Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»
материал
Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи» | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день коллеги, Меня зовут Политыко Мария Олеговна, я представлю мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»
Я работу с детьми с ТНР. Развитие речи данной категории детей протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом, препятствуют осуществлению полноценной коммуникации.
В связи с этим необходимы специфические средства и методы, позволяющие детям с ТНР овладеть грамматическим строем речи, умением строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания в их логическом оформлении.
Для меня одним из наиболее результативных методов является наглядное моделирование. Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Не секрет, что для дошкольников особенно важен наглядный материал, который усваивается лучше вербального, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Таким образом, идет не заучивание слов и предложений, а именно формирование языковой способности.
А «Фразовый конструктор» является опорой для высказывания.
Я со своим наставником разработала Дидактического пособие для детей от 4-7 лет с ОВЗ «Шифр» - это набор картинно-графических схем и комплекс игр для системного использования. Игры и упражнения составлены по лексическим темам, всего 23 темы. ДАННОЕ ПОСОБИЕ мы представили НА ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР и стали победителями.
Раздаточный материал к нашему пособию у вас на столе. Это
Набор слов из предметного словаря представлено в виде изображения реальных объектов, подобранных в рамках лексической темы;
Глагольный словарь, представлен в виде символов абстрактного стилизованного силуэтного движения, универсальные для всех лексических тем
Словарь признаков, представлен в виде изображений, определяющие качества предметов: цвета, формы, величины, размера, вкуса, эмоций, универсальные для всех лексических тем
Словарь: обобщений, местоимений, предлогов, представлены в виде схем и обобщающих картинок
Дополнительно используются условные обозначения: знаки препинания, схемы-полоски для составления схемы предложений, цифры и пустые карточки, для дополнительных объяснений ситуаций.
Работать с фразовым конструктором мы начинаем со средней группы, учим детей составлять простые предложения от двух до трех слов. Начинаем с самых простых предложений существительное + глагол. Перед началом работы с фразовым конструктором, необходимо научить ребенка соотносить слова с игрушками и изображениями, то есть он должен понимать, о чем или о ком будет идти речь. Важно научить понимать смысл базовых глаголов. И развить навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям».
Выберу предмет, например, медведь (далее определяем с детьми живой медведь или игрушечный, задаем вопрос это кто или что), а теперь подберем действие, что может делать медведь, выберите из предложенных карточек в наборе глаголы, подходящий для нашего Медведя. Озвучьте свои ответы…. (медведь может летать), в данном возрасте игра важна для ребенка, поэтому я отрабатываю схематическое изображение с деятельностью, обыгрываю ситуацию. Предлагаю непосредственно игрушки. Каждому ребёнку дать поиграть. (Мишка сидит, кушает, бегает). Для исключения не правильных глаголов в формирование предложения, я использую игру, волшебный мешочек, где находятся карточки с схематическими изображениями. МЕДВЕДЬ ЕСТ, МЕДВЕДЬ СИДИТ.
Мы составили предложения из двух слов. Теперь составим из трех. То есть распространяем наше предложение, еще одним предметом или признаком. Давайте сделаем на примере, предложений МЕДВЕДЬ ЕСТ, МЕДВЕДЬ СИДИТ.
МЕДВЕДЬ ЕСТ. Предлагаю вместе выбрать карточки, в существительных, которые подходят медведю, вспомнив чем питается медведь. (Ягоды, грибы, мед). На данном этапе закрепляем и учим составлять не только предложения, но и закрепляем знания о особенностях питания медведя.
А теперь рассмотрим предложение МЕДВЕДЬ СИДИТ. Давайте распространим это предложение. Если мы говорим, что он сидит, где он может сидеть? выберите любую карточку из существительного подходящую к нашему предложению, раз медведь сидит, какой предлог мы добавляем, (на) выберете из карточки на предлоги. Для того чтобы научить детей, схематическому обозначению предлогов, я использую игру коробочка, и игрушку из киндера, детям очень нравится. Думаю, многие из вас этим приемом пользуются. Сейчас озвучте ваши предложения.
Далее мы добавляем прилагательные, определяем качество предмета, с которым действует главный герой, то есть главный член предложения, либо определяем качество главного героя. Показываю. МЕДВЕДЬ СЕЛ НА БОЛЬШОЙ СТУЛ. Большой медведь сел на стул.
В составление всех предложений, важно задавать наводящие вопросы, которые приведут ребенка к правильному, грамматически верному ответу. Для схематического определения качества (худой, толстый, большой, маленький, и форма.) я использую блоки Дъенеша,
Для закрепления умений, составлять предложения, я использую такие приемы, составить предложение по вопросу, по количеству слов и по ключевому слову.
Когда дети уверенно составляют предложения, можно переходить к составлению творческого рассказа. Сегодня мы с вами разберем один из любимых видов моих детей, это придумывание загадок.
Так как, я работаю на средней группе загадки у нас описательные. На них и остановимся. Здесь хорошо подходит лучевая модель.
Давайте вместе составим загадку, о медведе. Карточка медведь, что ассоциируется у вас с медведем? Обратите внимание на лучевую модель, описательного рассказа о медведе. Что обозначает первая карточка? Это кто? Дикие животные. Что обозначает это карточка, цвет, Медведь, какого цвета? коричневый. Что обозначает это карточка? Это карточка размера. В комплекте у нас два, выбираем тот, который нам нужен. Медведь, какой у нас? большой. Следующая карточка, она пустая, ее мы используем для того чтобы зафиксировать, вариант, который предложил ребенок, которого нет у нас на карточке. Давайте здесь отобразим особенность медведя, (спит зимой, мед) и последний вопросительный знак, так как это загадка. А теперь прочитаем загадку. Это дикое животное, коричневого цвета, большой, зимой спит. Кто это медведь.
Как мы видим, придумывание загадок, с помощью условных обозначений, увлекательная деятельность, которые способствуют не только развитию связной речи, но и фантазии, логическому мышлению, закреплению полученных знаний.
А теперь, на основе моего примера попробуйте составить свою загадку. Прочитаете загадку по схеме, а мы попробуем отгадать. Знакомство с графическим представлением информации, формированием навыка дешифровки модели, самостоятельного моделирования, самостоятельности, коммуникабельности, умения оперирования языковыми символами помогут ребенку в дальнейшей учебе в школе, тем самым, связывая нить преемственности между школой и детским садом.
Вопросы: я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ОЦЕНИТЬ МОЙ МАСТЕР КЛАСС, ИСПОЛЬЗУЯ МОЙ ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР, ИСПОЛЬЗУЯ карточки ЭМОЦИИ. Я буду задавать вопросы, а вы будете показывать карточки эмоции. Вам понравился мой мастер класс? узнали вы что-то новое? Был ли полезен вам мастер класс для вас? Будете использовать в своей работе предложенный мной прием? Я ВИЖУ ПО ВАШИМ ОТВЕТАМ, что многим из вас мой мастер класс был полезен и интересен, конечно я отметила, что некоторым из вас знакома данная методика. Мне понравилось с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс " Дидактическая игра " как средство развития связной речи дошкольника.
Мастер - класс....
Мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи"
Материал содержит цели, задачи, этапы работы....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...
Мастер-класс "Пальчиковый театр как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
представлен конспект мастер-класса для воспитателей...
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА «ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА РОДНОМ ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ»
ЦЕЛЬ: Познакомить педагогов с приемами использования различных видов фразового конструктора как эффективного способа развития связной речи. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка...