Статья для педагогов и родителей на тему: "Дыхание и речь"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья для педагогова и родителей на тему: "Дыхание и речь"
Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. детский сад № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Дыхание- основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание.
Для запуска и развития речи ребёнка очень важно научит его правильно дышать.Без правильного выдоха-сильной, длительной воздушной струи, нарушается и звукопроизношение и звучангие речи. Ребёнок, с неразвитым речевым дыханием будет недоговаривать окончания в словах, "глотать" их, вдыхать воздух, не договорив до конца слово или фразу. В результате этого речь становится смазанной и непонятной. Начинать развивать речевое дыхание нужно уже в раннем возрасте формировать сильный и плавный ротовый выдох. При этом нужно научить реб]ёнка расходывать воздух экономно и контролировать длительность выдоха. Также у ребёнка будет развиваться способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Нужно осуществлять планомерную коррекционную работу по формированию и развитию речевого дыханиия.
Игры и игровые упражнения помогают в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_pedagogov_i_roditelei_22dyhanie_i_rech22docx.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов и родителей
«Дыхание и речь»
Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А.
ГБДОУ детский сад № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербург
В работе по формированию правильного звукопроизношения важная роль
принадлежит речевому дыханию.
Рассмотрим вопрос более подробно.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое
дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для
поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно
влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным
воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши,
имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются впроизнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуханарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добиратьвоздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без
соблюдения логических пауз.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде
всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научитьребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в
нужном направлении.
Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный
контроль за правильностью дыхания.
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь
воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха
через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он
ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых
коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,
необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка,
даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо
ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно
чередовать с другими упражнениями.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно
выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40
см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур
натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит
дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы
ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не
добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить
метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги
к деревянной палочке. Можно использовать тонкую
папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает,
как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает
подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве
листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором
случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
«Осенние листья»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев
(желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу.
Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный.
Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их
внимание на то, какое шуршание издают листья.
«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые,
красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с
деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер -
подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на
полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового
выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети
собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про
зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на
снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все
поднимают вату, и игра повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных
мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики.
Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и
сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все
пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки
слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз.
Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной
пушинки.
Также можно организовать игру "Дед или баба?":
- Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только
один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит,
получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась
баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!
«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить
ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает
вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще
сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
«Песня ветра»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик "песня ветра".
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне
лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то,
какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал
громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха;
активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку.
Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно
дальше (дуть можно один раз).
- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка
улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха.
Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя
детьми: каждый дует на свою птичку.
Побеждает тот, чья птица улетела дальше.
Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз,
сильно не напрягались.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка
положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш,
чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку
подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном
конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая
друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за
столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз.
Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Весёлые шарики
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: легкий пластмассовый шарик.
Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую
игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик
и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив
друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола.
А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно
сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону
стола.
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так,
чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх.
Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не
опускался на пол.
- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае
шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы
ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно
дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое
детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику
(расстояние до шара 50-60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот,
кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить
территорию при помощи ленточки или веревки).
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный
кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как
бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем
предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой
сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из
одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае
струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование:
чей кораблик быстрее приплывет к цели.
«Уточки»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных
мышц.
Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие
резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку
утку с утятами и предлагает поиграть.
- Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
- Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем
утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не
только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.
«Пузырьки»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку;
активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную
трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на
поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые пузырьки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей
Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шаги в устранении заикания у дошкольников». Автор статьи: Учитель-логопед высшей категории Перцева И. А.
Статья для педагогов и родителей на тему: «Первые шагив устранении за...
Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".
Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, ф...
Статья для педагогов Коллективный труд как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
В статье анализируются компоненты профессиональной деятельности педагога, а именно – рассматривается роль профессиональных качеств и педагогического мастерства в процессе формирования личности п...
Статья для педагогов и родителей "Развитие связной речи у ребенка дошкольного возраста"
Статья для педагогов и родителей "Развитие связной речи у ребенка дошкольного возраста"...
Статья для педагогов и родителей: "Развитие мелкой моторики и речи детей"
Статья для педагогов и родителей:"Развитие мелкой моторики и речи детей"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-ПетербургРечь имеет в жизни огро...
Статья для педагогов и родителей "Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Статья для педагогов и родителей:"Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с тяжёлыми нарушениями речи"Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Вы...