Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Скитченко Алла Никоаевна

Цель проекта:  коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий.  

       Задачи проекта:

- совершенствовать общую и мелкую, артикуляционную моторику;

- совершенствовать зрительно-пространственный гнозис;

- формировать правильное речевое дыхание;

- повысить компетенции родителей  в использовании здоровьезберегающих технологий в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevichok_skitchenko_a.n._03.06.20.docx140.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» г. НАДЫМА»

Педагогический проект

                               «Речевичок - здоровячок»

(использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми

6-и – 7-и лет)

По типу деятельности: познавательный

   По количеству участников: групповой

По продолжительности: долгосрочный (октябрь 2019г. – апрель 2020г.)

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы,

учитель-логопед

Автор проекта: Скитченко А.Н., учитель-логопед

Редактор: Жигалова А.Л., методист

Надым

2019

Проблема.

                В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста, поэтому проблема охраны и укрепления их физического и психического здоровья имеет первостепенное место. Данная проблема ставит перед педагогаминеобходимость поиска новых механизмов для укрепления и коррекции здоровья.

Актуальность проекта.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Особую актуальность приобретает сохранение и укрепление психофизического здоровья ребёнка, требующее внедрение инновационныхздоровьесберегающих технологий.

Анализируя состав воспитанников детского сада можно сделать вывод о том, что у детей, имеющих отклонения в речевом развитии, наблюдаются и хронические заболевания. Среди таких  детей значительную часть составляют дети 5-и – 6-и  летнего возраста, не овладевшие в нормативные по своему возрасту сроки звуковой стороной языка.

Научные исследования и практический опыт ведущих педагогов коррекционного цикла в РФ доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо уже в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы усугубляются: снижаются память и работоспособность, возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания.

Использование инновационныхздоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Такие технологии помогают создавать психофизиологический комфорт для детей во время занятий,  «ситуацию уверенности» в своих силах, а педагогу - организовывать интересные и разнообразныезанятия. Такие методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.

Актуальность проблем здоровьесбережения, анализ теоретической и методической литературы Т.В. Буденной, О.С.  Гомзяк, СВ. Кузнецовой, Е.В. Котовой, Т.А. Романовой, М.Ю.Картушинойподвели нас к созданиюпедагогическогопроекта «Здоровячок-речевичок».

Новизна проекта  заключается в реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя-логопеда.

        Тип проекта: долгосрочный,  октябрь 2019  - апрель 2020 года.  

        Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, зачисленные на логопункт №3, учитель-логопед, родители.

        Цель проекта:  коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий.        

        Задачи проекта:

- совершенствовать общую и мелкую, артикуляционную моторику;

- совершенствовать зрительно-пространственный гнозис;

- формировать правильное речевое дыхание;

- повысить компетенции родителей  в использовании здоровьезберегающих технологий в домашних условиях.

Ожидаемые результаты проекта:

- вырастут показатели сформированности по критериям «развитие общей, мелкой моторики,  зрительно-пространственного гнозиса»;

- вырастут показатели сформированности по критерию «правильное речевое дыхание»;

- у родителей воспитанников повысятся компетенции в использовании здоровьезберегающих технологий в домашних условиях.

Основные принципы реализации проекта:

  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

Продукты проекта:

  1. Буклеты для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Су-джок-терапия дома».
  2. Индивидуальные и групповые консультации для родителей«О развитии речевого дыхания детей с нарушениями речи», «Развитие фонематического слуха у детей с использованием различных игр и упражнений», «Показатели речевого развития ребенка», «Домашняя игротека (знакомство с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий)».
  3. Семинар-практикум для педагогов «Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных издоровьесберегающих технологий».

Перспективно-календарное планирование

реализации мероприятий проекта

№ № п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1.Подготовительный этап

Методическая работа

1.

Разработать перспективный план работы по формированию речевой активности

Сентябрь 2019г.

Скитченко А.Н.

2.

Анализ и подбор методической литературы по тематике реализации проекта.

Сентябрь 2019г.

Скитченко А.Н.

3.

Организация развивающей среды логопедического кабинета.

  • Пополнение картотеками, дидактическими играми:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками, стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

- пальчиковый алфавит;

  • Пополнение наглядно-демонстрационными   материалами:

- дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика;

-массаж и самомассаж;

-движения под музыку;

-пальчиковые игры и драматизация сказок;

-игры с мячом: телеграф, слоговые дорожки, цепочки слов.

Сентябрь 2019г.

Скитченко А.Н.

Скитченко А.Н.

Скитченко А.Н.

2. Основной этап

Совместная деятельность с детьми на коррекционных логопедических занятиях

1.

Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

Октябрь 2019г. - апрель 2020г.

Скитченко А.Н.

2.

Пальчиковая гимнастика с применением су-джок – терапии.

3.

Игры с мячом

4.

Дыхательная гимнастика

5.

Применение метода «Наглядного моделирования»

6.

Применение метода песочной терапии

7.

Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин)

8.

Массаж и самомассаж лица, пальцев рук

9.

 Физкультминутки

Работа с родителями

1.

Выступление на родительском собрании по теме «Речевое развитие детей 5-6 лет»

Октябрь 2019г.

Скитченко А.Н.

2.

Анкетирование родителей на тему «Как сохранить здоровье  детей?»

Октябрь 2019г.

Скитченко А. Н., родители

3.

Консультация «Роль семьи в здоровьесбережении ребенка»

Ноябрь 2019г.

Скитченко А. Н., родители

4.

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих игровых упражнений  в домашних условиях»

Декабрь 2019г.

Скитченко А. Н.,

5.

 «Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий»

Март 2020

Скитченко А. Н.,

6.

Фотовыставка «Укрепляем пальчики - развиваем речь»

Февраль 2020г.

Воспитатели

  1. Заключительный этап

1.

Мониторинг показателей уровня речевой активности детей.

Апрель 2020г.

Скитченко А. Н.

2.

Анализ реализации педагогического проекта.

Май 2020 г.

Скитченко А. Н.

3.

Отчет о  результативности реализации проекта на заседании педагогического совета.

Май 2020г.

Скитченко А. Н.

4.

Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании.

Май 2020г.

Скитченко А. Н.

Мониторинг отслеживания результативности проекта

Для отслеживания результативности проекта предусмотрена педагогическая диагностика в начале реализации проекта (октябрь 2019) и в конце реализации проекта (апрель 2020) в виде обследования артикуляционной мелкой и общей моторики, речевого дыхания, оптико-пространственного гнозиса.

Критерии и уровни педагогического мониторинга

по отслеживанию результативности проекта

Критерии

Уровни

Методы отслеживания

Критерий сформирован

Критерий сформирован частично

Критерий не сформирован

  1. Речевое дыхание:

сделать вдох и выдох через нос;

вдохнуть носом, выдохнуть ртом;

 вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;

вдыхать и выдыхать через рот

Выполняет все задания

Половину из предложенных заданий выполнить затрудняется

Не выполняет задания

Наблюдение в процессе занятий

2.

Артикуляционная моторика:

упражнения «Качели», «Часики», «Чашечка», «Горка»

Точно воспроизводит все движения

Движения не точные, не полные, низкая переключаемость с одного движения на другое

Не может выполнить заданные движения

Наблюдение в процессе занятий

3.Мелкая и общая моторика:

Упражнения на координацию движений;

повторение фигур из пальцев ««Кулак – ребро – ладонь», «Кольцо»

С заданием справился полностью: точное воспроизведение движений

Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения

С заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений

Наблюдение в процессе занятий

4.Оптико-пространственный гнозис:

Ориентировка в схеме тела.

Ориентировка в окружающем пространстве.

Ориентировка на плоскости (листе бумаги)

Самостоятельно выполнил все задания

Справился с заданиями с помощью педагога

Не выполнил предложенные задания.

Наблюдение в процессе занятий

Форма  протокола отслеживания результативности проекта

Критерии оценки

Речевое дыхание

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие

моторных функций артикуляции

Оптико-пространственый

гнозис

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Уровень развития не сформирован

Уровень развития сформирован в недостаточной мере

Уровень развития сформирован

в достаточной мере

Использованная литература:

  1. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007
  3. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010
  4. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2014
  5. Коновалова Н.Г., Корниенко Л. В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2016
  6. Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. Логопедический массаж. – М.: ТЦ Сфера, 2015

Интернет-ресурсы:

http://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190

http://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm

https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelyalogopeda-dou-kompensiruyuschego-vida-659480.html

https://edu.tatar.ru/upload/images/files/программа%20учителя-логопеда.pdf

http://www.myshared.ru/slide/725720

http://gigabaza.ru/doc/7546.html

Приложение № 1

Анкета для родителей

«Здоровье и ребёнок»

Цель анкетирования: выяснить проблемы, возникающие у родителей в укреплении здоровья ребенка, проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни

Фамилия, имя ребенка________________________________________

  1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

  • совсем не болеет  
  • редко болеет
  • часто болеет

  1. Если более каковы, по Вашему мнению, причины болезней:

  • гиподинамия
  • неблагоприятная экология
  • наследственность

3. Знаете ли Вы о влиянии массажа и самомассажа на здоровье ребенка?

  • да
  • нет
  • частично

4. Обращаете ли Вы внимание на дыхание Вашего ребёнка при разговоре с ним?

  • да
  • нет

5. Какие игры предпочитает Ваш ребёнок?

  • подвижные
  • спокойные за столом
  • компьютерные

6. Какие методы укрепления здоровья своего  ребёнка вы используете?

  • прогулки
  • закаливание
  • правильное питание
  • спорт
  • другое_________________________________________________________

7. Какие методы оздоровления вам знакомы?

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • су-джок-терапия

Дата ____________           Спасибо за участие в опросе!

Отчёт по реализации педагогического проекта

«Речевичок - здоровячок»

 в 2019-2020 учебном году

Учитель-логопед  Скитченко А.Н.

Педагогический проект «Речевичок-здоровячок» был реализован с 01.10.2019г. по 31.04.2020г. с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи 6-х – 7-и лет. Проект  направлен на совершенствование общей и мелкой, артикуляционной моторики, зрительно-пространственного гнозиса, формирование правильного речевого дыхания.

Была изучена методическая и научно-практическая литература по теме проекта, подобран методический и дидактический материал по теме проекта.

В течение реализации проекта были разработаны буклеты для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Су-джок-терапия дома». Проведены индивидуальные и групповые консультации для родителей «О развитии речевого дыхания детей с нарушениями речи»,  «Домашняя игротека (знакомство с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков)». Для отслеживания результативности проекта проводился педагогический мониторинг уровня развития общей и мелкой, артикуляционной моторики, зрительно-пространственного гнозиса, речевого дыхания.

На начало реализации проекта (октябрь 2019г.) выявлено, что:

- параметр «сформированность речевого дыхания»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 3 чел./24%, не сформирован – 10 детей/76%.

- параметр «сформированность мелкой моторики»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере -  5 чел./38%, не сформирован – 8 детей/62%.

- параметр «сформированность артикуляционной моторики»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 3 чел./24%, не сформирован – 10 детей/76%.

- параметр «сформированность оптико-пространственного гнозиса»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 4 чел./31%, не сформирован – 9 детей/69%.

-  у 76% детей речевое дыхание было сформировано в недостаточной мере; выдох был слабым  и неточным; дыхание осуществлялось верхнеключичным способом;

- у 62% детей развитие речевой моторики не соответствовало возрастной норме; нарушена точность движений, наблюдалась слабая переключаемость от одного движения к другому;

- у 76% детей в недостаточной мере развита мелкая моторика, нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность; дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали их элементы.

- у 69% развитие оптико-пространственного гнозиса было значительно ниже возрастной нормы; отмечалось нарушение определения пространственных направлений по отношению к себе, ориентации предметов по отношению друг к другу, ориентации в схеме тела человека, стоящего напротив, ориентации на листе бумаги; затруднена  работа над предлогами.

На конец реализации проекта  (март 2020г.) выявлено, что:

- параметр «сформированность речевого дыхания»: сформирован в достаточной мере - 10 чел./76%, сформирован в недостаточной мере - 3 чел./24%, не сформирован – не выявлено.

- параметр «сформированность мелкой моторики»: сформирован в достаточной мере - 11 чел./85%, сформирован в недостаточной мере -  2 чел./15%, не сформирован – не выявлено.

- параметр «сформированность артикуляционной моторики»: сформирован в достаточной мере - 11 чел./85%, сформирован в недостаточной мере - 2 чел./15%, не сформирован – не выявлено.

параметр «сформированность оптико-пространственного гнозиса»: сформирован в достаточной мере - 11 чел./ 85%, сформирован в недостаточной мере - 2 чел./15%, не сформирован – не выявлено.

У 76% детей  сформировалось правильное речевое дыхание, повысилась сила и точность выдоха.

У 85% детей хорошо сформировалась мелкая  моторика: движения стали точными, хорошо скоординированными, целенаправленными.  Дети научились правильно и точно повторять фигуры из пальцев, выполнять движения руками по образцу, движения стали ловкими, точными. Темп движений увеличился, появилась синхронность и плавность движений.

Мониторинг показал, что артикуляция  85% детей стала точной, четкой, дети перестали испытывать затруднения переключаясь от одного движения к другому.  

85 % детей  стали определять пространственные направления по отношению к себе,  хорошо ориентироваться в схеме тела человека и предметов по отношению друг к другу, ориентироваться на листе бумаги, усовершенствовалась  работа над предлогами.

Запланированные проектом задачи считаем выполненными.

    Вывод:

 Использование здоровьесберегающих технологий, таких как: биоэнергопластика, песочная терапия, «су-джок»-терапия,  массаж, самомассаж  в деятельности учителя-логопеда является эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, помогающим достижению успехов в преодолении не только речевых трудностей и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии  оптимизируют процесс коррекции речи детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Протокол  результатов педагогической диагностики по реализации проекта «Речевичок - здоровячок» в 2019-2020 учебный году»

Критерии оценки

Речевое дыхание

Развитие мелкой моторики

Развитие

моторных функций артикуляции

Оптико-пространственый

гнозис

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Начало реализации

%

Конец реализации

%

Уровень развития не сформирован

10чел.

76%

0

8чел.

62%

0

10чел.

76%

0

9чел.

69%

0

Уровень развития сформирован в недостаточной мере

3 чел

24%

3чел.

24%

5чел.

38%

2 чел.

15%

3 чел.

24%

2 чел.

15%

4 чел.

31%

2 чел.

15%

Уровень развития сформирован

в достаточной мере

0%

10 чел.

76%

0%

11 чел

85%

0%

11 чел.

85%

0%

11 чел.

85%

Приложение 1.

Консультация для родителей на тему: «О развитии речевого дыхания детей с нарушениями речи»

Подготовила учитель-логопед Скитченко А.Н.

Дыхание выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание  (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

 При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

 При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

-не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

-температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

-одежда не должна стеснять движений;

-не заниматься сразу после приема пищи;

-не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Дровосек

 Исходное положение:  встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз,

 Комарик

Исходное положение:  сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

Все  упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. Зато ваш ребёнок отблагодарит вас за эти минуты общения красивой и правильной речью в дальнейшем. Не ленитесь! Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание.

C:\Users\6\Desktop\Проекты\Приемы су-джок.jpg

«Домашняя игротека».

Игры, игровые упражнения на закрепление различных речевых навыков дома.

Подготовила учитель-логопед Скитченко А.Н.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игровые упражнения «В свободную минутку».
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребенка.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади ... (жеребенок) и т. п.

Игра на развитие грамматического строя речи.
«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п. Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.

Подвижные игры.
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре (бассейн) и учителя -логопеда при проведении коррекционной работы с дошкольниками

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива. Работая с детьми с нарушением речи перед педагогами став...

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в процессе коррекционной работы с детьми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализаци...

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

laquo;Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»...

«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»

Специфика деятельности специалистов  и воспитателей предполагает оказание помощи разным категориям дошкольников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познаватель...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»

Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»...