Мониторинг речевого развития детей.
методическая разработка по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Мониторинг речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_rechevogo_razvitiya_detey.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей.

  • Логопедическое обследование ребёнка предполагает:

-определение речевых расстройств;

-постановку заключительного диагноза учителем-логопедом;

-выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры       речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

  • Для проведения логопедического обследования используются простые и высокодифференцированные методы:

- изучение документации (сбор анамнеза);

- метод беседы (с ребёнком, с родителями);

- метод наблюдения;

- метод тестирования;

- метод анкетирования.

  • Сроки проведения мониторинга.

Сентябрь - первичное обследование с целью постановки уточненного логопедического диагноза.

Январь – выявление динамики развития.

Май – оценка достигнутых результатов.

  • Результаты логопедического обследования заносятся в индивидуальные речевые карты (сентябрь), а также в комплексные диагностические таблицы, заполняемые на всю логопедическую группу (сентябрь, январь, май).

Результаты содержат качественную и количественную оценку уровня речевого развития детей.

  • Этапы логопедического обследования:

I этап – ориентировочный -  включает в себя сбор анамнестических данных путём изучения медицинской и педагогической документации, опрос родителей и педагогов, выявление индивидуальных особенностей ребенка, путем беседы с ним и наблюдением за его игровой и учебной деятельностью. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект, его возможные причины и сопутствующие диагнозы, а также уточняются необходимые методики для проведения дальнейшего обследования.

II этап – диагностический – собственно обследование ведущих компонентов языковой системы и неречевых психических процессов, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

III этап – аналитический – интерпретация полученных данных и заполнение речевых карт и комплексных диагностических таблиц на детей речевой группы.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов.

  1. Сбор анамнестических данных.

Цель: выявить неблагоприятные факторы развития, получить данные о раннем физическом и речевом развитии ребёнка, изучить объективные данные о нервно-психическом и соматическом здоровье ребенка.

Методы: беседа с родителями и изучение медицинской документации.

Результаты: в ходе беседы с родителями выявляются и заносятся в речевую карту данные об особенностях перинатального, натального и постнатального периода развития; перенесенные заболевания, травмы; отмечаются особенности раннего физического и речевого развития ребёнка, условия воспитания ребенка, по медицинской карте делается заключение о соматическом здоровье ребенка (сопутствующие заболевания, группа здоровья, отягощённая наследственность).

II.     Изучение уровня речевой коммуникации.

Цель: выявить общий кругозор ребёнка, выяснить, понимает ли ребёнок речь, может ли выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.

Методы: беседа с родителями, беседа с ребёнком, наблюдение за ребёнком в свободной деятельности и при общении с другими детьми.

Процедура проведения беседы с ребенком.

При создании положительного эмоционального фона и установлении контакта логопед проводит беседу, придерживаясь следующего плана:

Назови своё имя, фамилию. Расскажи о своей семье (с кем ты живёшь, как зовут маму, папу, брата…) Где ты живёшь, знаешь ли свой адрес? С кем ты дружишь? Какие игры любишь? …

В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию.

В процессе наблюдения за ребенком следует обращать внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать товарища.

Критерии оценки:

1. Ребенок активно общается, хорошо и внимательно слушает, понимает говорящего, общается с учетом ситуации, легко входит в контакт, последовательно выражает свои мысли, использует в своей речи речевой этикет.

        Такой уровень считается высоким и соответствует 3-м баллам.

2.Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще по инициативе других, использует речевой этикет непостоянно.

        Это средний уровень коммуникативного общения – 2 балла.

3. Ребенок малоактивен, малоразговорчив в общении со взрослыми и детьми, невнимателен, редко пользуется речевым этикетом, не может последовательно излагать мысли, не может передать содержание услышанного, речевой негативизм.

        Это низкий уровень -1 балл.

  1.   Исследование поведения, эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей ребёнка.

Цель: выявить особенности поведения, эмоциональной сферы и черты характера, способствующие и препятствующие усвоению знаний, умений, навыков.

Методы: наблюдение во время обследования и свободной деятельности детей.

Результаты носят качественную оценку и позволяют подобрать методы коррекционной деятельности с учётом выявленных особенностей.

Отмечается преобладание настроения (устойчивость эмоциональных реакции), адекватность эмоциональных реакции, работоспособность, наличие мотивации к деятельности, волевые особенности, реакции на замечания и одобрения, страхи, контактность, конфликтность, двигательную активность, черты характера.

Результаты заносятся в речевые карты.

  1. Исследование неречевых психических функций.

1.Исследование слухового восприятия.

Цель: определить способность ребёнка узнавать и различать звуки, определять направление звука, воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения:

  • Задание 1. Узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов.

Логопед показывает ребенку колокольчик, барабан, бубен, дудочку, называет их и показывает, какие звуки издают эти инструменты. Затем логопед закрывает инструменты маленькой ширмой и производит звуки. Ребёнок узнает и называет музыкальные инструменты (или показывает при невозможности речевого высказывания).

  • Задание 2. определение направления звука.

Логопед располагается за спиной ребёнка, предлагает ребёнку послушать и показать рукой или сказать, откуда слышен звон колокольчика.

  • Задание 3.

Ребенку предлагается отхлопать ритмический рисунок вслед за логопедом.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9.

7-9 баллов – высокий уровень развития слухового восприятия.

3-6 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

2. Исследование зрительного восприятия.

Цель: выявить возможность ребёнка различать и соотносить цвета, геометрические формы.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Различение и соотнесение цветов.

4 года – ребёнку предлагается показать карточки красного, желтого, синего, зелёного , белого и черного цвета, а затем подобрать к чашкам, указанных выше цветов, блюдца такого же цвета.

5 лет – задание такое же, но добавляются оранжевый, голубой, розовый цвета.

6 лет – усложняется задание, добавлением фиолетового, коричневого и серого цвета.

  • Задание 2. Восприятие формы.

Ребёнок выбирает по просьбе логопеда из предложенных фигур:

4 года – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб.

5 лет - круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник.

6 лет - круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб, прямоугольник, цилиндр.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

5-6 баллов – высокий уровень развития зрительного восприятия.

2-4 балла- средний уровень.

0-2 балла – низкий уровень.

3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Цель: выявить навыки ориентации ребенка в пространстве, в схеме собственного тела, способность создавать целостный образ из отдельных частей.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Ориентация в пространстве.

По просьбе логопеда ребёнок показывает предметы, которые находятся:

4 года – вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему.

5 лет - вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него.

6 лет - вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему, слева и справа от него, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

  • Задание 2. Ориентировка в схеме тела.

Ребенок показывает последовательно:

4 года – правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.

5 лет – правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.

6 лет – правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо.

  • Задание 3. Складывание картинок из частей.

4 года – ребенок складывает последовательно картинки  из 2, 3, 4-х частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на картинку с целым изображением.

5 лет – ребенку предлагается сложить картинки из 4-6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обязательна.

6 лет – предлагаемые картинки состоят из 6-8 частей со сложными разрезами.

  • Задание 4. Складывание фигур из палочек.

4 года – ребенок складывает из 4-х палочек «стульчик»  «кроватку» и из 5-ти палочек «лесенку», ориентируясь на образец.

5 лет – из 6-ти палочек «домик» и «ёлочка», из 7-ми – «лесенка» по образцу.

6 лет – из 6-ти палочек «елочка» и «дерево», из 7-ми – «лодочка» и «лесенка» складываются по памяти.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень развития пространственных представлений.

5-9 баллов средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

 

V.         Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Цель: выявить особенности строения органов артикуляции.

Результаты: отмечаются аномалии и особенности строения губ, зубов, прикуса, языка, твердого и мягкого неба.

VI.   Исследование состояния моторной сферы.

1. Состояние общей моторики.

Цель: выявить состояние общей моторики, объём выполняемых движений, темп, активность, координацию. 

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

Задания.

4 года – прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать (логопед показывает упражнение).

5 лет - прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку, попрыгать на правой и левой ноге.

6 лет - прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать, бросить мяч из-за головы, перепрыгнуть через игрушку, попрыгать на правой и левой ноге, подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с неё.

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень развития общей моторики (ребенок справился со всеми заданиями, упражнения выполнены в полном объёме, хорошем темпе, координация движений не нарушена).

2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, незначительное нарушение координации).

1 балл – низкий уровень (упражнения выполняются неточно, в малом объёме, ребёнок двигательно неактивен, темп замедленный, наблюдается нарушение координации движений).

2. Состояние ручной моторики.

Цель: определить уровень развития мелкой моторики (кинетическую и кинестетическую основу движений, навык владения карандашом и ножницами, умение манипулировать с мелкими предметами), выявить наличие леворукости.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Кинестетическая основа движений.

4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы правой руки, потом левой.

5 лет – одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук.

6 лет – одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом на левой.

  • Задание 2. Кинетическая основа движений.

4 года – поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)

5 лет – упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

6 лет - упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» правой рукой, левой рукой.

  • Задание 3. Навык владения карандашом.

4 года – умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги (нарисовать дорожку и солнышко).

5 лет – умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека (нарисовать домик, солнышко, человека).

6 лет - умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека (нарисовать домик, солнышко, дерево, человека).

  • Задание 4. Манипуляции с предметами.

4 года – застегнуть, расстегнуть пуговицы, переложить мелкие предметы из одной руки в другую.

5 лет – застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки.

6 лет - застегнуть, расстегнуть пуговицы, завязать, развязать шнурки, выполнить ножницами прямой и косой разрез, вырезать круг из квадрата.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень развития мелкой моторики (все упражнения выполнены, движения в полном объёме, хорошем темпе, переключаемость не нарушена).

5-9 баллов – средний уровень (некоторые движения в неполном объёме, замедленном темпе, переключаемость не нарушена).

0-4 балла – низкий уровень (не смог выполнить все движения, малый объём, нарушение мышечного тонуса, нарушена переключаемость).

3. Состояние мимической мускулатуры.

Цель: определить состояние мимической мускулатуры, объём и точность мимических движений, состояние мышечного тонуса лицевой мускулатуры, определить наличие носогубных складок.

Методы: выполнение тестовых заданий, наблюдение за мимикой ребёнка.

Процедура проведения.

4 года – выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щёки.

5 лет - выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щёки, втянуть щёки.

6 лет - выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть правую щёку, левую щёку, втянуть правую щёку, втянуть левую щёку.

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень развития мимики (ребенок справился со всеми заданиями, упражнения выполнены в полном объёме, хорошем темпе, мышечный тонус в норме, синкинезии отсутствуют).

2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус).

1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение, основные упражнения выполняются неточно, в малом объёме, мимика вялая, наблюдаются синкинезии, нарушение мышечного тонуса).

4 . Состояние артикуляционной моторики.

Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики (наличие движений, тонус, объём, способность удерживать позу, переключаемость, тремор, гиперсалисвация, наличие апраксии).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

Задания выполняются ребёнком по подражанию.

  • Упражнения для нижней челюсти.

4 года – открыть и закрыть рот.

5 лет - открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков.

6 лет - открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо – влево.

  • Упражнения для губ.

4 года – «улыбка», «трубочка».

5 лет - «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений.

6 лет - «улыбка», «трубочка», чередование этих упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

  • Упражнения для языка.

4 года – показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели», коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник».

5 лет - показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений; положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели», коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник».

6 лет - показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», чередование этих упражнений; положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели», коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу – «вкусное варенье».

  • Упражнения для мягкого нёба.

Широко открыть рот и зевнуть.

Критерии оценки:

3 балла – высокий уровень развития артикуляционной моторики (ребенок справился со всеми заданиями, упражнения выполнены в полном объёме, хорошем темпе, мышечный тонус в норме, синкинезии отсутствуют, долго удерживает позу, легко переключается).

2 балла – средний уровень (основные упражнения ребенок выполняет, некоторые могут вызывать затруднение, объем движений может быть недостаточен, наблюдаются единичные синкинезии, незначительно нарушен мышечный тонус, возможно затруднения в удержании позы или переключении).

1 балл – низкий уровень (ребенок не может выполнить заданное движение, основные упражнения выполняются неточно, в малом объёме, мышечный тонус нарушен, наблюдаются синкинезии, значительные трудности или невозможность удержания позы и переключения, возможна кинестетическая апраксия).

VII. Исследование состояния импрессивной речи.

1. Состояние пассивного словаря.

Цель: выявить уровень развития пассивного словаря: понимание существительных, действий, признаков предметов, умение обобщать.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Понимание существительных.

Для исследования используются листы с картинками по следующим лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Транспорт».

Логопед просит показать на картинках отдельные предметы, объекты, их части.

4 года – ребёнок показывает куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки.

5 лет – к перечисленным выше предметам добавляется яблоко, груша, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку и сиденье стула, ножки стола.

6 лет – добавляем кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

  • Задание 2. Понимание обобщающих понятий.

Логопед просит показать ребёнка показать несколько предметов, относящихся к одному понятию.

4 года – ребенок должен показать несколько игрушек, предметов обуви и одежды.

5 лет – выбирает картинки по следующим понятиям «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

6 лет - выбирает картинки по следующим понятиям «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

  • Задание 3. Понимание действий.

4 года – по просьбе логопеда ребенок показывает на картинках, где девочка стоит, сидит, лежит, идёт; где мальчик ест, пьёт, читает, рисует.

5 лет – ребёнок показывает, кто летит, плывёт, идёт, прыгает, ползает.

6 лет – ребёнок показывает, кто строит, убирает, продает, покупает.

  • Задание 4. Понимание признаков.

Ребенок показывает по предложенным картинкам :

4 года – большая и маленькая чашка, красный, синий, зеленый и желтый шар, сладкая и кислая еда, круглый и квадратный торт.

5 лет – круглое, квадратное, треугольное и овальное печенье, горячее и холодное, горькое и сладкое.

6 лет – прямоугольная и многоугольная салфетки, молодой и старый человек, весёлый и грустный мальчик, высокий и низкий дом.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -12.

10-12 баллов – высокий уровень развития пассивного словаря.

5-9 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

2. Понимание различных форм словоизменения.

Цель: выявить понимание ребенком единственного и множественного числа существительных, понимание предложно-падежных конструкции, дифференциацию различных форм глаголов.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Дифференциация ед. и мн. числа существительных.

По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках:

4 года – дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – ведра.

5 лет – глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна.

6 лет – рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо – уши.

  • Задание 2. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами.

Ребенок по просьбе логопеда показывает:

4 года – мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка.

5 лет – котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом, ходит по креслу.

6 лет - котёнок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, под креслом, ходит по креслу, выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, прыгает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

  • Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.

4 года – стол, столик, машина, машинка, ведро, ведёрко.

5 лет – носок, носочек, чашка, чашечка, окно, окошечко.

6 лет – нож, ножичек, рукавица, рукавичка, одеяло, одеяльце.

  • Задание 4. Дифференциация ед. и мн. числа глаголов.

По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках.

4 года – кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут.

5 лет – птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут.

6 лет – мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят.

  • Задание 5. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.

4 года – девочка наливает воду в чашку, выливает воду, поливает цветы.

5 лет – птица вылетает из клетки, влетает в клетку.

6 лет – мальчик переходит дорогу, перебегает дорогу, подбегает к дому.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -15.

12-15 баллов – высокий уровень.

6-11 баллов – средний уровень.

0-5 баллов – низкий уровень.

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

Цель: выявить понимание ребёнком отдельных предложений и связной речи (понимание временных, причинно-следственных связей).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Понимание предложений.

Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.

4 года – Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.

5 лет – Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.

6 лет – Бабочка сидит на распустившемся цветке. Бабочка сидит на нераспустившемся цветке.

  • Задание 2. Понимание текста.

4 года – сказка «Репка». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть репку? Покажи». Если ребенку сказка не знакома, логопед рассказывает сказку с опорой на картинки, а потом предлагает ответить на вопросы.

5 лет – сказка «Колобок». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи. Куда бабка положила колобок? Покажи. Кого встретил колобок сначала? Покажи. Кого встретил колобок потом? Покажи. Кто съел колобка? Покажи».

6 лет – сказка «Теремок». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий: « Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -6.

5-6 баллов – высокий уровень.

2-4 балла - средний уровень.

0-2 балла–  низкий уровень.

4. Состояние фонематического восприятия.

Цель: проверить способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом – смешиваемые в произношении.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

4 года – ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: кит – кот, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина.

5 лет - ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мишка, почка – бочка, катушка – кадушка, корка – горка, речка – редька, цвет – свет, челка – щелка, рейка – лейка.

6 лет - ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: мышка – мошка, пашня – башня, сова – софа, крот – грот, лук – люк, марка – майка, ель – гель, плач – плащ.

Критерии оценки:

За каждую дифференцируемую пару слов -1 балл.

Максимальное количество баллов – 8.

7-8 баллов – высокий уровень развития фонематического восприятия.

4-6 баллов – средний уровень.

0 -3 балла – низкий уровень.

VIII. Исследование состояния экспрессивной речи.

  1. Характер экспрессивной речи.

Цель: определить характер и особенности экспрессивной речи ребёнка.

Критерии оценки:

I уровень речевого развития. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукопродражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов. Использует паралингвистические средства общения (выразительная мимика, жесты).

II уровень речевого развития. Пользуется ребёнок простой фразой. Фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.

III уровень речевого развития.  Ребёнок пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Особенности речи.

Необходимо  отметить склонность к эхолалии, наличие речевых штампов.

Данный раздел содержит только качественную оценку характера речи.

  1. Состояние активного словаря.

Цель: оценить состояние предметного, предикативного и атрибутивного словаря, умение использовать обобщающие понятия.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Состояние номинативного  словаря.

Ребёнок называет по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

4 года – игрушки, посуда, одежда, обувь.

5 лет – мебель, овощи, фрукты, птицы.

6 лет – ягоды, насекомые, животные, транспорт.

  • Задание 2. Умение называть части предметов и объектов.

4 года – назвать, изображенные  на картинках ноги, руки, голову, глаза, уши, спинку стула, сиденье и ножки стула, кузов и колеса машины.

5 лет – ребёнок называет нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, воротник, пуговицу, кабину и руль машины.

6 лет – ребенок называет локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары и мотор машины.

  • Задание 3. Знание обобщающих слов.

Ребёнок должен назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.

4 года – мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.

5 лет – стул, стол, шкаф; огурец, помидор, морковь; яблоко, банан, апельсин; воробей, голубь, сова.

6 лет – клубника, смородина, черника; муха, комар, бабочка; кошка, собака, корова; самолёт, автобус, машина.

  • Задание 4. Знание антонимов.

6 лет – подобрать слова – «наоборот»: друг – враг, горе -…, легкий -…, давать -…, добро - …, горячий - …, длинный - …, поднимать - …

  • Задание 5. Состояние предикативного словаря.

4 года – ребенок отвечает на вопросы с опорой на картинки.

Что делает мальчик? (ест). Что делает девочка? (спит). Что делают дети? (играют). Что делает птица? (летит). Что делают рыбки? (плавают). Что делают машины? (едут).

5 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

Как передвигаются птицы, рыбы, змея, лягушка, человек? Как подают голос звери? Кошка мяукает. А собака? Корова? Петух?

6 лет – ребенок отвечает на вопросы логопеда.

Как подают голос животные? Ворона каркает. А кукушка? Волк? Лошадь? Овца?

Врач лечит. А что делает учитель? продавец? маляр? швея?

  • Задание 6. Называние цветов.

Ребенок называет предъявленные цвета.

4 года – красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

5 лет - красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой.

6 лет - красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, розовый, серый, фиолетовый.

  • Задание 7.. Назови какой формы?

Ребенок называет форму предмета с опорой на картинки.

4 года – Мяч какой? (круглый). Платок какой? (квадратный).

5 лет – Солнце какое? (круглое). Печенье какое? (квадратное). Косынка какая? (треугольная). Огурец какой? (овальный).

6 лет – Руль какой? (круглый). Окно какое? (квадратное). Флажок какой? (треугольный). Слива какая? (овальная). Одеяло какое? (прямоугольное). 

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21(Для детей 6 лет).

19-21 балл – высокий уровень.

8-18 баллов - средний уровень.

0-7 баллов –  низкий уровень.

Максимальный балл для детей 4-5 лет -18.

16-18 баллов – высокий уровень.

7-15 баллов – средний уровень.

0-6 баллов – низкий уровень.

3. Состояние грамматического строя речи.

Цель: определить состояние различных форм словообразования и словоизменения Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1.Изменение существительных по числам.

Ребенок образовывает форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки.

4 года – стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна.

5 лет – рот – рты, лев – львы, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца.

6 лет – глаз – глаза, лист – листья, стул – стулья, дерево – деревья, пень – пни, воробей – воробьи.

  • Задание 2. Изменение существительных по падежам.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

4 года – Что есть у мальчика? (мяч). Чего нет у мальчика? (мяча). Кому мальчик дает мяч? (девочке). Что ты видишь на картинке? (машинку). Чем рисует девочка? (карандашом). О ком думает кошка? (о мышке).

5 лет – Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

Много шаров, ключей, берез, ложек, окон.

6 лет - Ответить на вопрос «Чего много?» по картинке.

Много карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

  • Задание 3. Согласование прилагательных с существительными.

Ребенок образует словосочетания с опорой на картинки.

4 года – красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

5 лет – оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

6 лет – фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

  • Задание 4. Употребление предложно-падежных конструкций.

Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.

4 года – Где стоит ваза? (На столе). Где лежат фрукты? (В корзине). У кого мячик? (У мальчика).

5 лет – Где сидит снегирь? (На дереве). Где стоит машина? (В гараже). У кого кукла? (У девочки). Где стоит коза? (За забором). Где едет машина? (По дороге).

6 лет – Где лежит мяч? (Под столом). Где летает бабочка? (Над цветком). Откуда вылетает птичка? (Из клетки). Откуда прыгает котёнок? (С кресла).

  • Задание 5. Согласование числительных с существительными.

Ребенку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»

4 года – два кота, пять котов, две машины, пять машин.

5 лет – два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.

6 лет – два пня, пять пней, два воробья, пять воробьёв, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер.

  • Задание 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

Назвать большой и маленький предметы, изображенные на картинках. Маленький предмет назвать «ласково». Логопед предъявляет образец выполнения.

4 года – стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко.

5 лет – забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка, окно – окошечко.

6 лет – палец – пальчик, изба – избушка, крыльцо – крылечко, кресло – креслице.

  • Задание 7. называние детёнышей животных.

Ребенок продолжает предложение, начатое логопедом с опорой на картинки.

4 года – У кошки – котенок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слоненок.

5 лет – У зайчихи – зайчонок. У волчицы – волчонок. У белки – бельчонок. У козы – козлёнок.

6 лет – У медведицы – медвежонок. У бобрихи – бобренок. У барсучихи – барсучонок. У собаки – щенок. У коровы – теленок.

Доп. задания для детей 6 лет.

  • Задание 8. Образование относительных прилагательных.

Ответить на вопросы логопеда по аналогии.

Стол из дерева какой?- деревянный. Аквариум из стекла? Крыша из соломы? Стена из кирпича? Шапка из меха? Носки из шерсти? Лопатка из металла? Сапоги из резины? Крепость из снега?

  • Задание 9. Образование притяжательных прилагательных.

Ответить на вопросы логопеда по аналогии.

Очки бабушки (чьи?)- бабушкины. Туфли мамы - … Усы кошки -…. Хвост лисы - … Берлога медведя -… Гребень петуха -…

  • Задание 10. Образование приставочных глаголов.

Ответить на вопрос логопеда: «Что делает мальчик?» с опорой на картинки.

Мальчик выходит из дома, отходит от дома, подходит к магазину, переходит улицу, обходит лужу, входит в дом.

  • Задание 11. Образование глаголов совершенного вида.

Составить предложения по картинке.

Девочка строит дом. – девочка построила дом.

Мальчик красит самолет. – Мальчик покрасил самолет.

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -21(для детей 4-5 лет).

19-21 балл – высокий уровень.

8-18 баллов - средний уровень.

0-7 баллов –  низкий уровень.

Максимальный балл для детей 6 лет -33.

30-33 балла – высокий уровень.

12-29 баллов – средний уровень.

0 – 11 баллов – низкий уровень.

4. Состояние связной речи.

Цель: выявить уровень развития связной речи.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.
  • Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.
  • Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.
  • Задание 4. Составление рассказа – описания. Ребенку предлагается любой предмет, хорошо знакомый ребенку (кукла, машинка, зайка) и план – схема для составления рассказа. Для детей 4-5 лет логопед предлагает образец рассказа о похожем предмете.
  • Задание 5. Составление рассказа по серии картинок (Для 6 лет). Ребенку предлагается серия из 3-4 картинок. Ребенок выкладывает последовательность картинок и рассказывает, что происходит в этом сюжете.
  • Задание 6. Составление рассказ  из личного опыта (для 6 лет). Ребенку предлагается вспомнить, что он делал на выходных или рассказать о своем ярком впечатлении.
  • Задание 7. Пересказ. Прочитав рассказ из нескольких предложений, логопед задает ребенку вопросы по содержанию. Затем рассказ ещё раз перечитывается, предлагается план рассказа. После этого ребенок пересказывает рассказ.

Критерии оценки.

3 балла – задание выполнено правильно. Рассказ последователен, не нарушены временные и причинно-следственные связи. Предложения построены грамотно. Помощь логопеда не требовалась.

2 балла – при выполнении задания отмечались единичные не грубые ошибки. Предложения построены правильно, но возможна упрощенная структура высказывания.

Использовалась помощь логопеда (наводящие вопросы).

1 балл – ребенок с трудом справился с заданием при помощи логопеда. Предложения простые. Возможно искажение содержания, нарушение временной последовательности действий. Характерно перечисление отдельных предметов и действий.

0 баллов – ребенок не выполняет задание.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальное количество баллов – 15 (для 6 лет – 21 балл).

Высокий уровень развития связной речи – 13-15 (18-21)баллов.

Средний уровень – 7-12 (8-17)баллов.

Низкий уровень – 0-6 (0-7) баллов.

5. Исследование фонетической стороны речи.

  1. Исследование звукослоговой структуры слова.

Цель: выявить нарушения звукослоговой структуры слова.

 Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки.

4 года – кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5 лет – самолёт, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет – тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Критерии оценки.

Высокий уровень – звукослоговая структура не искажена.

Средний уровень – наблюдается незначительное искажение структуры слова: возможны пропуски согласных при стечении, перестановки слогов в многосложных словах, при этом структура слова не изменяется.

Низкий уровень – грубое искажение структуры слова.

  1. Состояние звукопроизношения.

Цель: Выявить нарушения звукопроизношения (искажения, пропуски, замены).

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

Ребенок повторяет за логопедом все группы звуков. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зрительной опорой.

Результаты заносятся в речевую карту ребенка и итоговую диагностическую таблицу, носят качественную оценку с указанием нарушенных звуков (отсутствие, искажение, замена звука).

  1. Состояние дыхательной и голосовой функции.

Цель: выявить особенности речевого дыхания, голоса.

Результаты заносятся в речевую карту. Отмечается тип дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.

  1. Особенности динамической стороны речи.

Цель: выявить возможные нарушения и особенности темпо-ритмических характеристик речи.

Результаты заносятся в речевую карту. Отмечается темп, ритм речи, паузация, интонированность речевого высказывания.

  1. Состояние фонематических функций.

Цель: определить уровень развития фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.

Методы: выполнение тестовых заданий.

Процедура проведения.

  • Задание 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребенок повторяет за логопедом пары слогов:

4 года – ба – па, га-ка, да-та, мА-ба, ва-ка, на-ня.

5 лет – ба-па-ба, да –та –да, га-ка-га, за-са-за, та-тя-та.

6 лет – са-ша-са, жа-ша-жа, са-ца-са, ча-тя-ча, ла-ля-ла.

  • Задание 2. Выделение начального звука в слове.

4-5 лет – Назови, какой звук в слове первый.

Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искры.

6 лет – мост, пол, дом, вода, кот, год, банка, тапки, нос, фартук, хлеб.

  • Задание 3. Выделение конечного звука.

6 лет – Назови, какой звук слышен в конце слова.

Кот, сом, мох, суп, лимон, сок.

  • Задание 4. Определение последовательности звуков в слове.

6 лет – Назови все звуки по порядку.

Кот, дом, вата, дубы.

  • Задание 5. Определение количества звуков в слове.

6 лет – Посчитай, сколько звуков в слове.

Бык, дом, вата, банан.

Логопед дает образец выполнения задания.

  • Задание 6. Составление слова из звуков.

6 лет – Какое слово получится из звуков.

Д, ы, м- дым, к,а,ш,а – каша, с,у,ш,а –суша.

  • Задание 7.Придумай слово на заданный звук.

4-5 лет – слово на «А», «М», «О».

6 лет – слово на «И», «С», «Д».

  • Задание  8. Отбери картинки на данный звук.

6 лет – найди картинки, названия которых начинаются на «А», «П», «Ш», «Л».

Критерии оценки:

3 балла - задание выполнено без ошибок.

2 балла – единичные ошибки.

1 балл – множественные ошибки.

0 баллов – с заданием не справился.

Баллы начисляются за каждое задание. Максимальный балл -9(для детей 4-5 лет).

7-9 баллов – высокий уровень.

4-6 баллов - средний уровень.

0-3 балла –  низкий уровень.

Максимальный балл для детей 6 лет -24.

21-24 балла – высокий уровень.

10-20 баллов – средний уровень.

0 – 9 баллов – низкий уровень.

Приложение 1.

1.1   «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи» (от 4 до 7 лет).

Автор – составитель Н.В. Нищева

Санкт – Петербург «Детство - Пресс».

1.2   Индивидуальная итоговая таблица мониторинга речевого развития ребенка.

(вкладывается в речевую карту, используется как дневник логопеда с целью фиксации результатов коррекционной работы).

Приложение 2.

«Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР (от 4 до 7 лет)» СПб «Детство - Пресс» 2008 год

Приложение 3.

Итоговые диагностические таблицы.

3.1    Состояние неречевых психических функций.

3.2    Состояние моторной сферы.

3.3    Состояние импрессивной речи и уровня речевой коммуникации.

3.4    Состояние словарного запаса.

3.5    Состояние грамматического строя речи.

3.6    Состояние связной речи.

3.7    Состояние звукопроизношения.

3.8    Состояние фонематических функций.

Приложение 4.

 

4.1   График итогов. Экспрессивная речь.

4.2   График итогов. Звукопроизношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.

Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...

Мониторинг речевого развития детей

Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие» по уровням «Норма» ...

Диагностика и сводные таблицы мониторинга "Речевого развития " детей старшей, подготовительной, младших и средней группы.

Мониторинг выполнения и усвоения основной общеобразовательной программы воспитанниками  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Образовательная область «Речевое развитие&ra...