Нейропсихологические упражнения в логопедической работе с детьми с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Нейропсихология –раздел клинической психологии, который изучает деятельность мозга в организации психических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologiya.docx | 15.7 КБ |
prez_neyrops_upr.pdf | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по нейропсихологической коррекции
Цель:
-оптимизация тонуса мышц;
- развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса;
- развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности;
- освоение и закрепление позы покоя и расслабления.
Вводная часть
1. Игра на оптимизацию тонуса мышц «Половинка»
И.п. - сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Основная часть
2. Дыхательное игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля и ритмирование «Красный шар»
И.п. - сидя на полу. Вдох. Ребенку предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
3. Глазодвигательное упражнение.
И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание равно по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка используется яркий предмет. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым психологом, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, "прорисовывается" несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
4. Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:
* «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
* «Кулак-ребро-ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении психолог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак-ребро-ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
5. Игровое упражнение на формирование произвольной регуляции собственного тела и развитие аудиального гнозиса «Послушай тишину»
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Функциональное игровое упражнение с правилами «Костер"
Ребенок садятся на ковер вокруг "костра" и выполняют соответствующую команду психолога.
По команде (словесной инструкции) "жарко" ребенок должен отодвинуться от "костра",
по команде "руки замерзли" - протянуть руки к "костру",
по команде "ой, какой большой костер" - встать и махать руками,
по команде "искры полетели" - хлопать в ладоши,
по команде "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки с психологом и ходить вокруг "костра".
7. Функциональное игровое упражнение «Море волнуется...» на развитие концентрации внимания, двигательного контроля и элиминацию импульсивности
Ребенку предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Психолог произносит считалку:
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Морская фигура - замри!
Ребенок замирают в одной из поз. По команде психолога "Отомри!" упражнение продолжается.
Заключительная часть
8. Игра-релаксация «Ковер-самолет» на освоение и закрепление позы покоя и расслабления
Психолог: "Представь, что ты лежишь на волшебном ковре-самолете; ковер плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно-нежно обдувает усталое тело и оно отдыхает... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открывай глаза, медленно и аккуратно садись".
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....
Повалюхина Т.А. Презентация "Нейропсихологические методы коррекции в работе с детьми с нарушением речи"
Презентация для учителей-логопедов дошкольных учреждений...
Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....