Статья для педагогов и родителей "Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая группа)
Статья для педагогов и родителей:"Игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгского района
г. Санкт-Петербург
Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. с учётом постоянного увеличения числа дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.
Словарь-это слова(основные единицы речи, обозначающие предметы, явленения, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй- система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, синтаксический- умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Овладеть грамматическим строем речи-значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Формирование грамматического строя речи-это длительный и трудоёмкий процесс. Но если заинтересовать детей различными играми, то можно добиться хороших результатов в формировании лексико-грамматического строя речи детей.
Игры могут использовать на своих занятиях как педагоги, так и родители могут играть с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья для педагогов и родителей: «Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Подготовила: учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д /с № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербург.
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребёнок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам.
Если смысл "грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребёнок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе. Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребёнка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Когда же у ребёнка имеется общее недоразвитие речи (ОНР) , формирование грамматического строя происходит с еще большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Поскольку в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей (3—4 года) и видов логопедической работы.
Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.
С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление
При развитии речи дошкольников и коррекции её недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков- это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объём их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.
Поставила следующие задачи:
оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;
знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;
постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;
включать в работу по развитию лексико-грамматического строя воспитателей и родителей.
В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.
Работу веду по следующим направлениям:
1. Развитие словаря:
активизация и обогащение словаря по теме;
описание предметов, особенностей строения;
называние действий с данными по теме предметами;
называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;
упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;
употребление предлогов;
составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.
Развитие лексики
«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи — фрукты; одежда — обувь) .
«Найди лишний предмет»
«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.)
«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .
«Назови части»:
— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;
— дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.
«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:
— хитрая, рыжая, ловкая... (лиса) ;
— Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;
«Противоположности» (подбор антонимов).
Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .
«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) — девочка, медведь...; (что?) — время, дождь... и т.д.
«Кто как ест?» (по картинкам):
— Кошка лакает молоко;
— Собака грызет кость;
— Корова жует траву.
«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) — лает, бегает, рычит, кусает, грызет) ;
«Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).
Дети выкладывают лучики: солнце (какое?) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;
Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
Развитие грамматического строя речи
С целью развития словообразования использую с детьми следующие приемы работы (игры и задания):
«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) .
«Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса -ниц- работа по карточкам) .
«Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе) .
«Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша) .
«Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных) .
«Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»;
игра «Каша» (образование относительных прилагательных) .
Шуточная игра «Ехали мы, ехали...» (дифференциация глаголов с приставками) .
Работа над родственными словами (способствует уточнению значений слов, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова, например: подобрать слова-«родственники» к слову «снег».
Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает — ... (самолёт) , сам катится — ... (самокат) .
Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода) .
2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных
Цель: развивать у дошкольников словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.
Игры и упражнения:
«Один — много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);
«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных) ;
«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных) ;
«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных) ;
«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа) ;
закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;
«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе) ;
«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными) ;
«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными) ;
«Сладкоежка медвежонок» (согласование существительных с прилагательными в роде, числе) .
Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Полученные знания, навыки закрепляют на логопедических часах и дома.
Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет) . В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребенок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам.
Если смысл "грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе.
Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.
Когда же у ребенка имеется общее недоразвитие речи (ОНР) , формирование грамматического строя происходит с еще большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Поскольку в игре обучение идет успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приемов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учетом возраста детей (3—4 года) и видов логопедической работы.
Варьирование игр с привлечением разнообразного материала облегчает усвоение изучаемых грамматических форм при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей на протяжении всего занятия, более экономичному использованию учебного времени.
С помощью предлагаемых ниже игр даже в самых сложных случаях удается обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма.
МАГАЗИН ИГРУШЕК
Цель. Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еныс-, -юс-, -очк-; упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей по теме «Игрушки».
Наглядный материал.На ковролине пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие) : пирамида — пирамидка, кукла — куколка, машина — машинка, флаг — флажок, матрешка — матрешечка, мишка — ми-шенька, карандаш — карандашик, самолет — самолетик, пароход — пароходик, корзина — корзиночка, сумка — сумочка, шар — шарик, фонарь — фонарик.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть «в магазин». Воспитатель (или ребенок) — продавец, дети — покупатели.
Взрослый создает разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.
Примерные ситуации:
«Я хочу купить мяч, а для своей сестренки (братишки, маленькой соседки) — мячик».
«Мы хотим купить самолет, а для малыша в другой группе — самолетик».
И т. д.
НАКОРМИ ВЕЛИКАНА
Цель. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Наглядный материал. На ковролине плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета — конфеты, яйцо — яйца, орех — орехи, сосиска — сосиски, пряник — пряники, котлета — котлеты, торт — торты, помидор -— помидоры, огурец — огурцы, яблоко — яблоки, груша — груши, вишня — вишни, банан — бананы, лимон — лимоны и т. д.
Описание игры Кот в сапогах принес Великану продукты. Какие — перечисляет воспитатель или ребенок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.
Воспитатель. Что это?
Дети. Конфета, яйцо, орех, пряник, торт, сосиска, котлета, помидор, банан и т. д.
Великан не наелся, требует много еды. Педагог просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных воспитателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.
— Что принес Кот в сапогах?
— Конфеты, яйца, орехи, сосиски, лимоны, торты, вишни, яблоки, грушиит. д. (Дети прикрепляют картинки к ковролину)
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.
Наглядный материал. «Волшебный сундучок», на ковролине пары силу-этно изображенных картинок: мяч — мячик, зонт — зонтик, шар — шарик, стул —стульчик, бант — бантик, торт — тортик, фонарь - фонарик, стакан — стаканчик, кувшин — кувшинчик, цветок — цветочек.
Описание игры.
1-й вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.
2-й вариант. «Кто самый внимательный?»
Цель. Развитие слухового внимания и слухового восприятия.
Воспитатель . Снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.
Воспитатель тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. д.
ПУТАНИЦА
Цель. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения, активизировать словарь по теме «Одежда, обувь».
Наглядный материал. На ковролине две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам) . Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к ковролину.
Набор одежды и обуви: шарф — шарфик, платье — платьице, шапка — шапочка, куртка — курточка, сапоги — сапожки, халат — халатик, шуба — шубка, пижама — пижамка, ботинки — ботиночки, блузка — блузочка, трусы — трусики, кофта — кофточка, передник — передничек, сарафан — сарафанчик, майка — маечка, шорты — шортики, тапки — тапочки, юбка — юбочка, футболка — футболочка.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в гости к детям пришли две куклы — Даша и Дашенька.
Воспитатель. Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?
Дети. Большую.
Воспитатель. А какую куклу зовут Дашенька?
Дети. Маленькую.
Воспитатель. Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи будем давать Даше? Дети.
Большие.
Воспитатель. А Дашеньке? Дети. Маленькие. Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем к ковролину рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, Дашеньке — платьице» ит. д.
ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНАХ?
Цель. Учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.
Используемый материал.
Силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.
Описание игры. Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.
Педагог. Что у мальчика в чемоданах?
Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину
Дети. У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии).
Лексические и грамматические игры и упражнения для дошкольников
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша», а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий») .
«Укрась слово»
Цель: Учить подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида
(глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий(длинноухий).
А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки(ленточки, колечки от пирамидки) .
«Кто что умеет делать»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Аналогично игра проводится на другие темы.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами?(Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)Что делает дворник?(Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.)Что делает самолет?(Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)Что можно делать с куклой?(Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.
«Где что можно делать»
Цель:активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу?( Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.)Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке(катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .
Тема: «Формирование грамматического строя речи
у дошкольников»
Грамматика— совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов) .
При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов) .
Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
1 год 1 мес. – 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол) .
2 года – 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове) , направления (предлог при этом опускается: иди маме) ; творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом) ; предложный падеж со значением места – (лежит сумке) .
2 года 2 мес. – 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из, со значением направления (из дома) ; творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой) ; предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе) .
2 года 6 мес. – 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя) ; винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол) .
3 – 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса) , с предлогом вместо (вместо брата) .
Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.
В работе над грамматическим строем речи можно выделить несколько направлений:
Работа над структурой предложения
- педагог показывает предметы на картинках в определённой последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.
- педагог показывает предметы на картинках, не называя их, а дети придумывают предложения.
- распространение предложений.
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения:
- игра «Измени слово». Педагог, называя слово в ед. ч. бросает мяч ребёнку, ребёнок называет слово во мн. ч.
- игра «Кто самый наблюдательный?». Дети должны назвать, что они видят (я вижу….)
- игра «Кому нужны эти вещи?» (маляру нужна кисть, художнику нужны краски, портному нужна ткань и др.)
- заучивание стихотворения «Кому что»
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях
Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения.
Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению.
Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста.
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях
Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.
В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.
Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.
В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.
Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.
К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.
В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.
Лексико-грамматические игры и задания:
1. « Я знаю…».
Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.) », ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.
2. «Большой – маленький».
Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. ( напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)
3. «Отгадай, что задумано».
Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.) . Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.
4. «Повара».
Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный) ……» Можно варьировать задания, напр.:
суп из двух овощей (например, свекла и лук - свекольно-луковый) .
компот из фруктов (одного или двух) .
варенье из ягод (одного вида или нескольких) .
5. « Что бывает….?»
Можно использовать разные варианты:
- Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.) , ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш . т.д.)
- Согласование сущ. и прил. в роде и числе:
«Про что я скажу – деревянная…(бочка), сладкий…(мёд)…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.
Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....
Игра, как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья...
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим нарушением речи 5-6 лет
Современный ребенок к 4,5 -5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые ложные предложения; без труда пересказывать рассказы...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в подготовительной группе по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными"
План-конспект по теме: "Согласование местоимений наш, наша, наши с существительными". Различение детьми окончаний местоимений и подбор существительных в соответствии с родом и числом местоим...
Проект «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи».
Цель проекта: развитие мелкой моторики посредством создания иллюстраций в технике пластилинографии у детей с ТНР.Для решения проблемы развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР, я использовапа, метод ...