабатывает грамматические категории на лексическом материале по данной теме.
  5. Развивает связную речь.
  6. Знакомит с художественной литературой по данной теме.
  7. Занимается продуктивной и экспериментальной деятельностью по теме.

                     Логопед:

  1. Формирует и отрабатывает грамматические категории на речевом материале лексической темы.
  2. Развивает связную речь в соответствии с календарно-тематическим планированием.
  3. Контролирует четкое произношение поставленных звуков.

4. Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, используя тетрадь взаимодействия. В  ней отражается содержание индивидуальной работы  воспитателя по заданию логопеда в утренние и вечерние часы. Логопед планирует индивидуальную работу воспитателя с каждым ребенком с учетом недоразвития неречевых и речевых компонентов и трудностей их усвоения.

(Приложение 5. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя).

Логопедами нашего ДОУ разработана форма ведения тетради, которая удобна в использовании и эффективна в работе. По существу – это рабочая тетрадь воспитателя. В ней содержится необходимый для воспитателя методический материал и различные приложения для практической работы с детьми. Наличие практических приложений позволило нам создать систему символов для заполнения раздела «Содержание индивидуальной работы с детьми» и тем самым экономить время.

(Приложение 6)

Методические материалы для воспитателя:

  1. Важные советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника группы.
  2. Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР.
  3. Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи в логопедической группе.
  4. Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме.

(Приложение 7)

Практические приложения для индивидуальной работы с детьми:

  1. Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

   Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных    звуков.

  1. Экран состояния звукопроизношения.
  2. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
  3. Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков.
  4. Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов.
  5. Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова.
  6. Игры, упражнения и задания для развития лексико-грамматических категорий.

 (Приложение 6 – символы).

5.Создание полиморфной развивающей среды в группе и наполнение коррекционного уголка по всем разделам работы. (Слайд - фото)

Содержание коррекционного уголка:

  • Сменный иллюстративный материал и пособия в соответствии с лексической темой
  • Дидактические игры по лексической теме
  • Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме
  • Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса
  • Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков
  • Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов
  • Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений
  • Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи

6. Взаимопосещение занятий.

7. Консультации, педсоветы, круглые столы и  мастер-классы для педагогов по различным  темам (Слайд): 

  • Требования к речи воспитателя коррекционной группы.
  • Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе.
  • Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции.
  • Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза.
  • Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и др.

8.Совместная подготовка и проведение интегрированных занятий, логопедических досугов, развлекательно-игровых, спортивно-игровых, музыкальных и театрализованных мероприятий и праздников.

 

9.Совместная подготовка и участие в семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах.

  10. Совместные мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями:

     -родительские собрания

     -досуги, тематические праздники, экскурсии

      - ведение информационных стендов

      - ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми

Тесная взаимосвязь учителей-логопедов, воспитателей и других специалистов позволяет добиваться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей и специалистами ДОУ

Весь коррекционно-педагогический процесс взаимодействия с семьей включает два блока: познавательные формы взаимодействия и наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Мною раскрыты подр...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»

Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей  и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...

Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...

Взаимодействие учителя логопеда, учителя дефектолога, психолога и родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Данная статья о взаимодействии службы специалистов (дефектолога, учителя-логопеда, психолога) и родителей с детьми ОВЗ. Совместные пути решения проблем....

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...