Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ.
статья по логопедии
Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_praktika_uchitelya-logopeda_v_dou_s_detmi_ovz.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ.
Слова Сократа «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.
Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.
Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут педагогу, что необходимо сделать динамическую паузу, зрительную гимнастику?
- Нарушение координации, замедленность мелких движений.
- Длительные отвлечения, зевота.
- Бессмысленные манипуляции с предметами.
- Повышенная раздражительность.
- Нарушение недавно сформированных умений.
Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:
Возраст детей | Средняя группа | Старшая группа | Подгото-вительная группа |
Время наступления утомления | 7 – 9 минута | 10 – 12 минута | 12 – 14 минута |
Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2 – 3 минут, включающие упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.
Авторы коррекционных методик (Л. С. Волкова, Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие) значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.
Перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произношения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При коррекции тяжёлых нарушений речи, как, правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. Дыхательная функция нуждается в тренировке.
При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребенка демонстрируют положительное отношение к детям.
Анализ медицинских диагностических данных логопедических групп МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» показал, что с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по нарушению зрения (около 20% детей). Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость.
Как же можно помочь формирующемуся детскому организму предотвратить ухудшение зрения у детей с нарушением речи?
Своевременная профилактика значительно снижает потери зрения. Особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Они, несомненно, приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, способствуя поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление. При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста. Регулярные тренировки являются лучшим средством профилактики старческой дальнозоркости и способствуют заметному улучшению зрения.
В своей работе с детьми провожу физкультминутки для глаз в игровой форме с целью повышения интереса к упражнениям и качественного их выполнения, с учетом лексической темы.
Например: Лексическая тема «Грибы»
Речевое сопровождение | Зрительное упражнение |
Опята Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят. | Движение глазами влево-вправо Дети смотрят вдаль Часто моргают глазками |
Для сокращения и расслабления глазодвигательных мышц ребенка применяю тренажёр «Рукавички». Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек.
Схема тренажера: Педагог, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны и 10-15 секунд поочередно сжимает и разжимает ладони. Упражнения подобного типа рекомендует доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.
Для развития восприятия и зрительно-моторной координации провожу с детьми упражнение «Разноцветные звёзды» Место нанесения звёзд - стены кабинета.
Упражнение заключается в одновременном слежении глазами по заданной траектории в положении стоя.
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.
Развитие мелкой моторики пальцев рук – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.
В логопедической группе для детей с нарушением используем:
- массаж ладоней и пальцев рук: оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Для проведения массажа используем различные предметы: шестигранные карандаши, грецкие орехи, семена фасоли, резиновые колечки, мячики с шипами Су-Джок.
- пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры: Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начинает придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма.
- выкладывание фигурок, узоров, букв: В ходе выполнения игровых действий применяем различные материалы: арбузные семена, фасоли, гороха для сортировки и выкладывания фигурок, счетные палочки и геометрические фигуры для составления узоров и контуров предметов, пшённая крупа для написания букв.
Большой интерес для детей представляют: выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, игры – шнуровки.
К нетрадиционной форме работы можно отнести игры с прищепками, цель которых:
- Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.
- Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.
- Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обучать дифференциации звуков в слогах.
Например: Игра «Цвет - звук»
Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зелёного, синего цвета.
Задание. Ребёнку предлагается выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребёнок должен чётко проговорить звук и назвать цвет прищепки, которую он выбрал.
Например: слог ма: звук «м» - твёрдый согласный, поэтому прищепка синяя; звук «а» - гласный, поэтому прищепка красная.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедических группах для детей с нарушением речи разной степени тяжести способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.
ЛИТЕРАТУРА:
- Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.
- Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение // Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с., ил. (Серия «Домашняя школа»)
- Корнева И. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum
- Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Авторы-составители: Т.З. Особова, С.Г. Генкина – Санкт-Петербург, 2005
- Среда детского сада: гигиенические требования. М.И. Степанова /Дошкольное воспитание, № 9, 2006, с. 55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.
Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В....
Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)
Цель проекта: коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий. Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...
Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»
В логопедической работе с детьми с ОВЗ по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплек...
Традиции и инновации: здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Ознакомление родителей воспитанников с нетрадиционными технологиями валеологического просвещения, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского с...
«Нейропсихологический подход в практике учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта: «Нейроигры. Нейросказки.»
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глу...