Закрепление звука "Р". "Как зук Р хозяина искал."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия содержит учебный материал по закреплению звука "Р" в речи, знакомству с буквой "Р".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zvuk_r_hozyaina_iskal.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как звук «Р» хозяина искал»

Материал : Рисунки зверей и птиц ( крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, верблюд, сорока), гор, замка, озера, фруктовых деревьев, цветов (ромашки, астры, розы, георгины); игрушки: Буратино, крокодил Гена, Чебурашка, Дракон), символ звука Р, замки звуков, черный замок.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Психогимнастика

-Ребята, сегодня мы с вами попали в волшебный лес, у него есть свои традиции и законы и чтобы не нарушать их, давайте превратимся в животных этого леса.

-Раз, два, три повернись и в животных превратись.

#1056;азвитие общей, мимической и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнения для развития мимики и общей моторики:

Дети передают мимикой и жестами и движениями трусливого зайца, свирепого волка, хитрую лису, грозного медведя, хмурого ежика, улыбчивых лягушат, сердитого тигра.

Упражнения для развития артикуляционной моторики:

  1. «Зайчик удивляется» (стимуляция движений нижней челюсти). Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  2. «Лисичка улыбается» (развитие мимико-артикуляторных мышц). Попеременное поднятие уголков рта. При спокойном состоянии левой половины рта, поднятие правого уголка рта и наоборот.
  3. «Волк рассматривает дом» (на развитие мышц шеи). Переплетя пальцы в замок, руки согнуть в локтях и прижать к груди, поднимать и опускать голову с сильным нажатием подбородка на «замочек» из пальцев.
  4. «Медведь рассматривает дом» (на развитие мимических мышц). Поднимать и опускать брови. При поднятии бровей, глаза широко раскрываются, при опускании-зажмуриваются.
  5. « Тигр рот раскрыл от восхищенья» (развитие жевательно-артикуляционных мышц). Опускание и поднятие нижней челюсти. Раскрывание и закрывание рта свободно и с преодолением сопротивления рук.

Работа над развитием дыхания и голоса.

-У каждого зверя свой голос, у кого-то громкий, у кого-то тихий, а у некоторых почти беззвучные голоса.

-Каждое животное имеет свой неповторимый звук, это и пыхтение, и ворчание, и рычание, и кваканье.

Дети изображают голоса животных громко, тихо, беззвучно.

#1059;пражнения по развитию произношения и обучению грамоте. Знакомство со звуком «Р».

-Посмотрите, что-то наш тигр загрустил, мне кажется, я знаю в чем дело. Он потерял свой голос, забыл свой звук.

-Давайте изобразим сердитого тигра и покажем, как он ……рычит.

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит- это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Спинка языка-опускается, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, горлышко звенит, дрожит.

-Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? А теперь послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил звук Р. Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?

Характеристика звука «Р»

Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Гласный или согласный?

Произнесение изолированного звука. Работа над голосом.

Вокруг звука «Р» зарычали звери. Как они рычали? Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром.

(произнесение звука «Р» с усилением и ослаблением голоса).

Развитие фонематического слуха.

Детям раздаются красные и синие кружки, дети должны поднять синие кружки, когда услышат правильное название животного, изображенного на картинке, красные-неправильное(тик-тигл-дик-тигр-дигр-дигл-тигр)

Знакомство с буквой Р.

Выставляется буква Р .

Звук «Р» посмотри, вот это твоя буква.

Букву Р писать несложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

и получится флажок.

Л.Леонова.

Детям предлагается изобразить букву Р с помощью пальчиков и соответствующих поз.

Произношение звука в слогах, слоговых сочетаниях и словах.

(выставляется картина, с изображением гор)

Что это? (это горы). Звуку «Р» надо помочь перебраться через горы и найти своего хозяина среди зверей. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетела буква А, какой слог получился? (РА) итак со всеми гласными звуками. Получилось волшебное заклинание:

– Ры – Ро – Ру – Ра, расступилась гора.

Повторите его! Расступилась гора, а за ней огромные «та – во – ро» Что я перепутала? Произнесите слово правильно. Упал звук «Р» и поранил руку и воскликнул «Ох, рана» Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана).

Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Чтобы охрана пропустила звук «Р» через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые характеризуют плохие качества и слова людей, а вы противоположные по смыслу – хорошие слова. Зло (Добро), Лень (Трудолюбие), Трусость (Храбрость), Грусть (Радость). Ура! Ворота открылись! А за воротами – звери . Если угадаете как их зовут, то они помогут звуку «Р» и укажут ему дорогу к своему хозяину.

а) Соберите «рассыпанные звуки» ж, р , и, а, ф в слово? (жираф)

б) Отгадайте названия животных в словах, которых перепутанные слоги: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб,(крокодил, кенгуру, зебра).

С кем подружился звук « Р»? ( С крокодилом, зеброй, кенгуру).

Есть среди них хозяин звука «Р»? Давайте подскажем нашему звуку,что мы знаем о его владельце.

-В названии животного первый звук «Т», последний – «Р», всего в слове 4 звука, кто это (ТИГР). «Разбросайте звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук «Р» ? Сколько звуков в слове тигр?

VI. Физкультминутка.

Веселая разминка под музыку Шаинского «Вместе весело шагать по просторам».

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Падежное управление.

Долго искал звук « Р» своего хозяина, за время своего путешествия много видел(педагог показывает картинки, дети называют): деревья, цветы, облака, ели, сосны, кусты, траву, солнце. Звук «Р» любовался (ромашками, соснами, облаками, солнцем, травой).

Словообразование.

Какие фруктовые деревья встретил звук «Р» на своем пути? (показываются картинки с плодами фруктовых деревьев, дети называют названия деревьев груша- грушевые, гранат-гранатовые , персик- персиковые, яблоко-яблоневые, слива-сливовые). На этой лозе растет…(виноград). Какая это лоза? (виноградная). Расскажите какие фруктовые деревья угощали звук «Р» плодами ? ( Грушевые – грушами, персиковое – персиками, яблоня – яблоками и т.д.)

Произношение звука «Р» в чистоговорках. Словотворчество детей.

Шел звук «Р» песенки распевал, чистоговорки сочинял.

(сочинение чистоговорок со словами гора, виноград, гранат).

Ра-ра-ра, стоит высокая гора.

Рад-рад-рад, растет сладкий виноград.

Нат-нат-нат – я люблю гранат.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

-С каким звуком мы сегодня познакомились? Давайте еще раз вспомним какой звук «Р»?(согласный, твердый, звонкий).Кто является хозяином среди зверей такого громкого звука?

-А теперь мы с вами нарисуем настроение нашим животным(детям раздаются листочки с изображением зверей, они дорисовывают улыбки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Постановка башкирской сказки "Как собака искала себе хозяина"

Постановка башкирской народной сказки "Как собака искала себе хозяина"...

В гостях у башкирской сказки "Как собака искала себе хозяина"

Конспект итоговой организационной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "В гостях у башкирской сказки" (по мотивам народной башкирской сказки "Как собака искала себе х...

Сценарий сказки "Как Зайчонок хозяина искал"

В нашем детском саду мы часто показываем своим воспитанникам сказочные постановки. Иногда берём готовые разработки, иногда сочиняем сами. Сценарий сказки «Как Зайчонок хозяина искал»...

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Сценарий по Башкирской народной сказке: «Как собака хозяина искала» для детей подготовительной к школе группы.

Сценарий по Башкирской народной сказке: «Как собака хозяина искала» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Создать условия для развития творческой активности детей в театрали...