Взаимодействие с учителем-логопедом
материал

Карпова Мария Геннадьевна

Совместно с учителем-логопедом разработала и реализовала цикл занятий по речевому развитию детей «Говорун».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_s_logopedom.docx58.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили: учитель-логопед Харсекина Е.В.,

воспитатель Карпова М.Г.

Цикл занятий по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год

«Говорун».

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно ФГОС, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.

 Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели:

• развитие связной речи детей;

• развитие речевой среды;

• формирование активного и богатого словарного запаса;

• развитие у детей основ культурной речи;

• усовершенствование умения правильного произношения звуков;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Планирование деятельности:

Название занятий

Месяц реализации

«Что нам осень принесла».

Сентябрь

«Осень золотая в гости к нам пришла».

Октябрь

«Поздняя осень».

Ноябрь

«Новогодние чудеса».

Декабрь

«Расписные чудеса».

Январь

«День Защитника Отечества».

Февраль

«Маме сердце подарю».

Март

«Загадочный космос».

Апрель

Квест-игра «Полундра».

Май

Конспекты НОД.

  1. «Что нам осень принесла».

Задачи: совершенствовать диалогическую форму речи во время беседы; развивать монологическую форму речи при составлении рассказа, совершенствовать умение  согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательным), обогащать словарь детей прилагательными, закреплять правильное отчетливое произнесение звуков.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В: Доброе утро! –

Птицы запели.

Добрые люди

Вставайте с пастели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

  1. Основная часть

В: Ребята, сегодня я шла в детский сад и повстречала вот кого! (Появляется ежик - логопед).

Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю урожай, но что-то совсем запутался и не понимаю, как мне эти все дары осени разделить. Может быть вы мне поможете?

Задание 1. «Сортировка». Дети сортируют все дары осени, называют к какой группе относятся.

Задание 2. Речевое упражнение «Убираем овощи». Подбор слов действий к овощам.

Задание 3. «Что кладешь в корзину». Согласование прилагательных и существительных.

Физминутка «Будем мы варить компот».

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Задание 4. Игра «Один-много».

Задание 5. Рассказ «Что я больше всего люблю». Составление рассказа по схеме.

Задание 6. «Волшебный мешочек». Описание даров осени.

  1. Рефлексия

Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды.

2. «Осень золотая в гости к нам пришла».

Задачи:

Обобщить представление об осени и типичных осенних изменениях в природе, расширить, уточнить, активизировать словаря по теме «Осень в лесу», совершенствовать навык составления описательного рассказа по картине, совершенствовать грамматический строй речи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Л: Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть это

Пролетает наше лето.

  • О каком времени года говорилось в стихотворении?
  • Назовите осенние месяцы?
  • Какая бывает осень?
  • Что такое листопад?
  1. Основная часть

(Стук в дверь. Входит Осень – воспитатель).

О: Здравствуйте, ребята! Вы рады меня видеть? Пришла я к вам не с пустыми руками, смотрите, что у меня  корзинке!

Задание 1. «Что нам осень принесла». Дети берут картинки и подбирают к ним слова-признаки.

Задание 2. Игра с мячом "Какой лес?"
Давайте вспомним, как называется лес из других пород деревьев.
Лес из елей, еловый лес - ельник; лес из сосен - сосновый лес - сосняк; из осин - осиновый лес - осинник; из ольхи - ольховый лес - ольшаник; из дубов - дубовый лес - дубрава.

Задание 3. «Фотография Осени». Составление описательного рассказа по картине.

Физминутка «Ветерок».

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

Задание 4. Дидактическая игра «Подбери слова».

Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

  1. Рефлексия

О: Мне пора с вами попрощаться, у меня еще много дел. До свидания!

Л: О каком времени года мы беседовали на занятии?

Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад).

  1. «Поздняя осень».

Задачи:

Уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи, учить воспитанников отвечать полно и последовательно; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Звучит музыка П.И. Чайковского из серии «Времена года» «Осень».

В: Льет дождь - холодный, точно лёд,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет

Интересно, про какое время года это стихотворение?

  1. Основная часть

В: Ребята, а чтобы узнать о какой осени мы будем говорить – отгадайте загадки!

Отхлестал по щекам,

Настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал,

И удрал. Что это? (ветер)

Л:Что умеет делать ветер?

Дети: Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.

Л: А если это было вчера, то, что делал ветер?

Дети. дул, гудел, бушевал.

В: А вот моя следующая загадка.

На всех садятся,

Никого не боятся. (Снежинки)

Л: А что снежинки умеют делать?

Д: Летать, кружиться, ложиться, падать.

Л: А если это было вчера, то, что делали снежинки?

Дети. Летали, кружились, падали, садились.

На экране появляется картина поздней осени.

В: Что стало с лесом?

В: Ребята, посмотрите, какую осеннюю погоду изобразил художник М. Г. Пшиванов на картине «Поздняя осень»

В: Сегодня мы поговорим с вами о поздней осени!

Задание 1. Игра «Что лишнее». Закрепление признаков разных времен года и обобщение знаний.

Задание 2. «Посчитай-ка». Согласование существительных и числительных.

Релаксационная деятельность. Дети лежат на ковре и слушают спокойную музыку.

Задание 3. Беседа по картине.

Л:

  • Какое время года изображено на картине? 
  • Что за место изображено? Это лес или парк? 
  •  Парк какой? 
  • Какая погода изображена?
  • Давайте подберем прилагательные, которые характеризуют погоду. 
  • Кто пришел в осенний парк? 
  • Что делают дети в осеннем парке? 
  •  А зачем дети принесли кормушки в парк? 

Л: Ребята, вы все правильно сказали. 

  1. Рефлексия

В: Назовите приметы поздней осени?

Осенью холодно, идет дождь, дует ветер. Птицы улетели в теплые края. Почти все листья с деревьев упали, лес стоит голый, обнаженный, оголенный. Небо покрыто темными, серыми тучами. Часто идут дожди. На дороге грязь, слякоть. Трава пожелтела, высохла. По утрам бывают заморозки.

  1. «Новогодние чудеса».

Задачи:

Учить входить в воображаемые ситуации словесно и действиями, выражая настроения и чувства, совершенствовать умение детей; закреплять признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с    зимним периодом; совершенствовать диалогическую речь, расширять предметный словарь, словарь признаков; учить отвечать полным предложением, развивать речь, логическое мышление, внимание, делать выводы, творческое воображение, формировать умение четко высказывать свои мысли, развивать грамматический строй речи, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, умение работать в команде, воспитывать уважение к новогодним традициям.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Звучит волшебная музыка, появляется волшебница -логопед.

В: Здравствуйте,  ребята.  Посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к вам, поздоровайтесь с ними! Я очень рада вас видеть. А вы узнали меня? И кто же я? Правильно я волшебница! Как вы быстро угадали. А пришла я к вам из школы магии и волшебства. Скажите, пожалуйста, какое у нас с вами сейчас время года?

В: Почему вы так думаете?

В: Может кто-то из вас знает, какой у нас сейчас месяц?

В: Действительно, декабрь, первый зимний месяц! Ребята, в декабре у нас с вами большой праздник, кто знает, как он называется?

В: А как вы думаете, что такое Новый год? А почему вы ждете Новый год?

В: Все верно! А ещё, в канун нового года происходят различные чудеса и волшебство. А вы хотите окунуться в волшебство?  Закройте глазки и послушайте.

Волшебство сейчас начнется,

Стоит Палочкой взмахнуть,

Детям ярко улыбнется,

Позовет в далекий путь!

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

На экране появляется картинка с зеркалом.

В: Это не простое зеркало, а волшебное. И если заглянуть в него, то можно увидеть что сейчас происходит вокруг. Заглянем?

На слайде появляется ролик с Дедом Морозом, он рассказывает о том, что приготовил подарки к Новому году, но дорога длинная и сани сломались, придется идти пешком. Но по дороге появляется Баба Яга, и крадет мешок с подарками.

В: Ой, ребята, вы видели? Что же теперь делать?  Ответы детей. Правильно, спасать Деда мороза и надо помочь вернуть ему мешок с подарками, а то скоро новый год, что будет тогда дед мороз деткам дарить?

Будем помогать Деду Морозу? Пойдем на помощь?

2. Основная часть

Задание 1. «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задание 2. «Скажи наоборот». Образование антонимов.

Задание 3. Игра «Много чего». Согласование существительных со словом «много».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре,        (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили.        (
"Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий.                (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И... сломаем.                (
Топают). 

Задание 4. «Загадки».

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. (Снег).

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки.

Вот веселье для ребят всё сильнее…. …снегопад.

Все бегут в перегонки, все хотят играть в…снежки.

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик.

Рядом снежная фигурка это девочка….снегурка.

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…снегири.

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил… снег.

Ребята, скажите, слова что вы добавляли (Снег, снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири) чем они похожи и что у них общего? (ответ детей) все эти слова снежные или связанные со снегом.

Входит  Дед Мороз  с мешком - воспитатель.

ДМ: Спасибо вам, мои маленькие волшебники, вы спасли меня. Теперь все дети получат свои новогодние подарки вовремя. Но я и про вас не забыл. Хоть сейчас и не новый год, но я хочу вас отблагодарить.

Достает из мешка подарки, вручает детям.

3.Рефлексия.

Ребята, вам понравилось наше приключение? А про что оно было? Что вам запомнилось больше всего? А что не понравилось?

  1. «Расписные чудеса».

Задачи: Воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, познакомить с историей промысла, особенностями хохломской и гжельской росписями, учить определять их сходство и различие, расширять знание о предложениях.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

В: Сегодня нас ждет много интересного, мы будем знакомиться с народными промыслами, отгадаем загадку, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Сегодня, к нам пришла еще одна гостья, угадайте кто это?

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

 А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир … (Матрешка)

(Звучит русская народная музыка «Матрешки», заходит Матрешка-логопед).

М: Здравствуйте, ребята! Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!

2.Основная часть.

В: Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими народными промыслами и попробуем составлять о них описательные рассказы!

Задание 1.Беседа о гжели. Сказочная гжель так называют удивительно красивую керамику из белоснежной глины. (Просмотр презентации).

• Назовите, что это за промысел?

• Из чего делают гжель?

• Почему Гжель называют сине-голубой?

•Какие изделия расписывают гжелью?

• Какой основной узор используют гжельские мастера?

Физкультминутка «Сине-голубая гжель».

Наши синие цветы распустили лепестки, (дети встают со стульчиков, поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (качают руками вправо-влево)

Наши синие цветы закрывают лепестки, (соединяют руки над головой)

Тихо засыпают, головой качают. (руки под щеку, затем качают головой)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки. (снова руки вверх и покружиться)

М: Вторая роспись – это золотая хохлома. (Просмотр презентации о хохломе).

Задание 2. Беседа о хохломе.

• Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета)

• Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы)

• Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета – красный, зеленый, желтый, черный).

• Какие узоры присутствуют в этой росписи? (растительный орнамент – ягодки, листочки, травка, кустики, завитки).

• Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду, шкатулки).

Задание 3. Игра «Назови ласково». Тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.

Задание 4. «Составление рассказа.

М: Мы с вами познакомились с Гжелью, вспомнили Хохлому и сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки? Но сначала послушайте, как сделаю это я.

План:

1. Я хочу рассказать про гжель.

2. Ее делают из глины.

3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий и все его оттенки.

4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы,  но могут быть и деревья, птицы и рыбы).

5. Расписывают гжелью посуду, игрушки и сувениры.

Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому

План:

1. Я хочу рассказать про хохлому.

2. Ее делают из дерева.

3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.

4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки

5. Расписывают хохломской росписью посуду, шкатулки и мебель.

Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)

А кто хочет составить полный рассказ про Гжель или Хохлому, а остальные внимательно слушают. Стараемся говорить полными предложениями. (один про гжель, другой про хохлому).

 3.Рефлексия.

• Понравилось вам наше занятие?

• Чем мы сегодня занимались?

• Что вам понравилось больше всего?

  1. «День Защитника Отечества».

Задачи:

Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.), стимулировать речевую активность детей.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

В: Ребята, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны - День Защитника Отечества.   (В гости к детям пришёл Незнайка).

К нам в гости пришёл Незнайка, ему тоже хочется узнать о празднике 23 февраля. О защитниках Отечества. Незнайке интересно узнать о Российской армии, о военной технике, о различных родах войск.

Ребята расскажем Незнайке, все, что знаем мы?

2. Основная часть.

А начнем мы с защитников Отечества. 

Кто такие защитники Отечества? (

Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия.

У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. 

Посмотрите на эти картинки. (Выставляются иллюстрации, изображающие различные рода войск.)

 Кого в вы здесь видите?  (Ответы детей).
Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д..
Вы правильно всех назвали, это различные рода войск.

Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.)  

Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки – море.

Игра «Кто, где служит?»

Н: Кто служит на танке? (Дети: танкисты).

Кто служит на границе? (Дети: пограничники).

Кто летает на вертолете? (Дети: вертолетчики).

Кто служит в ракетных войсках? (Дети: ракетчики). 

Кто служит на подводных лодках?  (Дети: подводники). 

Кто служит в военной авиации? (Дети: военные летчики).  

Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: пехотинец).

Дидактическая игра  «Узнай по описанию».

На столе расположены изображения солдат различных родов войск, воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого тот загадал. Воспитатель может отвечать только «да –нет». Потом эту игру можно повторить с ведущим, выбранным из детей.

Загадывание  загадок:
Подрасту, и вслед за братом,
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему,
Охранять свою ...    (страну)

Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником -
Станешь ...    (пограничником)

Моряком ты можешь стать, 
Чтоб границу охранять
И служить не на земле, 
А на военном ...    (корабле)

Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш солдат - военный ...(летчик)

Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом,
Управляется ...    (танкистом)

Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –

Ждет тебя, солдат, ...(пехота)

Любой профессии военной,
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ...    (войны)

Физкультминутка:  

Руки сделали в разлет – получился самолет
Мах крылом туда – сюда,
Делай раз и делай два.
Руки в стороны держи.
И на друга посмотри.
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.

Игра «Что лишнее и почему?»

Ракетчик, вертолетчик, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Подводник, артиллерист, корабль.

.

Обсуждение пословиц.

Первое в жизни – честно служить Отчизне.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Умелый боец везде молодец.

От военной науки крепнут разум и руки.

3.Рефлексия.

Н: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне о защитниках Отечества.

 Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник?  (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества).  

Кому посвящен этот праздник?  (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам ….) 

Что нужно делать, чтобы стать похожими на них?   (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).

  1. «Маме сердце подарю».

Задачи: Совершенствовать речь как средство общения; закрепить умение образовывать прилагательные от существительных при помощи суффиксов; формировать умение подбирать яркие эпитеты-прилагательные, упражнять детей отвечать на вопрос «какая?», активизация прилагательных в речи; делить слова на слоги; упражнять в умении составлять описательный рассказ по картинке: развивать связную речь, внимание, память, координацию движений.

Ход НОД:

1.Оргмомент.

 В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем!? (Дети здороваются).  А наше занятие я хочу начать с небольшой игры, чтобы вы зарядились хорошим настроением!

Коммуникативная игра «Улыбнись и обними» (Дети стоят парами).

Туки-туки, здравствуй, лоб! (касаются лбами друг друга)

А теперь ладошки, хлоп! (соединяют ладошки с партнером)

Ушком к другу прикоснись, (касаются ушками)

Обнимись и улыбнись! (Обнимаются, улыбаются друг другу).

В: Давайте перед началом нашего разговора сделаем зарядку для нашего язычка!

Артикуляционная гимнастика

(На столе лежат картинки с упражнениями. Дети самостоятельно выбирают, какие упражнения будут выполнять).

2.Основная часть.

В: Сегодня я для вас приготовила небольшой сюрприз, посмотрите, что это у меня в руках!? (Шкатулка). Как вы думаете, что же в ней может находиться? (Варианты детей). А давайте заглянем в нее? (В шкатулке фотографии мам). Почему же в ней оказались фотографии ваших мам?

Д: Потому что скоро наступит праздник – «День матери»! И мы будем поздравлять наших мам и бабушек с праздником! (На проекторе появляется картинка «День Матери». Слайд 1).

В: Послушайте, пожалуйста, стихотворение!

«Разговор о маме»

От чистого сердца, простыми словами

Давайте друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама

Мы крепко и нежно любим её!

Л: Давайте подберём для мам самые нежные и самые ласковые слова, и сложим их в сундучок.

Наводящие вопросы:

  •  когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Какая она? (ласковая)
  • когда мама модно одевается, делает причёску. Какая она? (красивая, модная)
  •  когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)
  • когда мама не ругает за то, что вы шалите. Какая она? (добрая)
  •  когда мама много трудится, какая она? (трудолюбивая)
  • когда мама много знает и обо всём вам рассказывает. Какая она? (умная)
  •  когда мама обо всех заботиться. Какая она (заботливая)
  • если мама дороже всех на свете. Какая она? (дорогая)
  • если мама хлопочет по хозяйству. Какая она? (хозяйственная)
  •  если мама всех вас любит. Какая она? (любящая)

Л: Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не забылись, и чтобы вы почаще говорили их своим мамам.

В: Ребята, а наш разговор о мамах, я предлагаю продолжить за чашкой чая!

Упражнение «Фруктовый чай»

(На столе дети разбираю чайные пакетики, затем кладут их в чашу и называют, какой чай будут пить).

В: Чем же еще занимаются мамы дома?

Д: Готовят, стирают, убирают….

В: Ребята, я предлагаю немного помочь нашим мамам! Посмотрите, какой беспорядок в комнате, все лежит не на своих местах, все перепуталось, я предлагаю вам навести порядок! Нужно посчитать, сколько слогов в слове, и положить картинку на свое место!

Игра «Раздели слова на слоги»

Л: Хорошо! А теперь давайте немного поиграем!

Упражнение «Чистоговорки» 

( На мяче слоги, ребенок кидает мяч, затем всей группой произносится чистоговорка).

В: Посмотрите, мама приготовила нам угощение!

Игра с фонариком «Пирожки»

(Дети выбирают пирожок, а тем четко произносят словосочетание).

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сочинить небольшой рассказ о предстоящем празднике! 

Творческое рассказывание «Подарки для мамы!»

(Презентация. Слайд  2, 3, 4).

В: Ребята, нам же обязательно нужно подготовить подарок своим мамам! Давайте разучим стихотворение, а когда придем домой, обязательно расскажем его маме! Но для начала  немного отдохнем!

Пальчиковая гимнастика «Маму я свою люблю».

Маму я свою люблю, (пальчиками делают сердечко)

Я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)

Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)

Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)

Воду с ручек отряхну, (стряхиваем воду с пальчиков)

Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)

И игрушки уберу. (постучать кулачком по ладони свободной руки)

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку)

Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу (указательный палец к губам).

Разучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы.

3.  Рефлексия.

В: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии, о чем говорили? Какие задания были вам интересны, с какими трудностями столкнулись? Если вам все понравилось -возьмите желтый кружок, если возникли трудности – зеленый, а если ничего не понравилось – красный.

  1. «Загадочный космос».

Задачи: совершенствовать умение определять количество слогов в слове, составлять описательный рассказ; закреплять обобщающие понятия, развивать связную речь, слуховое внимание.

Ход НОД:

1.Организационный момент.

В: Ребята, давайте встанем в круг.

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы готовы поиграть!

Можно встречу начинать!

Слайд 1. Звучит музыка  и заходит Космонавт.

К: Здравствуйте, ребята! Вы догадались кто я!? (ответы детей). Меня зовут  Базз! Сегодня я отправляюсь в космическое путешествие, но одному лететь скучно! Не хотите ли попутешествовать со мной!? Но возьму я с собой только самых умных и любознательных! Так что ответьте на несколько моих вопросов!

  • Назовите дни недели?
  • Какое сейчас время года?
  • Сколько месяцев в году?
  • Как называется наша страна, край, город?

В: Вот видишь, Базз, как ребята много знают!

Б: Правда, тогда в путешествие отправляется все вместе! Готовы!? Закрываем глаза!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

2.Основная часть.

Слайд 2. Планета «Повторялка». (Мяч выбора с картинками артикуляционной гимнастики и чистоговорками).

В:  Нам нужно с вами размять язычки. Первым кидает мячик ребенок, который стоит пятым!

К: Ребята, нам нужно отправляться к другой планете!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

Слайд 3.  Планета «Всезнайка». (В рюкзаке лежат наборы картинок на 3 столах картинки обобщающие).

Б: Ребята, а на эту планету меня попросили доставить посылку с яркими картинками, но только картинки все перепутались! Помогите мне их рассортировать! Нужно выбрать одну картинку и встать около столика, а затем объяснить свой выбор.

Б: Ребята, нам нужно отправляться к другой планете!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

Слайд 4. Планета «Сосчитайка». (Определить количество слогов в слове).

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам необходимо расселить слова по домикам. Но для этого нужно знать, сколько слогов в названии. Выбираете одну картинку и встать около нужного столика.

Б: Ребята, нам нужно отправляться к другой планете!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

Слайд 5. Планета «Местовичок». (Определить место звука в слове).

Ба: Ребята, нам нужно отправляться к другой планете!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

 Слайд 6. Планета «Выбражулька». (Танцевальная физминутка).

Б: А на этой планете у нас живут очень веселые жители, которые любят танцевать!

Б: Ребята, нам нужно отправляться к другой планете!

Звук обратного отсчета и запуск ракеты.

Слайд 7. Планета «Сочинялки». (Презентация).

Б: Ребята, давайте придумаем небольшой рассказ об этой планете.

В: Базз, с тобой очень интересно, но нам пора возвращаться в детский сад.

Б: Ну вот и закончилось наше увлекательно занятие! Мне пора с вами прощаться и надеюсь, что мы еще обязательно встретимся! Примите от меня сладкий сюрприз! (Отдает угощение воспитателю). До свидания!

3.Рефлексия.

В: Скажите, вам понравилось наше путешествие? Какие задания показались вам сложными и почему? (Ответы детей). У меня есть солнышко, к которому вы будете прикреплять лучики – если вам все понравилось и вы не испытали никаких затруднений – возьмите желтый лучик, если было неинтересно и сложно – синий лучик.

  1. Квест-игра «Полундра».

Цель: Закрепить знания детей, полученные на занятиях в течение учебного года в игровой форме.

Действующие лица: 2 пирата.

Ход игры:

Звучит музыка, появляются пираты.

Пират 1:

Эй, полундра! Все наверх!

Что за шутки? Что за смех?

Мы веселья не выносим

Что хотим – берем, не просим.

Пират 2:

Спорить с нами, мало толку,

Нет преград морскому ВОЛКУ.

Знаем клады всех морей

В трюмах разных кораблей.

Пират 1: Ребята, я хочу сообщить вам радостную весть, где-то у вас спрятан клад. Но искать клад разрешается только настоящим пиратам.

Кто хочет стать таким, и найти сокровища?

Пират 2: Желающие должны пройти ПОСВЯЩЕНИЕ В ПИРАТЫ! Сейчас мы посмотрим, как вы научились выполнять артикуляционную гимнастику! Берите скорее наших подружек – медуз (зеркала) и слушайте наши команды!

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Пират 2: Отличная команда! Будущие пираты готовы. Но на поиски настоящего клада могут отправиться только настоящие пираты, поэтому всем участникам нужно подтвердить торжественную клятву:

 

«Вступая в ряды пиратов и искателей сокровищ, клянусь чтить пиратский кодекс, не трусить, не унывать, помогать товарищам, найденные сокровища разделить по чести и совести иначе пусть меня лишат моей доли сокровищ и бросят на съедение акулам». Клянемся! Клянемся! Клянемся!

 

Пират 1: Я сейчас буду читать четверостишье которое должно заканчиваться рифмой, которую вы должны придумать.

Поднимаем якоря,

Отправляемся в …моря!

Мы бесстрашные ребята.

Потому что мы… пираты!

 Наточили мы ножи,

Кто не спрятался -… дрожи!

Только мы не виноваты,

Потому что мы… пираты!

Прямо к острову плывём,

Там сокровища… найдём!

Заживём, друзья, богато.

Потому что мы… пираты!

 

Пират 2: Пройдя все станции, вы сможете узнать, где мы спрятали клад! Но прежде, чем отправиться, давайте немного разомнемся и сделаем зарядку!

Танец «Веселая зарядка».

Пират 1: Каждая команда получает маршрутные листы. Чтобы получить подсказку с указанием места, вам нужно будет выполнить различные задания на островах! Путеводителем вам будут служить маршрутные карты. На каждом острове  вас ждут задания. За каждое правильно выполненное задание вы получаете подсказку: часть картинки. Если мы выполним все задания, получим все части картинки и соберем их, сможете узнать, где спрятан клад!

 

Задание 1 «Делилкин» 

(Деление слова на слоги).

 

Задание 2 «Чёрная жемчужина».

Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Я буду по очереди бросать вам мяч и называть слова. Тот, кто поймает мяч, назовёт слово, противоположное по значению моему слову, и вернёт мне мяч. Начали!

Ночь - (день), грязь - (чистота), свет- (темнота), холод - (жара), мир - (война), ложь - (правда), добро - (зло), друг - (враг), храбрый - (трусливый), белый - (чёрный), зима - (лето), высокий - (низкий), тихо - (громко), грустный - (весёлый), медленный - (быстрый), крупный - (мелкий), назад - (вперёд), верх - (низ).

Задание 3.   Упражнение «Я знаю пять названий...»

На экране появляется слайд с подсказкой - схематичным изображением объекта, название которого является обобщающим словом, например «дерево».

Ребёнок с опорой на картинку называет пять объектов, которые можно объединить этим обобщающим словом. Например: «Я знаю пять названий деревьев: берёза - один, дуб - два, рябина - три, ель - четыре, сосна - пять».

Дети выполняют упражнение с опорой на картинки со схематичным изображением фрукта, овоща, птицы, зверя, насекомого, предмета посуды, предмета мебели.

Задание 4. Упражнение «Закончи предложение».

Я начну предложение, а вы хором закончите.

  • Осенью птицы улетают, а весной... (прилетают).
  • С дерева кошка слезает, а на дерево... (залезает).
  • Лось через канаву перепрыгивает, а через реку... (переплывает).
  • Змея под камень заползает, а из-под камня... (выползает).
  • Воробьи дорогу перелетают, а змеи... (переползают).
  • Пчела летит, а гусеница... (ползёт).

Задание 5.и«Якорь»

(Объясни выражение) 

Вертится на языке.

Зарубить себе на носу.

Ни пуха, ни пера.

Прикусить язык.

намотать на ус.

Клевать носом.

Льет как из ведра.

 

Задание 6. Упражнение «Сложные слова».

Как вы думаете, что такое «сложные слова»? (Предположения детей). Я буду называть два слова, а вы составите из них одно слово.

Зелёные глаза - (зеленоглазый), седые волосы - (седовласый), звёзды падают - (звездопад), листья падают - (листопад), вода падает - (водопад), лес рубит - (лесоруб), лёд колет - (ледокол), книги любит - (книголюб), сам летит - (самолёт), сам варит - (самовар), везде ходит - (вездеход).

 

Задание 7. «Игра «Один - много».

Одна кукла - (много кукол), один стакан - (много стаканов), одна кружка - (много кружек), один шар - (много шаров), один круг - (много кругов), один стул - (много стульев), один стол - (много столов), одна рука - (много рук), одна девочка - (много девочек), один мальчик - много мальчиков), один носок - (много носков), одна машинка - (много машинок).

Задание 8. «Клад».

Пират 1: ну вот мы и добрались до клада! Но чтобы его открыть – нужно постараться! Вы должны составить описательный рассказ по фотографии нашего острова!

(Сундук открывается, а там лежат шоколадные монетки).

Пират 2: Ребята, вам понравилось наше приключение? Мы так хорошо повеселились. На сегодня наше путешествие закончилось, и мы с вами прощаемся! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

Взаимодействие работы учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной группе.

Здесь представлен материал по лексическим темам: «ОСЕНЬ. СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»; «САД. ОГОРОД. ТРУД ВЗРОСЛЫХ»; «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»; «ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Алгоритм обучения родителей приемам коррекционного взаимодействия с учителем-логопедом

Советы молодым учителям-логопедам о том, как правильно выстроить работу с родителями в период дистанционного обучения дошкольников правильному звукопроизношению....

Конспект педагогического мероприятия с детьми ТНР 6-7 лет «Путешествие в космос».(взаимодействие с учителем-логопедом)

Целью было показать коллегам ДОУ взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда по совершенствованию речи детей с ТНР в рамках интегрированного занятия....

План взаимодействия с учителем логопедом на 2021-2022 учебный год

План взаимодействия с учителем логопедом на 2021-2022 учебный год...