Статья для педагогов и родителей "Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи".
статья по коррекционной педагогике на тему

Киреева Вера Леонидовна

Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

         Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование правильного речевого и физиологического дыхания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющим общее недоразвитие речи.

В.Л. Киреева,

Воспитатель МАДОУ №16 «Тополек»

г. Серов, Свердловская область.

            Одной из основных задач коррекционной работы с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи, является развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

         Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

          Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей. А. Рождественской; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что положительно влияет на работу организма.

     Не секрет, что источником образования звуков является целенаправленная и сильная воздушная струя, которая выходит из легких через гортань, глотку, полость рта, носа наружу. Правильное речевое дыхание – основа правильной речи. Несовершенства речевого дыхания, неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха, отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

          Физиологическое дыхание детей с ОВЗ (ОНР) имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.      

       Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений, игровых заданий.

   Для чего это нужно? Прежде всего правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь, а также поможет правильно произносить те или иные звуки.

В своей практике мы стараемся сохранять этап оздоровительных моментов в коррекционном процессе.

    Установлено, что на протяжении дошкольного детства дети с ОВЗ отстают от сверстников по показателям среднесуточной двигательной активности. Поэтому, одним из этапов в организации любого, в том числе и логопедического занятия с ребенком ОВЗ, считается систематическое использование не только дыхательных, но и циклических упражнений в ходьбе, беге, танцевальных элементах и др.

      Прежде чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

     Многие игровые дыхательно-гимнастические комплексы и упражнения для развития правильного речевого дыхания мы используем как самостоятельно, так и в структуре занятий.

        В логопедической работе воспитателя и учителя-логопеда в раздел «дыхательная гимнастика» включены упражнения:

  • Для развития продолжительности речевого выдоха;
  • Дыхательные упражнения с движением и речью;
  • Дыхательные упражнения с активизацией воображения;
  • Дыхание в контрастном режиме;
  • Дыхание с добором воздуха;
  • Упражнения на развитие обоняния.

Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

  • На музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;
  • На занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;
  • На индивидуальных логопедических занятиях при выполнении дыхательной гимнастики;
  • На логопедических занятиях по вызыванию и уточнению изолированных звуков.

Работу по формированию правильного (рационального) дыхания мы проводим в следующей последовательности:

  • Развитие груднобрюшного типа дыхания.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

- добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе («звуковые дорожки»: спиральки, волнистые и ломаные линии; «гимнастика гласных звуков»;

- на одном выдохе произносить 3-4 слога;

- правильно произносить фразу из 2-3, и далее из 3-4, 5-6 слов

Например, игровое упражнение «Паровозик»: Цель: формирование лексико-грамматических средств языка (подбор слов-признаков (Какой? Какая? Какое? Какие?) и развитие правильного речевого дыхания.

Дети выкладывают картинки-схемы в каждый «вагончик», постепенно добавляя по одной картинке, и на выдохе произносят фразы, сначала короткие, а затем –более длинные.

                 Это яблоко.

                 Это красное яблоко.

                 Это красное, вкусное яблоко.

                  Это красное, вкусное, сладкое яблоко.

                 Это красное, вкусное, сладкое, ароматное яблоко.

                   

  • Слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы или скороговорку;
  • Сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов. (Например, фонопедическое упражнение «Весной» (Авторская разработка: метод В. Емельянова, М. Лазарева)

Существует определённая система, которой мы по возможности, придерживаемся при работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое(жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

Физиологическое(жизненное) дыхание.

Речевое дыхание.

Фазы: вдох-выдох-пауза.

Фазы: вдох -пауза-выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот

Время затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое(4:5)

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3).  Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Начинаем занятия с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые включаем в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в тёплое время года- в прогулки.

   Наиболее важным при развитии физиологического дыхания являются, так называемые, классические упражнения. Их цель координация ротового и носового дыхания, выработка нижнерёберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

  1. Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

        Варианты. Вдох обычный -выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую.

        2.. Вдох через нос, выдох через рот.

Если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами.

3.Вдох через рот, выдох через нос.

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

        4. Вдох и выдох через рот.

Если упражнение не получается зажать нос пальцами.

        5. Комбинированный вдох

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

6.Послушаем своё дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания.

        И.П.- стоя, сидя, лёжа. Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя, и откуда выходит;

* какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

* какое дыхание: поверхностное(лёгкое) или глубокое.

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

        Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки.

        7 Подыши одной ноздрёй.

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

        И.П. – сидя, стоя,

* правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй сделать тихий продолжительный вдох.

* как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть – через правую ноздрю сделать тихий продолжительный – выдох, чтобы в животе образовалась «ямка».

.        8. Погладить крылья носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами 5-6 раз.

9.Сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону, назад с поворотом туловища в ту же сторону-вдох, возврат в исходное положение -продолжительный выдох. То же в другую сторону.

Используем широко игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи (например, «Одуванчик», «Костер», «Свеча», «Погреем ладошки», «Сдуй птичку», «Листья летят» и др.). Используем в повседневной работе простой в оформлении и эффективный в постановке правильного дыхания тренажер –вертушку, приспособление с бельевыми прищепками для сушки носков. В зависимости от сезона на прозрачные тонкие ленточки прикрепляем с помощью прищепок снежинки, листочки разного цвета, облака, тучки с капельками, птичек, насекомых и т.д.

     После того как у детей будет сформирован длительный выдох, постепенно вводим голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, силу, тембр, голос:

  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и, затем, согласных звуков: [Ш]- «Гуси шипят», «Каша кипит», «Шар лопнул»; [Ж] – «Жук», «Пчела»; [С, З]- «Насос», «Ветерок», Мельница». «Комарик» и др.).
  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов: «Часики» (тик-так), «Петушок» (ку-ка-ре-ку), «Дровосек» (Ух-х-х), «Аромат цветов» (Ах! Ах, как вкусно! Ах, какой аромат! Ах, как вкусно пахнет) и т.д.

Используем игры-соревнования, направленные на совершенствование функций дыхания (правильного носового дыхания, выдоха без надувания щек, плавного короткого и длительного выдоха): «Фасолиевые гонки», «Футбол», «По тропинке», «Посади картошку в каждую лунку», «Колобок», «Лети, бабочка» и т.д.

  Таким образом, хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. И наша задача как можно эффективнее использовать любые приемы, пособия, виды деятельности для более быстрой коррекции всех речевых нарушений у детей с ОВЗ.

Список литературы.

  1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб. Детство-Пресс, 2012
  2. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2012.
  3. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - С.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. 128с. - (Учебно- методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников").
  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., АСТ, 2016.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключениемобщее недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании".

Рекомендации для педагогов и родителей "Учет возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей дошкольного возраста в воспитании и образовании"....

Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...

Конспект подгруппового логопедического занятия "По страницам сказки "Бычок - смоляной бочок" для детей младше-среднего дошкольного возраста с заиканием и общим недоразвитием речи на этапе сопряжённой речи

В логопедической работе с дошкольниками с заиканием и общим недоразвитием речи могут проводиться подгрупповые занятия не только по определённой лексической теме. Структуру занятия может определять как...