Сторителлинг – как средство развития связной речи детей раннего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сторителлинг – как средство развития связной речи детей раннего дошкольного возраста.
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании.
Проблема развития речи детей в раннем возрасте в настоящее время особенно актуальна. Все больше детей в возрасте двух – трех лет не умеют разговаривать, объясняются жестами, звукоподражанием, криком. Поэтому проблема развития речи у детей в раннем возрасте становится приоритетной. И многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.
При изучении этого вопроса я натолкнулась на интересный метод развития связной речи - как «сторителлинг». Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).
Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Больше всего меня заинтересовало использование «Кубиков истории» - как одной из форм сторителлинга. Классические «Story cubes» («Кубики историй») - 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.
Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что вы (ребенок) бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…»или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.
Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом - дети придумывают одну историю на всех, когда и каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.
Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Так возможно ли применение такой технологии именно в работе с детьми раннего дошкольного возраста.
Интерпретировав эти кубики под возраст детей и подобрав соответствующие картинки, используя больше классический сторителлинг – вполне возможно.
Что нам для этого нужно? Простые деревянные кубики (5*5*5, клей, ножницы и картинки).
Можно сделать 6 обучающих кубиков по темам: животные, предметы одежды, автотранспорт, овощи, фрукты, игрушки.
В виду особенностей детей данного возраста работа с кубиками истории проводиться или индивидуально или в мини подгруппах. Педагогом задаётся тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Детки вытаскивают кубик из мешочка и с помощью педагога проговаривают фразы. Например:
«Жил – был»…», «В одном волшебном лесу жил…» ….
«Жил был кот. Он пошел гулять и нашел огурец. Огурец коту не понравился и он пошел дальше. И тут увидел автобус. Автобус вез апельсины. Кот погулял и вернулся домой . А дома его ждал подарок – новые штаны.»
Главную роль в повествовании занимает педагог – подталкивая и наводя детей на ответы. При этом идет проговаривание отдельных слов и предложений и обсуждение внешнего вида героя рассказа.
В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории или продолжать историю. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС «КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Описание опыта работы по теме:«КУБИКИ ИСТОРИЙ, ИЛИ СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития...
Мастер-класс для педагогов ДОУ ""Сторителлинг, как способ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель мастер-класса - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использованеия техники "сторителлинг"...
Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг&r...
Мастер-класс «Кубики историй, или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты и т.д.Дети любознательны, им...
Мастер-класс «"Кубики историй", или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг»....
«Мастер-класс» «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Ярошенко Людмила Григорьена воспитательМуниципальное общеобразовательное учреждение...