«Нейропсихологический подход в практике учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ в процессе реализации проекта: «Нейроигры. Нейросказки.»
проект

Климова Ольга Сергеевна

Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов и проведение проектной деятельности.

Актуальность нашей совместной работы заключается в следующем.  Нейропсихологические занятия являются очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребенка, позволяют эффективным образом преодолеть трудности обучения, оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_polnoe.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд 2. Современное образование в соответствии с ФГОС гарантирует доступность и равную возможность получения полноценного образования детям с ОВЗ. В последнее время отмечается тенденция в увеличении количества дошкольников с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями необходимо обеспечивать специальными условиями для обучения и воспитания в ДОУ.

 Правильно организованная коррекция речевых нарушений дошкольника во многом зависит не только от уровня организации логопедической помощи, но также и от психологической помощи.

 Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов и проведение проектной деятельности.

На протяжении долгого времени, в своем дошкольном учреждении мы осуществляем тесное сотрудничество с педагогом-психологом, реализуя проектную деятельность в разных возрастных группах.

Слайд 3 Применение традиционных общепринятых психолого-педагогических методов коррекции во многих случаях малоэффективны или невозможны в силу особенностей детей с ОВЗ. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае, очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологического подхода, базирующегося на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. 

Актуальность нашей совместной работы заключается в следующем.  Нейропсихологические занятия являются очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребенка, позволяют эффективным образом преодолеть трудности обучения, оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка с ОВЗ.

Слайд 4 Цель: создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр , интеграция нейропсихологического подхода в проведение проектной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе реализации проекта «Нейроигры. Нейросказки».

Задачи:

- стимулировать речевую деятельность детей;

- развивать слухоречевое внимание;

-  развивать нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребенка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие);

- совершенствовать контроль и соморегуляцию;

- развивать общую и мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;

- способствовать формированию новых нейронных связей.

Слайд 5

Нейроигры имеют ряд преимуществ:

- занятия проходят в игровой форме;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- многофункциональность и универсальность пособий;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Слайд 6   Нейроигры –это игры, созданные на основе науки Нейропсихология -. наука о взаимодействии высших  психических процессов с работой головного мозга и его  отделов. Следуя идеям Л. С. Выготского, Александр Романович Лурия совместив знания из области медицины и психологии, основал новую науку – нейропсихологию.  

Слайд 7

Нейропсихологические игры - это комплекс телесно-ориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка. К тому же, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Период активного развития головного мозга до 6 лет наиболее оптимален для коррекции его деятельности.

 А нейропсихологические упражнения − это эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка психического развития и другие.

Слайд 8 Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными, чересчур импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.

Регулярное использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приводит к следующим результатам: синхронизируется работа полушарий головного мозга; повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость; развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль; совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика;  ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.

Слайд 9 В своей работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, мы используем ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

    Слайды10-17 Нейроигры включат в себя следующие виды упражнений:

1Дыхательные упражнения
Улучшают ритмику организма развивают самоконтроль и произвольность 

2. Игровой массаж и самомассаж

Благодаря которому в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка. 

3. Пальчиковые упражнения для детей для развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальчиков

4. Двигательные упражнения для детей
для развития общей моторики, координации, умения владеть своим телом

5.Упражнения для развитие артикуляционного аппарата
для уточнения произношения звуков, автоматизации звуков в речи

6.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Синхронизация обоих полушарий мозга

7.Упражнения на развития мелкой моторики

8.Упражнения на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

Слайд 18 Чтобы детям было более интересно, мы решили связать нейроигры со сказками и получился проект «Нейроигры. Нейросказки». Выбор сказок и сказочных героев был не случаен. Как мы говорили ранее, совместную деятельность мы ведем уже давно (показать карту) пару слов о героях. Один из наших предыдущих проектов, который полюбился детям –Проект «Сказочная карта России.». Немного из истории создания этой карты. Журналист  Алексей Козловский, который проживает в городе Москва  собрал сведения о местах рождения или обитания сказочных и былинных героев народных сказок. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям.

Посмотрите! Перед вами сказочная карта России. Наши дети теперь знают, в каких  городах России  живут   сказочные герои. Например:

Дед Мороз .Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг.В Великом Устюге находится вотчина деда мороза, открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта .Снегурочка .Терем Снегурочки находится в Костроме. А еще в Костромской области находится деревня Щелыково.Здесь расположено имение Александр Николаевич Островского, который и написал сказку о Снегурочке. Снеговик - волшебный персонаж, родиной которого является Архангельск. В этом городе его волшебный дом, в котором  он круглый год радушно принимает гостей, знакомит их со своими владениями и проводит различные праздники, игры, квесты. Курочка Ряба – Ермаково.В августе в поселке Ермаково, что в Ярославской области, ежегодно проходит праздник, посвященный волшебной Курочке. Кроме того, здесь существует и музей Курочки Рябы.Емеля и Щука – Ростов Великий. В Ростове регулярно проводятся праздники «По щучьему велению». с самим Емелей, едущим, как ему и положено, на печи. По легенде именно здесь ростовского озера Неро живет та самая волшебная щука.Буратино – Зеленоградск. Жители города считают, что деревянный мальчик родился именно у них. И приводят аргумент: в Зеленоградске есть Поле чудес – то самое, описанное в “Золотом ключике”. Чебурашка – Москва. В 2008 году на территории детского сада N 2550 в Восточном округе Москвы был открыт музей Чебурашки. Среди его экспонатов пишущая машинка, на которой писатель Эдуард Успенский создал историю Чебурашки.

Таким образом, Нами был разработан цикл нейросказок, по сказочной карте России.

Чтобы было понятнее, давайте поговорим о том, чем отличается нейросказка от обычной сказки. Нейросказка – это сказка с использованием нейропсихологических игр. Она позволяет стабилизировать эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка. В наших нейросказках были гостями герои из Сказочной карты России. Все Задания были подобраны с учетом конкретного персонажа. Наиболее интересные нейроигры, а также методические пособия, консультации, картотеки представлены перед вами. Позже, вы можете с ними ознакомиться поближе.  Итак, представляем вашему вниманию наши нейросказки:

Слайд 19 - 27

Дедушка Мороз и Снегурочка - это добрые волшебные герои, которые приходят в Новый Год и способны исполнить любое желание. Для ребят были подобраны нейроигры на новогоднюю тематику.

Снеговик самый веселый и жизнерадостный персонаж. В русских сказках и мультфильмах он постоянный спутник деда Мороза. Ребята с удовольствием играли с ним в снежки и веселились.

Баба-Яга – проказница! Запутывала ребят и давала им сложные задания! Например, дети помогали сказочным героям вернуть  в сказки вещи, которые перепутала Баба-Яга, отгадывали логические задачи, чтобы расколдовать сказочного героя.  

«По щучьему велению»  Ребятам нужно было преодолеть препятствия, найти дорогу к царю и продемонстрировать смекалку и сообразительность.  Вместе с Емелей ребята учились трудолюбию, ловкости, вниманию, ответственности и умению понимать свои желания вовремя.

Курочка Ряба -одна из первых сказок, которую слышат малыши, рассказывают о золотом яичке, курочке и дедушке с бабушкой. Мы ее разыграли перед детьми в формате нейросказки.

А Буратино - деревянный, с длинным носом, ребята играли с карандашами, искали волшебный ключик и показывали жесты пальчиками.

Колобок – этот румяный золотистый герой очень находчивый и добрый. Ребята с удовольствием играли с колобком и помогали ему преодолеть трудности на своем пути.

 Во время подготовки к этой нейросказке мы нашли интересную информацию о колобке. Белый заяц, серый волк, бурый мишка и хитрая рыжая лиса, на самом деле символизируют времена года – зиму, весну, лето и осень. А Колобок – этот золотистый, круглый герой – на самом деле ясное солнышко, которое было съедено хитрой лисой, символизирующей осень. Эта добрая сказка повествует о том, что времена года имеют определенный характер и свои особенности. Всем известно, что на протяжении зимы, весны и лета солнце не перестает радовать людей своими золотыми лучами и согревать не только тело, но и душу. А вот с наступлением осени Колобок – ясное солнышко – прячется и исчезает под покровом густых туч.

Царевна Лягушка дети прыгали по кочкам, много двигались, проявляли находчивость и изобретательность. 

Чебурашка любит апельсины, и он очень дружелюбный, дети играли с шариками, делали прически его подруге девочке Гале, делили апельсины для друзей.

 В дальнейшем мы планируем продолжать нашу работу, чтобы изучить всех персонажей.

Слайд 28 В апреле этого года нами было проведено городское мероприятие для педагогов-психологов города, где мы представили свой опыт работы.

Слайд 29-30 Результаты работы.

По результатам итоговой диагностики детей увеличен показатель речевых процессов и познавательной  активности почти на 60%;

С родителями проводили анкетирование - по результатам анкетирования увеличилось количество родителей компетентных в вопросах        использования нейроигр в домашних условиях для речевого развития детей

С педагогами проводили консультации, семинары, мастер-класс- среди педагогов увеличена        компетентность        в        вопросах использования  упражнений        нейроигр        в        образовательном процессе        с   дошкольниками;

Слайд 31 А сейчас мы хотим представить вам небольшой видеоролик нашей работы с детьми с ОВЗ по представленной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с п...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внут...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Применениенейропсихологическогоподхода в работе учителялогопеда с детьми с тяжелыминарушениями речи...